Основные знания и умения, приобретаемые при изучении дисциплины.
Даминова А.И., Пахомова В.М.
Методическое пособие по дисциплине «Ботаника» для студентов заочного обучения по направлениям подготовки:
«Агрохимия и агропочвоведение»,
«Агрономия»,
Технология производства и переработки
сельскохозяйственной продукции»
Казань - 2016
УДК 579.2
ББК 28.4
Д.16
Составители:
к.с.-х.н., доцент Даминова А.И.
д.б.н., профессор Пахомова В.М.
Рецензенты: к.б.н., доцент кафедры ботаники и физиологии растений Казанского (Приволжского) федерального университета Прохоренко Н.Б.,
д.с.-х.н., профессор кафедры растениеводства и плодоовощеводства Казанского ГАУ Владимиров В.П.
Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки: «Агрохимия и агропочвоведение», «Агрономия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Оно предназначено для студентов 1 курса заочного отделения агрономического факультета. В пособии изложены методические вопросы для выполнения и оформления контрольной работы, типовые тестовые задания, краткий курс по изучению дисциплины «Ботаника», а также словарь терминов.
Рассмотрено и одобрено:
Решением кафедры биотехнологии, животноводства и химии (протокол № 6 от 18.12.2015 г.), решением методической комиссии агрономического факультета Казанского ГАУ (протокол № 4 от 28.12.2015 г.).
© Казанский государственный аграрный университет, 2016
ВВЕДЕНИЕ
Курс ботаники позволяет понять сущность и закономерности строения, роста, развития культивируемых растений, тем самым способствуя применению этих знаний для более полного получения максимального урожая плодов, семян и зеленой массы.
В данном курсе изучается анатомия и морфология семенных растений, которая включает строение растительной клетки, различные типы тканей растений (образовательные, основные, покровные, механические, проводящие и выделительные ткани); вегетативные органы высших растений, и их метаморфозы, а так же размножение и воспроизведение растений. Систематика растений описывает растения в соответствии с современной классификацией. Раздел география и экология растений изучает флору и растительность, группы растений по отношению к экологическим факторам, жизненные формы как результат приспособления растений к экологическим факторам, классификацию фитоценозов, экологию и проблемы оптимизации сельскохозяйственного ландшафта.
Цели и задачи освоения дисциплины.Целями освоения дисциплины являются приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, формирование научного мировоззрения о многообразии растительного мира, распространении и местообитания растений, особенностях строения и развития растений в целях целенаправленного использования их в хозяйственных интересах человека.
Задачами дисциплины являются:
- получение знаний о строении основных вегетативных органов покрытосеменных растений на клеточном, тканевом и органном уровнях, их метаморфозов;
- получение знаний о строении генеративных органов покрытосеменных и о процессе образования семян и плодов;
- получение представления о многообразии мира растений, эволюции их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле;
- заложение основ знаний об экологии растений для обеспечения возможности их использования в сельском хозяйстве.
Основные знания и умения, приобретаемые при изучении дисциплины.
Студент должен:
- знать: анатомию, морфологию, систематику, экологию, закономерности происхождения, изменения, практическое значение, наиболее хозяйственно важные виды растений;
- уметь: распознавать культурные и дикорастущие растения, проводить растительную диагностику;
- владеть (иметь навыки): методикой работы со световым микроскопом, методикой определения растений, методикой морфологического описания растений.
При подготовке к экзамену необходимо знать теоретический и практический материал в том объеме, который предусмотрен в программе. В период сессии, а также в межсессионный период студентам даются консультации по интересующим их вопросам на кафедре «Биотехнология, животноводство и химия» агрономического факультета Казанского ГАУ.
Самостоятельная работа
Самостоятельная подготовка студентов-заочников - основная форма освоения программного материала. При самостоятельной работе главной задачей является работа с книгой, уметь пользоваться учебниками, учебными пособиями, справочниками и библиографическими изданиями, каталогами и картотеками. Вначале нужно ознакомиться с содержанием учебника, указанного в списке основной и дополнительной литературы. При самостоятельной работе с книгой необходимо следить за мыслью автора и логикой изложения, критически их оценивать, научиться выделять главное из прочитанного. Это способствует формированию последовательного логического мышления, а также помогает запоминанию материала.
Для того, чтобы лучше понять и запомнить материал, нужно внимательно рассмотреть рисунки в учебнике и самостоятельно зарисовать их. Точно представлять форму, структуру и закономерности строения клеток, тканей, органов и их систем позволяют рисунки. Эти образные представления о структурах и закономерностях в строении растений связываются с пониманием функций различных частей растений и практическим применением. Необходимо, чтобы рисунок должен быть правильно подписан, а его части детально обозначены цифрами и соответствующими надписями.