Тема 2. Экология популяции и сообществ. Экологические системы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экология»
Специальность: Землеустройство и кадастры
Учебный год, 2 курс, 4 семестр
1. Дисциплина относится к циклу ЕН.Б.05 дисциплин и является обязательной для изучения.
2. Итоговая форма контроля:зачет.
3. Система оценивания дисциплины:
Максимальное количество баллов за курс – 100 баллов, в том числе:
- текущая работа в семестре – 70 баллов;
- зачет – 30 баллов.
Более 55 баллов – зачтено. Допуск к зачету – 46 баллов.
Система оценивания текущей работы в семестре:
№ п\п | Виды текущего контроля | Количество баллов | Сроки проведения | Условия |
1. | Посещение лекционных учебных занятий – 5 занятий | 0-5 | По расписанию | Посещение 1 лекции – 1 балла |
2. | Посещение семинарских и практических занятий – 9 семинарских и 4 лабораторных занятий | 0-13 | По расписанию | Посещение 1 семинарского и 1 лабораторного занятия – 1 балл |
3. | Опрос на семинарских занятиях – 9 занятий | 0-18 | По расписанию | Выступление с сообщением, участие в дискуссиях на семинаре – максимум 2 балл. |
4. | Выполнение лабораторных работ (4 работы) | 0-8 | По расписанию | Засчитывается только при условии представления в виде оформленной печатной работы и защиты. Максимальное количество баллов за лабораторную работу – 2 балла |
5. | Доклад | 0-2 | По расписанию | Засчитывается только при условии представления на занятии. |
6. | Реферат | 0-5 | По расписанию | Засчитывается только при условии представления на занятии в виде оформленной печатной работы и защиты. |
7. | Составление мультимедийной презентации по теме | 0-4 | По расписанию | Засчитывается только при условии представления на занятии в виде оформленной презентации в формате MS Power Point с защитой. Максимальный балл за презентацию – 2 балла |
8. | Выполнение контрольной работы | 0-15 | По расписанию | Засчитывается только при условии представления на занятии, одно задание – max- 5 баллов |
70 баллов |
Система оценивания на зачете:
Билет включает в себя два вопроса по темам курса, каждый из которых оценивается исходя из 15 баллов:
· полный и правильный ответ, наличие корректных примеров – 15 баллов;
· правильный ответ, наличие незначительных недочетов, отсутствие корректных примеров – 10 баллов;
· неполный ответ, наличие значительных недочетов или ошибок, отсутствие корректных примеров – 5 баллов;
· отсутствие ответа – 0 баллов.
4. Темы, обязательные для изучения студентом:
Тема 1. Предмет экология. Место экологии в системе наук.
Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «Экология» Эрнстом Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современные разделы экологии. Ученые – основоположники экологии как науки (Э.Геккель, Ю. Одум, В. Шелфорд, В.И.Вернадский, В.В.Докучаев, В.Н.Сукачев, М. Бигон и др.).
Основные законы и принципы экологии. Закон минимума (Ю.Либих,1840г.). Закон толерантности (В. Шелфорд, 1913г.). Обобщающая концепция лимитирующих факторов (Ю.Одум).
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь состояния природной среды с социальными процессами. Значение экологического образования и воспитания.
Тема 2. Экология популяции и сообществ. Экологические системы.
Понятие «популяция». Показатели популяции. Кривые выживания. Регуляция численности. Понятие «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз», «экосистема». Видовая, пространственная и экологическая структуры биоценоза. Экологическая ниша. Типы связей и взаимоотношений между организмами. Пищевые цепи и сети. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды и её типы.
Тема 3. Биосфера как область взаимодействия общества и природы.
Понятие «биосфера», его сущность и методологическое значение. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль В.И.Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Эмпирические обобщения Вернадского. Общая структура и границы биосферы.
Концепция экосистемы. Экосистемы как хорологические единицы биосферы. Составные компоненты экосистем, основные факторы, обеспечивающие их существование. Развитие экосистем: сукцессия. Основные типы наземных экосистем. Особенности сукцессии наземных экосистем.
Деградация природы. Коэволюция. Основные закономерности развития биосферы (агрегатная, пространственная, энергетическая, геохимическая, зональная и др. неоднородность).
Понятие «ноосфера» и его специфика. Современные проблемы взаимодействия природы и общества. Формирование экологической потребности.
Тема 4. Окружающая среда и здоровье человека.
Человек как биологический вид. Его экологическая ниша. Экотипы. Гомеостаз и адаптация. Онтогенез человека и его критические периоды. Среда обитания человека, разнообразие условий.
Понятие «здоровье» и «среда». Факторы риска и их классификация. Физические факторы (ионизирующее излучение, шум, землетрясения и др.). Химические (вредные химические вещества, в воде и воздухе, продуктах питания). Биологические факторы (болезнетворные бактерии и вирусы, пыльца растений, паразиты и нападения голодных животных). Следствие культурной деятельности человека (условия труда и быта, курение, алкоголь, вождение автомобиля и др.). Базовые потребности и качество жизни. Стресс и тренировка. Генетика человека и генетический груз. Условия воспроизводства здорового потомства. Основные мишени и эффекты агрессивного воздействия окружающей среды на здоровье человека. Жизнь в агро-, урбоэкосистемах; жизнь в экстремальных условиях. Экология человечества. Демографические показатели здоровья населения. Качество жизни, экологический риск и безопасность.
Преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное воздействие человека на природу. Экологический кризис. Ограниченность ресурсов и загрязнение среды как факторы, лимитирующие развитие человечества.
Тема 5. Экологический риск и его оценка.
Понятие «экологический риск» и методические подходы к его оценке. Надежность системы, оценка надежности человека и технологий.
Факторы риска: химические, физические, курение, алкоголь, пищевые добавки и др. Методика оценки экологического риска и расчет коэффициента предпочтения. Оценка риска и управление риском. Экологический маркетинг.
Тема 6. Глобальные экологические проблемы. Взаимосвязь
экологии, экономики, политики и социальных проблем.
Понятие «глобальная» проблема. Наука глобалистика. Тенденции глобализации и регионализации современного мира.
Классификация глобальных проблем человечества (универсальные, экологические, демографические и т.д.). Экологические катастрофы. Причины и масштабы экологических проблем. Глобальные экологические проблемы: энергетическая, продовольственная, сырьевая, разрушение озонового экрана, усиление «парникового» эффекта и потепления климата, кислотные дожди и др.
Тема 7. Концепция устойчивого развития.
Всемирная стратегия охраны природы в конце ХХ в. Работы Римского клуба «Пределы роста», «Человечество на перепутье». Значение Стокгольмской конференции 1972г. Создание Международной Комиссии по окружающей среде (комиссия Г.Х.Брундтланда, 1984г.). Экономический рост и природопользование, значение доклада «Наше общее будущее» (1987г.).
Всемирная конференция «Окружающая среда и развитие» (Рио-де-Жанейро, 1992г.). Итоги работы и основные документы: 1.Декларация по окружающей среде и развитию;
2. Повестка дня на ХХI век;
3. Заявление о принципах защиты и управления всеми видами лесов;
4. Конвенция о биологическом разнообразии;
5. Конвенция об изменении климата.
Реализация решений конференции в Рио-де-Жанейро. Концепция устойчивого развития. Основополагающие моменты концепции устойчивого развития.
Концепция перехода России на модель устойчивого развития. Анализ основных концепций. От федерального к региональному уровню решения проблем устойчивого развития. Экологическая доктрина России.
Тема 8. Основы рационального природопользования.
Понятие и сущность природно-ресурсного потенциала. Природные ресурсы, их классификация. Природные условия, их экономическая и внеэкономическая оценка. Место и роль природно-ресурсного потенциала в развитии и размещении производительных сил. Тип природопользования как этап в развитии и размещении производительных сил.
Понятие и сущность природопользования. Виды природопользования. Принципы рационального природопользования. Принцип максимизации природопользования. Принцип минимизации природопользования.
Научно-технический прогресс и природопользование. Основные направления научно-технического прогресса в природопользовании.
5. Задания студенту, соответствующие темам курса: