Тема 6. Экология сообществ и концепция экосистемы
Задание 1.Объясните, почему нельзя называть экосистемой любую биосистему, например, консорцию или синузию?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.Рассмотрите рисунок 11 и сделайте необходимые пояснения к нему:
Рисунок 11 – Жизнь вокруг пня – пример консортивных связей (по М. Скотту, 1995)
Центральный член консорции ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Косорбенты первого порядка ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Косорбенты второго порядка_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Дайте характеристику и приведите примеры основных биоценотических связей.
Трофические связи__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Топические связи ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форические связи__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зоохория_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форезия________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фабрические связи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Каждый биоценоз с необходимостью включает представителей трех экологических групп организмов – продуцентов, консументов и редуцентов. Изучите схемы на рисунках 12, 13, 14, раскройте понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», приведите соответствующие примеры.
Рисунок 12 – Цепи питания и трофические уровни в типичной наземной экосистеме (по Б. Небелу, 1993)
Продуценты___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Консументы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Редуценты____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.Группа видов-продуцентов образует уровень первичной продукции, на котором утилизируется внешняя энергия и создается масса органического вещества. Продуценты – основа трофической структуры и всего существования биоценоза. Что такое «первичная продукция» (валовая и чистая), «биологическая продуктивность» и «траты на дыхание»?
Валовая первичная продукция_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Биологическая продуктивность ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чистая первичная продукция ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Траты на дыхание ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Рисунок 13 – Блок консументов (по Б. Небелу, 1993)
Задание 5. Приведите примеры животных, являющихся консументами I, II и III порядков. Что такое «вторичная продукция» сообщества? Почему консументы – это управляющее и стабилизирующее звено в экосистеме?
Консументы I порядка ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Консументы II порядка_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Консументы III порядка_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторичная продукция сообщества_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Управляющее и стабилизирующее значение консументов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. На уровне консументов происходит разделение потока органического вещества по разным группам потребителей: живое органическое вещество следует по цепям выедания, а мертвое – по цепям разложения. Дайте определения терминам «пастбищная цепь» и «детритная цепь». Что такое детрит? Приведите примеры организмов-редуцентов. В каких экосистемах – наземных или водных – наиболее высока активность детритного блока?
Рисунок 14 – Фрагмент одной из наземных детритных пищевых цепей (по Б. Небелу, 1993)
Пастбищная цепь ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Детритная цепь____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Детрит_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Редуценты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активность детритного блока ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.На рисунке 15 изображены некоторые простые пищевые цепи. Обозначьте трофические уровни соответствующими символами: П – продуценты; КI, KII, KIII – консументы соответствующих порядков; Р – редуценты.
Рисунок 15 – Простые пищевые цепи (по Б. Небелу, 1993)
Задание 9. Рассмотрите рисунок 16 и объясните, что такое «пирамида чисел», «пирамида биомасс» (продукции) и «пирамида энергии». Объясните, почему пирамиды чисел для цепей паразитов и пирамиды биомасс для пелагиали океана (в момент «мгновенного измерения») имеют перевернутый вид (стоят «вверх ногами»).
Рисунок 16 – Экологические пирамиды:
А. Пирамиды чисел. Б. Сравнение пирамид чисел, биомассы и энергии для пищевой цепи люцерна – скот – человек (на 4 га). Масштаб логарифмический (по E. Odum, 1971)
Пирамиды чисел__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пирамиды биомасс________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пирамиды энергии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пирамида чисел для цепей паразитов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пирамида биомасс для пелагиали океана ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.Изучите схему на рисунке 17, дайте определение понятию «первичная сукцессия» и характеристику основных стадий первичной сукцессии по Ф. Клементсу. В каких местах Земли могут в настоящее время происходить первичные сукцессии?
Рисунок 17 – Обобщенная схема первичной сукцессии
Первичная сукцессия_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадии первичной сукцессии по Ф. Клементсу______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Что такое климаксовое сообщество? Как изменяется продуктивность и биомасса при переходе сообщества в стадию климакса? Какие сообщества называют узловыми?
Рисунок 18 – Изменение продуктивности и биомассы при переходе к климаксовому сообществу
Климаксовое сообщество____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Узловое сообщество____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачтено, оценка ___________________ | Не зачтено ________________________ |
_________________________ (подпись) | _________________________ (подпись) |
Рекомендации преподавателя