Характеристика экологической политики технологически развитых государств и государств ЕС (по выбору).

При подготовке использовать следующие вопросы:

а/ Каким образом представляются интересы различных социальных групп?

б/ В каких институциональных формах реализуются эти интересы?

в/ Какие дефициты испытывают группы и государственные и общественные институты при разрешении противоречий?

МОДУЛЬ II. Семинар №5

Характеристика экологической политики Китая

План семинара

1. Доклады участников, содокладчиков

2. Работа в группах: разработка прогноза развития Китая в ближайшие 20 лет.

3. Разработка в группах превентивных мер по обеспечению экологической безопасности государств, граничащих с Китаем: экономический, информационный, юридический, управленческий аспект.

Литература

1.Дыхание Китая: Тема номера // Отечественные записки. № 3, 2008 / http://www.strana-oz.ru/?ozid=44&oznumber=3

2. Китай в ХХI веке: глобализация интересов безопасности. М., Наука, 2007. – 327 с.

3. Максаковский В.П. Экологические проблемы Китая / Географическая картина мира. М.,

4. Материалы Интернет и методические материалы кафедры

5. Михеев В. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. М., московский центр Карнеги, 2005. – 647 с.

6. Наварро П. Грядущие войны Китая. М., 2007. – 272 с.

7. Ушаков И.В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М., 2008. 176 с.

8. Фортыгина Е.А. Китай: особенности землепользования и геоэкологические проблемы. 2007.

Темы докладов

1. Экстенсивный тип экономического развития Китая

2. Воздействие экологического кризиса на развитие страны

3. Особенности загрязнения окружающей среды

4. Позиция общества Китая в отношении вопросов экологической безопасности

Семинар № 6. Экологический конфликт: глобальный, региональный и локальный уровень

План семинара

1. Совместное чтение пакета методических материалов с описаниями экологических конфликтов (работа парами)

2. Анализ социально-экологического конфликта и разработка кейса по конфликту (работа в группах)

3. Анализ функций конфликта (работа в парах)

Литература

1. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования, 1994. № 5. С.142-147./ электр. вариант

2. Козер, Л. Завершение конфликта. Социальный конфликт:
современные исследования: реф. сб. / Л. Козер. М., 1991. С. 27-35.

3. Конфликтология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. П. Рат-
никова. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001.

4. Хасан Б.И. Психология образования: анализ конфликтов и перспективы их разрешения / М., 2002.

Задание 1. Прочитать и систематизировать материалы с описанием экологических конфликтов (включенность групп с различными интересами, по видам конфликтов, …)

Задание 2. Проанализировать и описать экологические конфликтные ситуации

Студенты выбирают в соответствии с собственными предпочтениями любой известный экологический международный, региональный или локальный конфликт и анализируют его. Можно также исследовать современные и развивающиеся конфликты, конфликтные ситуации (по материалам СМИ). Особый интерес представляет исследо­вание разными студентами одного и того же конфликта по материа­лам различных СМИ. Информацию по конфликтам студенты могут подготовить и принести на занятие, а также воспользоваться методическим пакетом материалов, выдаваемом на семинаре.

План анализа

1. Описать конфликт;

2. проанализировать структурные элементы и динамику конфликта;

3. оценить воз­можные варианты развития конфликта.

Ход занятия

Формируются малые группы для разработки кейсов, в которых представлены оппозиции:

а/ представителей производительной отрасли и мелкого предприятия отрасли;

б/ профессиональных и других групп «внутри» общества, например, жителей района и представителей власти, представителей СМИ.

Группы готовят «фабулы», содержащие описание поведения и указания на интересы и цели сторон, ожидания от реализации соответствующих позиций. Группы обмениваются фабулами и предпринимают попытки анализа конфликтов: выделяют основные единицы, процессы, их характеристики.

Ожидаемые результаты:

· Различения уровней групповых интересов и ценностей и их представленности в конкретных конфликтных формах:

· Выявление типичных эффективных и неэффективных форм поведения;

· Выявление ресурсных дефицитов и оформление запроса на аналитические ресурсы.

Подготовить ответы на вопросы:

o Как могут конкретизироваться интересы и цели сторон-участников в феноменах типичных конфликтов?

o Какие ресурсы могут быть использованы сторонами, являющимися не только непосредственными участниками в конкретных типичных конфликтах?

o Какие стратегии являются продуктивными и выигрышными в типичных конфликтах, связанных с экологией?

Задание 3. Проанализируйте, какие могут быть позитивные и негативные функции экологических конфликтов, и заполните таблицу:

Наши рекомендации