О лекции «Нормирование в области охраны ОС» в ходе самостоятельной работы студентами изучается тема, выносимая на семинарское занятие «Основы нормирования в области охраны ОС».

В ходе самостоятельной работы студенты готовят рефераты в письменном виде и материалы для обсуждения (дискуссий) по вопросам данной темы и ответы на тестовые задания.

Темы рефератов:

1. Нормирование в области охраны ОС, его сущность и содержание;

2. Экологические нормативы качества ОС;

3. Основы экологического мониторинга, надзора и контроля в области охраны ОС.

Перечень самостоятельно изучаемых студентами вопросов, выносимых на семинарское занятие:

1. Предельно допустимая концентрация, ее разновидность и количественные значения для различных компонентов природной среды;

2. Предельно допустимые уровни физического воздействия, их сущность и содержание;

3. Экологическая стандартизация;

4. Лицензирование экологически значимой деятельности;

5. Экологическая сертификация.

Тестовые задания по теме:

ариант №1

1) На каких основных показателях базируются нормативы качества ОС?

а) медицинском; б) технологическом; в) научно-техническом.

2) Нормативы качества ОС относятся к числу:

а) законодательных норм; б) технических показателей; в) технико-экономических показателей.

3) Экологические нормативы объединяют в:

а) санитарно-гигиенические нормативы; б) производственно-хозяйственные нормативы; в) экологические нормативы.

4) ПДК вредных веществ - это:

а) верхний предел устойчивости организма; б) предел терпимости организма; в) предел непереносимости организма.

5) Разработка нормативов ПДК проводится с применением методов:

а) эргономики; б) токсикологии; в) психологии; г) вирусологии.

ариант №1

6) Норматив ориентировочно безопасного уровня воздействия (ОБУВ) - это:

а) временный гигиенический норматив; б) постоянный норматив; в) норматив, определяющий уровень воздействия во времени.

7) Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) физических воздействий включают:

а) ПДУ шума и вибрации; б) ПДУ напряженности электромагнитных полей высоковольтных линий электропередач; в) ПДУ облучения для источников высокочастотных, ультравысокочастотных и сверхвысокочастотных излучений; г) ПДУ радиационного воздействия и теплового загрязнения.

8) Действующие в России значения ПДК для большинства веществ являются более жесткими нормативами, чем установленные в других странах?

а) одинаковыми; б) более жесткими; в) менее жесткими.

9) Какими показателями оценивается качество воды?

а) санитарно-токсикологическими; б) общесанитарными; в) экологическими.

10) Жесткость воды обусловлена наличием в ней:

а) катионов кальция и магния; б) железа; в) металлических загрязнителей; г) нерудных материалов.

о лекции «Экозащитная техника и технология» в ходе самостоятельной работы студентами изучается тема, выносимая на семинарское занятие «Отходы. Экозащитная техника и технологии, методы защиты ОС».

В ходе самостоятельной работы студенты готовят рефераты в письменном виде и материалы для обсуждения (дискуссий) по вопросам данной темы и ответы на тестовые задания.

Темы рефератов:

1. Отходы производства и потребления, их классификация, размещение и обращение с ними;

2. Порядок сбора и очистки сточных вод на водном транспорте;

3. Способы очистки воды от нефти и нефтепродуктов.

Перечень самостоятельно изучаемых студентами вопросов, выносимых на семинарское занятие:

1. Способы переработки и утилизации отходов;

2. Классификация системы очистки воздуха от примесей, аппаратурное обеспечение пылеулавливания и методы очистки промышленных газов;

3. Что такое промышленные стоки, способы и методы их очистки;

4. Системы и аппараты пылеулавливания;

5. Методы ликвидации разливов нефти на водной поверхности.

Тестовые задания по теме:

ариант №1

1) Процесс укрупнения дисперсных частиц в результате их взаимодействия с коагулянтами (солей аммония, железа, меди, шламовых отходов), которые в воде образуют хлопья гидроксидов металлов - это:

а) процесс укрупнения частиц; б) коагуляция; в) агрегирование; г) комплексообразование.

2) Отходящие (выпускные) газы, получающиеся после сгорания топлива в цилиндре двигателя внутреннего сгорания (продукты сгорания) и имеющие высокую температуру - это:

а) отработавшие газы; б) отходящие газы; в) токсичные газы; г) выхлопные газы.

3) Все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, образующиеся в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежащие постоянному или периодическому удалению, называются:

а) мусор; б) отходы; в) излишки; г) остатки.

4) Одна из разновидностей горизонтального отстойника для удаления из воды жиров, нефтепродуктов и других жидкостей с относительной плотностью, меньшей плотности воды, означает:

а) нефтеловушка; б) нефтеотстойник; в) нефтесборник; г) нефтеочиститель.

5) Термин «Нефтесодержащие воды», означает:

а) вода с содержанием высокой концентрации нефти; б) смесь воды с любым содержанием нефти; в) смесь воды с нефтью; г) присутствие в воде загрязнителей в виде нефти.

ариант №2

6) Снижение содержания загрязняющих веществ до уровня, не превышающего нормативы качества атмосферного воздуха, воды и почвы, установленные законодательством означает:

а) очистка; б) ликвидация; в) дегазация; г) дезинфекция.

7) Длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи сточных вод, нефтесодержащих вод, мусора и других отходов, означает:

а) своевременность сдачи сточных вод, нефтесодержащих вод и мусора;

б) автономность плавания по условиям экологической безопасности;

в) необходимость сдачи сточных вод, нефтесодержащих вод, мусора и других отходов в приемные устройства;

г) автономность судоходства.

8) Деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов для получения вторичного сырья, полезной продукции и (или) уничтожение и захоронение неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов, означает:

а) классификация отходов; б) ликвидация отходов; в) захоронение отходов; г) компостирование отходов.

9) Ограничение места действия, распространения какого-либо явления, экологически опасного процесса в водной среде, означает:

а) локализация; б) ограждение; в) ликвидация; г) предупреждение.

10) Воды, образующиеся в машинных и котельных отделениях кораблей и судов в результате протечек топлива, масла, воды из трубопроводов, спусков отстоя, протечек забортной воды через дейдвудное устройство, сальники, утечек топлива и масла при эксплуатации машин и механизмов, называются:

а) льяльные воды; б) вешние воды; в) сточные воды; г) фекальные воды.

ариант №3

11) Сооружение в виде большого резервуара для обезвреживания осадков, выделяемых при биологической очистке сточных вод, с помощью микроорганизмов без доступа воздуха - это:

а) метатенк; б) вакуумная установка; в) объемный резервуар с элементами биологической очистки; г) железнодорожная цистерна.

12) Микрофильтр для очистки воды - это:

а) сорбент; б) сетчатый фильтр для задержания мелких взвешенных веществ и планктона; в) мелко решетчатое устройство; г) сетчатый отстойник.

13) Качество обработки загрязненных сточных и нефтесодержащих вод на судовых автономных станциях определяется по следующим нормативам:

а) взвешенным веществам, биологическому потреблению кислорода, коли-индексу и водородному показателю;

б) взвешенным веществам, биологическому потреблению кислорода, коли-индексу и ПДК;

в) ПДК;

г) биологическому потреблению кислорода, коли-индексу и водородному показателю и ПДК.

14) Захоронение отходов в океанах и морях с учетом экологических требований - это:

а) дампинг; б) заглубление; в) потопление; г) захоронение.

15) Установка для уменьшения объема и массы мусора по средствам сжигания - это:

а) инсиниратор; б) камин; в) специальная печь; г) установка-уплотнитель.

ариант №4

16) По принципу действия нефтеводяные сепарационные установки условно делятся на следующие основные типы:

а) гравитационные, флотационные, коалесцирующие, фильтрационные, центробежные; б) флотационные, коалесцирующие; в) фильтрационные, центробежные; г) по типам не делятся.

17) Очистка сточных вод осуществляется с применением следующих методов и способов:

а) механический, физико-химический, химический, биологический, термический;

б) отстаивание, коагулирование, аэрация, озонирование, сжигание;

в) процеживание, фильтрование, флотация, сорбция, хлорирование;

г) центрифугирование, дезодорация, нейтрализация, биологическое окисление, сжигание.

18) Процесс очистки газа (воздуха) от газообразных химических примесей, содержащихся в очищенном от пыли газовом (воздушном) потоке - это:

а) пылеочистка; б) газоочистка; в) воздухоочистка; г) промывка.

19) Что такое скрубберы и циклоны?

а) аппараты, применяющиеся в промышленности для очистки выбросов от саже-пылевых частиц;

б) термины, применяющиеся для обозначения вихревых потоков в динамических структурах;

в) аппараты для очистки химических веществ;

г) воздухоочистители.

20) Основными способами обработки судовых отходов являются:

а) сепарация твердых отходов на отдельные фракции с последующим брикетированием, размельчение с последующим растворением в воде;

б) сжигание, сепарация, химическая обработка, биологическая обработка;

в) сортировка, размельчение, сжигание, химическая обработка специальными растворами;

г) биотермическая переработка, сепарация твердых отходов на отдельные фракции с последующим брикетированием, размельчение с последующим растворением в воде, химическая обработка растворителями, термическое сжигание.

о лекции «Экологические аспекты деятельности водного транспорта» в ходе самостоятельной работы студентами изучается тема, выносимая на семинарское занятие «Экологические аспекты профессиональной деятельности соответствующих специалистов водного транспорта».

В ходе самостоятельной работы студенты готовят рефераты в письменном виде и материалы для обсуждения (дискуссий) по вопросам данной темы и ответы на тестовые задания.

Темы рефератов:

1. Источники и особенности негативного воздействия водного транспорта на ОС;

2.Международные нормативные и рекомендательные документы в области предотвращения загрязнения водной среды, их краткое содержание;

3. Российские законодательные акты и нормативные документы в области предотвращения загрязнения водной среды, их краткое содержание.

Перечень самостоятельно изучаемых студентами вопросов, выносимых на семинарское занятие:

1. Область профессиональной деятельности соответствующих специалистов водного транспорта, сопряженная с экологической опасностью для ОС;

2. Загрязнение водной среды и атмосферы с судов, акваторий портов и пути его предотвращения;

3. Нормативно-законодательная база управления водяным балластом;

4. Экологическая обстановка на судах, способы защиты экипажей от ее воздействия.

Тестовые задания по теме:

ариант №1

1) Использование, производство, переработка, хранение или транспортировка радиоактивных, пожаровзрывоопасных, опасных химических и биологических веществ, создающих реальную угрозу возникновения источника ЧС, определяют для ВТ:

а) ограниченность использования; б) потенциальность опасности; в) реальность опасности; г) чрезвычайную опасность.

2) Выполнение профессиональных функций специалистами объектов ВТ с использованием соответствующих технических систем, оборудования, приборов и механизмов, обуславливающие появление экологических опасностей для человека и ОС, относятся к факторам:

а) антропогенным; б) эдафогенным; в) орографическим; г) фитогенным.

3) Эксплуатация судов и систем их обслуживания сопровождается, как правило, образованием опасностей загрязнения ОС, особенно водной, появляющихся в результате:

а) сбросов НВ из машинно-котельных помещений и грузовых танков танкеров, сбросов мусора, СВ и балласта, содержащего чужеродные организмы, которые способны вызвать нарушение экологического равновесия в замкнутых экосистемах;

б) выбросов выхлопных газов из судовых силовых установок, содержащих окислы серы и окислы азота и эмиссии летучих органических веществ при погрузке/разгрузке и транспортировке нефти и нефтепродуктов;

в) аварийных разливов нефти в результате столкновения, посадки на мель или разрушениях танкеров вследствие штормового воздействия;

г) всё вышеперечисленное.

4) Применительно к специальности «Технологии транспортных процессов» (ФГОС ВПО от 22.12.2009 №803) объектами профессиональной деятельности, связанными с экологической опасностью, являются:

а) транспортное перегрузочное оборудование;

б) выполнение погрузочно-разгрузочных работ;

в) технология и организация перевозки;

г) всё перечисленное.

5) Механические примеси, кислоты, щелочи, цинк, медь, железо, никель и их соединения, органические растворители, масла и др. нефтепродукты содержатся в составе:

а) судовых сточных вод; б) сточных вод судоремонтно-судостроительных заводов; в) сточных вод, образующихся при проведении дноуглубительных работ; г) сточных вод с территории порта.

ариант №2

6) По своему назначению и условиям эксплуатации ВТ подразделяется на:

а) внутренний водный транспорт и морской транспорт; б) внутренний водный транспорт и внешний водный транспорт; в) речной транспорт и морской транспорт; г) внутренний водный транспорт, морской транспорт и смешанный водный транспорт.

7) К внешним факторам, обуславливающим появление экологических опасностей для человека и ОС от объектов ВТ, в первую очередь относятся:

а) погодно-климатические; б) физико-химические; в) зоогенные; г) рельефные.

8) Группой экспертов ИМО при анализе и количественной оценке загрязнения моря с судов была принята классификация сбросов нефти и нефтепродуктов в морскую среду с судов, включающая:

а) эксплуатационные сливы и стоки нефтесодержащих вод с танкеров, разливы при аварии танкеров;

б) сбросы у причалов, включая бункеровочные операции;

в) сбросы с льяльными водами и отходами топлива, разливы при авариях судов, не являющихся танкерами;

г) все вышеперечисленное.

9) Важнейшим следствием береговой эрозии является:

а) потеря земли в результате смыва почвенного покрова; б) заиливание мелких рек и водохранилищ; в) повышение мутности воды; г) биологическое загрязнение водных объектов.

10) Основным источником поступления оксидов азота в атмосферу на водном транспорте являются:

а) перегрузочные работы в порту; б) судовые главные силовые установки и вспомогательные дизель-генераторы; в) судоремонтно-судостроительные предприятия; г) аварийные разливы нефтепродуктов.

ариант №3

11) К объектам инфраструктуры ВВТ, представляющим потенциальную экологическую опасность для человека и ОС относятся:

а) судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом и средства навигационного оборудования;

б) перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;

в) причалы и портовые причальные сооружения;

г) все вышеперечисленное.

12) Судовое (корабельное) электрооборудование и средства автоматики; электрооборудование и средства автоматики дизельных и атомных электростанций, газо-турбокомпрессорных установок являются объектами профессиональной деятельности, связанными с опасностью, применительно к специальности:

а) эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;

б) эксплуатация судовых энергетических установок;

в) строительство (в части ВТ);

г) судовождение.

13) В соответствии с Дополнением к Приложению II к конвенции

МАРПОЛ-73/78 «Руководство по классификации ВЖВ» все ВЖВ, перевозимые на судах наливом, по степени вредности для морской среды делятся на следующие категории:

а) с чрезвычайно высокой (А), с высокой (В), со средней (С) и с низкой (D)степенью вредности;

б) с высокой (А), со средней (В) и с низкой (С) степенью вредности;

в) с высокой (А), с умеренной (В) и с низкой (С) степенью вредности ;

г) чрезвычайно вредные ЖВ, вредные ЖВ, маловредные ЖВ.

14) При посадке судна на мель, столкновении судов, разрыве соединительных шлангов в процессе грузовых операций на танкерах, бункеровке судов топливом и смазочными материалами происходит:

а) аварийное загрязнение; б) случайное загрязнение; в) незначительное загрязнение; г) опасное загрязнение.

15) Для оценки загрязнения ОС отработавшими газами ДВС рекомендуется производить отбор проб:

а) во время стоянки в порту под грузовыми операциями и без грузовых операций;

б) при маневрировании, подходе к порту и выходе из порта, при проходе через каналы и проливы;

в) на полном ходу при эксплуатационной мощности главного двигателя;

г) на всех перечисленных режимах.

ариант №4

16) Содержащиеся в ОГ химические соединения принято разделять на шесть групп:

а) по степени и характеру опасного воздействия на человеческий организм; б) по свойствам и структуре; в) по массовой доле в выбросах ОГ; г) по объёму выброса.

17) По роду своей деятельности водный транспорт является в первую очередь крупным:

а) водопотребителем; б) водорасходователем; в) водопользователем; г) водозагрязнителем.

18) В ряде руководящих документов и нормативных актов, регламентирующих непосредственную эксплуатацию судов, определено, что в число средств защиты экипажей судов от вредных факторов судовой среды входят:

а) средства защиты от шума и вибрации; б) средства защиты от ЭМИ РЧ; в) средства защиты от инфракрасного излучения; г) средства защиты от ионизирующего излучения.

19) Биологическое загрязнение возникает при поступлении в ОС с предприятий водного транспорта:

а) подсланевых вод; б) производственных сточных вод; в) бытовых (хоз-фекальных) сточных вод; г) атмосферных сточных вод.

20) Сброс мусора и любых материалов, подпадающих под действие Приложения V МАРПОЛ-73/78, со всех судов, ошвартованных от плавучих платформ или находящихся от них в пределах:

а) 300 метров; б) 500 метров; в) 700 метров; 1000 метров.

Наши рекомендации