О лекции «Нормирование в области охраны ОС» в ходе самостоятельной работы студентами изучается тема, выносимая на семинарское занятие «Основы нормирования в области охраны ОС».
В ходе самостоятельной работы студенты готовят рефераты в письменном виде и материалы для обсуждения (дискуссий) по вопросам данной темы и ответы на тестовые задания.
Темы рефератов:
1. Нормирование в области охраны ОС, его сущность и содержание;
2. Экологические нормативы качества ОС;
3. Основы экологического мониторинга, надзора и контроля в области охраны ОС.
Перечень самостоятельно изучаемых студентами вопросов, выносимых на семинарское занятие:
1. Предельно допустимая концентрация, ее разновидность и количественные значения для различных компонентов природной среды;
2. Предельно допустимые уровни физического воздействия, их сущность и содержание;
3. Экологическая стандартизация;
4. Лицензирование экологически значимой деятельности;
5. Экологическая сертификация.
Тестовые задания по теме:
ариант №1
1) На каких основных показателях базируются нормативы качества ОС?
а) медицинском; б) технологическом; в) научно-техническом.
2) Нормативы качества ОС относятся к числу:
а) законодательных норм; б) технических показателей; в) технико-экономических показателей.
3) Экологические нормативы объединяют в:
а) санитарно-гигиенические нормативы; б) производственно-хозяйственные нормативы; в) экологические нормативы.
4) ПДК вредных веществ - это:
а) верхний предел устойчивости организма; б) предел терпимости организма; в) предел непереносимости организма.
5) Разработка нормативов ПДК проводится с применением методов:
а) эргономики; б) токсикологии; в) психологии; г) вирусологии.
ариант №1
6) Норматив ориентировочно безопасного уровня воздействия (ОБУВ) - это:
а) временный гигиенический норматив; б) постоянный норматив; в) норматив, определяющий уровень воздействия во времени.
7) Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) физических воздействий включают:
а) ПДУ шума и вибрации; б) ПДУ напряженности электромагнитных полей высоковольтных линий электропередач; в) ПДУ облучения для источников высокочастотных, ультравысокочастотных и сверхвысокочастотных излучений; г) ПДУ радиационного воздействия и теплового загрязнения.
8) Действующие в России значения ПДК для большинства веществ являются более жесткими нормативами, чем установленные в других странах?
а) одинаковыми; б) более жесткими; в) менее жесткими.
9) Какими показателями оценивается качество воды?
а) санитарно-токсикологическими; б) общесанитарными; в) экологическими.
10) Жесткость воды обусловлена наличием в ней:
а) катионов кальция и магния; б) железа; в) металлических загрязнителей; г) нерудных материалов.
о лекции «Экозащитная техника и технология» в ходе самостоятельной работы студентами изучается тема, выносимая на семинарское занятие «Отходы. Экозащитная техника и технологии, методы защиты ОС».
В ходе самостоятельной работы студенты готовят рефераты в письменном виде и материалы для обсуждения (дискуссий) по вопросам данной темы и ответы на тестовые задания.
Темы рефератов:
1. Отходы производства и потребления, их классификация, размещение и обращение с ними;
2. Порядок сбора и очистки сточных вод на водном транспорте;
3. Способы очистки воды от нефти и нефтепродуктов.
Перечень самостоятельно изучаемых студентами вопросов, выносимых на семинарское занятие:
1. Способы переработки и утилизации отходов;
2. Классификация системы очистки воздуха от примесей, аппаратурное обеспечение пылеулавливания и методы очистки промышленных газов;
3. Что такое промышленные стоки, способы и методы их очистки;
4. Системы и аппараты пылеулавливания;
5. Методы ликвидации разливов нефти на водной поверхности.
Тестовые задания по теме:
ариант №1
1) Процесс укрупнения дисперсных частиц в результате их взаимодействия с коагулянтами (солей аммония, железа, меди, шламовых отходов), которые в воде образуют хлопья гидроксидов металлов - это:
а) процесс укрупнения частиц; б) коагуляция; в) агрегирование; г) комплексообразование.
2) Отходящие (выпускные) газы, получающиеся после сгорания топлива в цилиндре двигателя внутреннего сгорания (продукты сгорания) и имеющие высокую температуру - это:
а) отработавшие газы; б) отходящие газы; в) токсичные газы; г) выхлопные газы.
3) Все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, образующиеся в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежащие постоянному или периодическому удалению, называются:
а) мусор; б) отходы; в) излишки; г) остатки.
4) Одна из разновидностей горизонтального отстойника для удаления из воды жиров, нефтепродуктов и других жидкостей с относительной плотностью, меньшей плотности воды, означает:
а) нефтеловушка; б) нефтеотстойник; в) нефтесборник; г) нефтеочиститель.
5) Термин «Нефтесодержащие воды», означает:
а) вода с содержанием высокой концентрации нефти; б) смесь воды с любым содержанием нефти; в) смесь воды с нефтью; г) присутствие в воде загрязнителей в виде нефти.
ариант №2
6) Снижение содержания загрязняющих веществ до уровня, не превышающего нормативы качества атмосферного воздуха, воды и почвы, установленные законодательством означает:
а) очистка; б) ликвидация; в) дегазация; г) дезинфекция.
7) Длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи сточных вод, нефтесодержащих вод, мусора и других отходов, означает:
а) своевременность сдачи сточных вод, нефтесодержащих вод и мусора;
б) автономность плавания по условиям экологической безопасности;
в) необходимость сдачи сточных вод, нефтесодержащих вод, мусора и других отходов в приемные устройства;
г) автономность судоходства.
8) Деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов для получения вторичного сырья, полезной продукции и (или) уничтожение и захоронение неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов, означает:
а) классификация отходов; б) ликвидация отходов; в) захоронение отходов; г) компостирование отходов.
9) Ограничение места действия, распространения какого-либо явления, экологически опасного процесса в водной среде, означает:
а) локализация; б) ограждение; в) ликвидация; г) предупреждение.
10) Воды, образующиеся в машинных и котельных отделениях кораблей и судов в результате протечек топлива, масла, воды из трубопроводов, спусков отстоя, протечек забортной воды через дейдвудное устройство, сальники, утечек топлива и масла при эксплуатации машин и механизмов, называются:
а) льяльные воды; б) вешние воды; в) сточные воды; г) фекальные воды.
ариант №3
11) Сооружение в виде большого резервуара для обезвреживания осадков, выделяемых при биологической очистке сточных вод, с помощью микроорганизмов без доступа воздуха - это:
а) метатенк; б) вакуумная установка; в) объемный резервуар с элементами биологической очистки; г) железнодорожная цистерна.
12) Микрофильтр для очистки воды - это:
а) сорбент; б) сетчатый фильтр для задержания мелких взвешенных веществ и планктона; в) мелко решетчатое устройство; г) сетчатый отстойник.
13) Качество обработки загрязненных сточных и нефтесодержащих вод на судовых автономных станциях определяется по следующим нормативам:
а) взвешенным веществам, биологическому потреблению кислорода, коли-индексу и водородному показателю;
б) взвешенным веществам, биологическому потреблению кислорода, коли-индексу и ПДК;
в) ПДК;
г) биологическому потреблению кислорода, коли-индексу и водородному показателю и ПДК.
14) Захоронение отходов в океанах и морях с учетом экологических требований - это:
а) дампинг; б) заглубление; в) потопление; г) захоронение.
15) Установка для уменьшения объема и массы мусора по средствам сжигания - это:
а) инсиниратор; б) камин; в) специальная печь; г) установка-уплотнитель.
ариант №4
16) По принципу действия нефтеводяные сепарационные установки условно делятся на следующие основные типы:
а) гравитационные, флотационные, коалесцирующие, фильтрационные, центробежные; б) флотационные, коалесцирующие; в) фильтрационные, центробежные; г) по типам не делятся.
17) Очистка сточных вод осуществляется с применением следующих методов и способов:
а) механический, физико-химический, химический, биологический, термический;
б) отстаивание, коагулирование, аэрация, озонирование, сжигание;
в) процеживание, фильтрование, флотация, сорбция, хлорирование;
г) центрифугирование, дезодорация, нейтрализация, биологическое окисление, сжигание.
18) Процесс очистки газа (воздуха) от газообразных химических примесей, содержащихся в очищенном от пыли газовом (воздушном) потоке - это:
а) пылеочистка; б) газоочистка; в) воздухоочистка; г) промывка.
19) Что такое скрубберы и циклоны?
а) аппараты, применяющиеся в промышленности для очистки выбросов от саже-пылевых частиц;
б) термины, применяющиеся для обозначения вихревых потоков в динамических структурах;
в) аппараты для очистки химических веществ;
г) воздухоочистители.
20) Основными способами обработки судовых отходов являются:
а) сепарация твердых отходов на отдельные фракции с последующим брикетированием, размельчение с последующим растворением в воде;
б) сжигание, сепарация, химическая обработка, биологическая обработка;
в) сортировка, размельчение, сжигание, химическая обработка специальными растворами;
г) биотермическая переработка, сепарация твердых отходов на отдельные фракции с последующим брикетированием, размельчение с последующим растворением в воде, химическая обработка растворителями, термическое сжигание.
о лекции «Экологические аспекты деятельности водного транспорта» в ходе самостоятельной работы студентами изучается тема, выносимая на семинарское занятие «Экологические аспекты профессиональной деятельности соответствующих специалистов водного транспорта».
В ходе самостоятельной работы студенты готовят рефераты в письменном виде и материалы для обсуждения (дискуссий) по вопросам данной темы и ответы на тестовые задания.
Темы рефератов:
1. Источники и особенности негативного воздействия водного транспорта на ОС;
2.Международные нормативные и рекомендательные документы в области предотвращения загрязнения водной среды, их краткое содержание;
3. Российские законодательные акты и нормативные документы в области предотвращения загрязнения водной среды, их краткое содержание.
Перечень самостоятельно изучаемых студентами вопросов, выносимых на семинарское занятие:
1. Область профессиональной деятельности соответствующих специалистов водного транспорта, сопряженная с экологической опасностью для ОС;
2. Загрязнение водной среды и атмосферы с судов, акваторий портов и пути его предотвращения;
3. Нормативно-законодательная база управления водяным балластом;
4. Экологическая обстановка на судах, способы защиты экипажей от ее воздействия.
Тестовые задания по теме:
ариант №1
1) Использование, производство, переработка, хранение или транспортировка радиоактивных, пожаровзрывоопасных, опасных химических и биологических веществ, создающих реальную угрозу возникновения источника ЧС, определяют для ВТ:
а) ограниченность использования; б) потенциальность опасности; в) реальность опасности; г) чрезвычайную опасность.
2) Выполнение профессиональных функций специалистами объектов ВТ с использованием соответствующих технических систем, оборудования, приборов и механизмов, обуславливающие появление экологических опасностей для человека и ОС, относятся к факторам:
а) антропогенным; б) эдафогенным; в) орографическим; г) фитогенным.
3) Эксплуатация судов и систем их обслуживания сопровождается, как правило, образованием опасностей загрязнения ОС, особенно водной, появляющихся в результате:
а) сбросов НВ из машинно-котельных помещений и грузовых танков танкеров, сбросов мусора, СВ и балласта, содержащего чужеродные организмы, которые способны вызвать нарушение экологического равновесия в замкнутых экосистемах;
б) выбросов выхлопных газов из судовых силовых установок, содержащих окислы серы и окислы азота и эмиссии летучих органических веществ при погрузке/разгрузке и транспортировке нефти и нефтепродуктов;
в) аварийных разливов нефти в результате столкновения, посадки на мель или разрушениях танкеров вследствие штормового воздействия;
г) всё вышеперечисленное.
4) Применительно к специальности «Технологии транспортных процессов» (ФГОС ВПО от 22.12.2009 №803) объектами профессиональной деятельности, связанными с экологической опасностью, являются:
а) транспортное перегрузочное оборудование;
б) выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
в) технология и организация перевозки;
г) всё перечисленное.
5) Механические примеси, кислоты, щелочи, цинк, медь, железо, никель и их соединения, органические растворители, масла и др. нефтепродукты содержатся в составе:
а) судовых сточных вод; б) сточных вод судоремонтно-судостроительных заводов; в) сточных вод, образующихся при проведении дноуглубительных работ; г) сточных вод с территории порта.
ариант №2
6) По своему назначению и условиям эксплуатации ВТ подразделяется на:
а) внутренний водный транспорт и морской транспорт; б) внутренний водный транспорт и внешний водный транспорт; в) речной транспорт и морской транспорт; г) внутренний водный транспорт, морской транспорт и смешанный водный транспорт.
7) К внешним факторам, обуславливающим появление экологических опасностей для человека и ОС от объектов ВТ, в первую очередь относятся:
а) погодно-климатические; б) физико-химические; в) зоогенные; г) рельефные.
8) Группой экспертов ИМО при анализе и количественной оценке загрязнения моря с судов была принята классификация сбросов нефти и нефтепродуктов в морскую среду с судов, включающая:
а) эксплуатационные сливы и стоки нефтесодержащих вод с танкеров, разливы при аварии танкеров;
б) сбросы у причалов, включая бункеровочные операции;
в) сбросы с льяльными водами и отходами топлива, разливы при авариях судов, не являющихся танкерами;
г) все вышеперечисленное.
9) Важнейшим следствием береговой эрозии является:
а) потеря земли в результате смыва почвенного покрова; б) заиливание мелких рек и водохранилищ; в) повышение мутности воды; г) биологическое загрязнение водных объектов.
10) Основным источником поступления оксидов азота в атмосферу на водном транспорте являются:
а) перегрузочные работы в порту; б) судовые главные силовые установки и вспомогательные дизель-генераторы; в) судоремонтно-судостроительные предприятия; г) аварийные разливы нефтепродуктов.
ариант №3
11) К объектам инфраструктуры ВВТ, представляющим потенциальную экологическую опасность для человека и ОС относятся:
а) судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом и средства навигационного оборудования;
б) перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;
в) причалы и портовые причальные сооружения;
г) все вышеперечисленное.
12) Судовое (корабельное) электрооборудование и средства автоматики; электрооборудование и средства автоматики дизельных и атомных электростанций, газо-турбокомпрессорных установок являются объектами профессиональной деятельности, связанными с опасностью, применительно к специальности:
а) эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;
б) эксплуатация судовых энергетических установок;
в) строительство (в части ВТ);
г) судовождение.
13) В соответствии с Дополнением к Приложению II к конвенции
МАРПОЛ-73/78 «Руководство по классификации ВЖВ» все ВЖВ, перевозимые на судах наливом, по степени вредности для морской среды делятся на следующие категории:
а) с чрезвычайно высокой (А), с высокой (В), со средней (С) и с низкой (D)степенью вредности;
б) с высокой (А), со средней (В) и с низкой (С) степенью вредности;
в) с высокой (А), с умеренной (В) и с низкой (С) степенью вредности ;
г) чрезвычайно вредные ЖВ, вредные ЖВ, маловредные ЖВ.
14) При посадке судна на мель, столкновении судов, разрыве соединительных шлангов в процессе грузовых операций на танкерах, бункеровке судов топливом и смазочными материалами происходит:
а) аварийное загрязнение; б) случайное загрязнение; в) незначительное загрязнение; г) опасное загрязнение.
15) Для оценки загрязнения ОС отработавшими газами ДВС рекомендуется производить отбор проб:
а) во время стоянки в порту под грузовыми операциями и без грузовых операций;
б) при маневрировании, подходе к порту и выходе из порта, при проходе через каналы и проливы;
в) на полном ходу при эксплуатационной мощности главного двигателя;
г) на всех перечисленных режимах.
ариант №4
16) Содержащиеся в ОГ химические соединения принято разделять на шесть групп:
а) по степени и характеру опасного воздействия на человеческий организм; б) по свойствам и структуре; в) по массовой доле в выбросах ОГ; г) по объёму выброса.
17) По роду своей деятельности водный транспорт является в первую очередь крупным:
а) водопотребителем; б) водорасходователем; в) водопользователем; г) водозагрязнителем.
18) В ряде руководящих документов и нормативных актов, регламентирующих непосредственную эксплуатацию судов, определено, что в число средств защиты экипажей судов от вредных факторов судовой среды входят:
а) средства защиты от шума и вибрации; б) средства защиты от ЭМИ РЧ; в) средства защиты от инфракрасного излучения; г) средства защиты от ионизирующего излучения.
19) Биологическое загрязнение возникает при поступлении в ОС с предприятий водного транспорта:
а) подсланевых вод; б) производственных сточных вод; в) бытовых (хоз-фекальных) сточных вод; г) атмосферных сточных вод.
20) Сброс мусора и любых материалов, подпадающих под действие Приложения V МАРПОЛ-73/78, со всех судов, ошвартованных от плавучих платформ или находящихся от них в пределах:
а) 300 метров; б) 500 метров; в) 700 метров; 1000 метров.