Правовые меры обеъпечения ядерной и радиционной безопаъноъти

ООТ И ОБЪЕКТОВ

сюда относятся земли природных заповедников, заказников, памятников природы и др.
Правовой режим земель заповедников определен в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». На территории заповедника полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты(земля, вода, недра и т.д.). Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. Цель – сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений и др. Земля, воды, недра находящиеся на территории заповедника предоставляются ему в пользование, а здания, сооружения и т.д. на праве оперативного управления. Существует запрет изъятия или иного прекращения прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые входят в заповедники. Недвижимость и природные ресурсы полностью изымаются из оборота.
Задачи: осуществление охраны природных территорий; организация и проведение научных исследований; экологическое просвещение и т.д.
На прилегающих к территориям заповедника участкам создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В заповеднике запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам и режиму ООТ (изменяет гидрологический режим, сенокошение, пастьба скота, сплав леса, любая охота, пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров и т.д.) Допускается деятельность направленная на сохранение, восстановление и прочее предотвращение.
В заповедниках могут выделяться участки на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные системы объекты, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника.
Пребывание на территории заповедника не сотрудников допускается при наличии разрешений органов и дирекции.
Есть еще биосферные заповедники – входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
Правовой режим земель заказников:
Ими являются территории(акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
Виды:
Комплексные – для сохранения и восстановления природных комплексов;
Биологические – для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных;
Палеонтологические – ископаемых объектов;
Гидрологические – ценных водных объектов и экологических систем;
Геологические – объектов и комплексов неживой природы.
Постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность(рекреационная, хозяйственная и т.д.), если она противоречит целям создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам – распашка земель, любая охота, сбор коллекций, сплав леса, взрывные работы и т.д.
Исключение – на территории заказника, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей. Режим особой охраны определяется положением о заказнике. Заказники обозначаются предупредительными знаками.
Правовой режим земель памятников природы:
Это уникальные, невосполнимые, ценные (в научном, культурном и т.д.) природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
По положению о памятниках природы, ими могут быть объявлены участки суши и водного пространства, одиночные природные объекты: участки с преобладанием культурного ландшафта (аллеи, каналы…); места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных и исчезающих видов растений и животных; лесные массивы и участки леса.
Могут быть федерального или регионального значения.
Объявление комплексов и объектов памятниками природы, а территорий , занятых ими территориями памятников природы допускается с изъятием участков у собственников, владельцев и пользователей.
Режим особой охраны в следующем:
Запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Использование допускается в целях: научных (мониторинг окружающей среды), эколого-просветительских, рекреационных, природоохранных, иных, не противоречащих задачам.
Допустимые виды использования памятника устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения. Если на твоей территории находится памятник природы, то ты принимаешь обязательство на себя по обеспечению режима особой охраны, но расходы за счет бюджета.
Возможность признания объектов памятниками природы предусмотрена в иных законах – о недрах – редкие геологические обнажения, минералогические образования и еще чего-то страшное.
Правовой режим земель национальных парков:
Ими являются природоохранные, эколого-просветительские, научно-исследовательские учреждения, территории(акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Земля, вода, недра предоставляют паркам в пользование. В отдельных случаях в границах нацпарков могут находиться участки иных пользователей, а также собственников. Нацпарки имеют исключительное право приобретения этих земель. Это федеральная собственность. Здания, сооружения на праве оперативного управления. Вокруг парка – охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Задачи: сохранение природных комплексов, историко-культурных объектов, экологическое просвещение населения восстановление комплексов и объектов природных и т.д.
Есть функциональное зонирование, в результате выделяются различные функциональные зоны:
Заповедная – запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование; Особо охраняемая – обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, допускается строго регулируемое посещение; Познавательного туризма – экологическое просвещение; Рекреационная – отдых и т.д.
Запрет любой деятельности, которая может нанести ущерб – разведка полезных ископаемых, предоставление дачных участков и т.д.
Существуют зоны традиционного экстенсивного природопользования – там где проживают коренные народы, они могут вести хозяйственную деятельность, кустарные и народные промыслы по согласованию с дирекцией.
Ограничивается расширение и строительство новых хозяйственных объектов.
Допускается строительство спортивных, физкультурно-оздоровительных и прочих сооружений с разрешения Правительства РФ. Нацпарки – юридические лиц, некоммерческие организации. Для организации рекреационной и оздоровительной деятельности участки могут предоставляться в аренду гражданам и юридическим лицам.
Правовой режим земель природных парков:
Являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территория включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность.
Главная цель – организация их рекреационного использования, в целях отдыха населения и туризма.
Земли парков предоставляются им в бессрочное(постоянное) пользование, в отдельных случаях они находятся на землях пользователей или собственников.
Задачи: сохранение природной среды, природных ландшафтов, создание условий для отдыха и т.д.
Тоже юридические лица, некоммерческие.
Существует зонирование территории. На территории устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности участков. Выделяются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные зоны.
Запрещена деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение ценных качеств парков. Конкретные особенности определяются положением о природном парке.
Правовой режим земель дендрологических парков и ботанических садов:
Это природоохранные учреждения, для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, просветительской деятельности. Территории передаются в бессрочное пользование им и предназначаются только для выполнения их задач. Территория может быть разделена на функциональные зоны: экспозиционную, научно-экспериментальную, административную. Особенности определяются в положении о конкретном парке или саде.

Правовые меры обеъпечения ядерной и радиционной безопаъноъти

Радиоактивные вещества представляют источник особо повышенной опасности как для здоровья людей, так и для всех живых организмов.

К радиоактивным веществам относятся:

1. ядерные материалы;

2. взрывчатка;

3. ядерные боеприпасы;

4. радиоактивные газы;

5. многочисленные источники ионизирующего излучения как закрытого, так и открытого типов;

6. радиоактивные отходы.

Естественный радиоактивный фон представляет собой дозу излучения, которая создается космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воздухе, воде, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Ядерная и радиационная безопасность – составная часть экологической безопасности, под которой понимается состояние защищенности граждан, животного и растительного мира, государства или региона в целом от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф.

Законодательство о ядерной и радиационной безопасности объединяет правовые акты различной юридической силы. К базовым законодательным актам, которые регулируют общественные отношения в области использования атомной энергии и защиты населения от радиационного загрязнения, относятся Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170–ФЗ «Об использовании атомной энергии» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».

В законах и иных нормативных актах закрепляется:

1. исключительное право РФ на разработку, использование и реализацию радиоактивных веществ;

2. исключительно разрешительный порядок работы с радиоактивными веществами;

3. строго детализированные правила обращения с радиоактивными веществами;

4. правила эксплуатации ядерных реакторов и иных подобных установок и приборов радиологического профиля, призванных предотвращать наступление вредных последствий;

5. устанавливаются виды и размеры юридической ответственности физических и юридических лиц за несоблюдение названных правил.

Предприятиям, учреждениям и организациям запрещено:

1. производить работы с радиоактивными веществами, не имея соответствующего разрешения;

2. применять технологии и использовать оборудование, не отвечающее требованиям ядерной и радиационной безопасности;

3. размещать оборудование и установки для работы с радиоактивными веществами в жилых зданиях и вблизи детских учреждений, больниц.

Санитарно-защитная зона – территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. Федеральным законодательством установлен достаточно большой объем требований, соблюдение которых призвано обеспечить ядерную и радиационную безопасность. Отдельные требования изложены в ст. 48 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой:

• юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующего излучения) и ядерных материалов, не допускать превышения установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения;

• ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядер­
ных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, кроме случаев, установленных Федеральным законом «Об охране окружающей среды»;

• ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств
на основе международных договоров, ратифицированных Россий­
ской Федерацией, облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если про­
ведены государственная экологическая экспертиза и иные государ­
ственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные федеральным законодательством, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» устанавливаются специальные требования. Так, решение о размещении и сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения должно приниматься с учетом:

• потребностей в них для решения хозяйственных и оборонных задач Российской Федерации и отдельных ее регионов;

• наличия необходимых для размещения указанных объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии;

• отсутствия угрозы безопасности ядерной установке, радиационному источнику или пункту хранения со стороны расположенных вблизи гражданских или военных объектов;

• возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов использования атомной энергии для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно­бытового развития региона.

В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения должны устанавливаться санитарно­защитная зона и зона наблюдения,
в которых осуществляется контроль за радиационной обстановкой.

В санитарно­защитной зоне запрещается размещение жилых
и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно­оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно­защитной зоны. В зоне наблюдения органами государственного санитарно­эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 14 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» установлены требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, в том числе необходимость:

соблюдать требования законодательства, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно­защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

проводить:

контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;

подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;

выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Особые требования предъявляются к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, при радиационной аварии. Они, в частности, обязаны:

обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;

проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;

принять меры по:

оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии;

локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;

провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии.

Наши рекомендации