Методические указания по выполнению контрольной работы. Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Смиловичский государственный аграрный колледж»

Утверждаю: Зам. директора по учебной работе __________________ Никитина Л.Л. (подпись) (Ф.И.О.) «___»__________________20__г.

Батаника

Методические рекомендации по изучению дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению

для учащихся заочной формы обучения ____1____ курса

по специальности 2-74 03 31 «Пчеловодство»

Г.п. Смиловичи

ВВЕДЕНИЕ

Ботаника - сложная система научных дисциплин, изучающих растительный мир во всём его богатстве форм и жизненных проявлений.

В подготовке будущих специалистов пчеловодства ботаника занимает особое место.

Ботанические знания необходимы при разработке вопросов рационального использования растительных богатств страны, при их исследовании, преобразовании и охране.

Вопросы пчеловодческой практики можно решать только на основе глубоких ботанических знаний.

Будущие пчеловоды должны уметь правильно оценивать состояние окружающей среды по степени развития растений и их видовому составу, быть знатоками природы, замечать происходящие в ней изменения и использовать ботанические знания в практике пчеловодства.

Основной целью изучения дисциплины «Ботаника» является по­лучение учащимися необходимых знаний о растениях, их строении, происхождении, эволюции, жизненных функциях, распространении и использовании, о представителях систематических групп, используе­мых в пчеловодстве в качестве медоносных растений.

Изучение ботаники предполагает выполнение следующих задач:

обеспечить по данной дисциплине такой уровень знаний, ко­торый поможет будущему специалисту овладеть технологическими процессами производства продуктов пчеловодства; научить выбирать и применять наиболее эффективные спосо­бы организации опыления сельскохозяйственных культур и повыше­ния их экономической эффективности.

Ботаника также создаёт научную основу для изучения других дисциплин по данной специальности и, в первую очередь, кормовой базы пчеловодства.

Программа дисциплины включает следующие разделы: цитоло­гия, гистология, органография и размножение растений, систематика растений. Изучение каждого из этих разделов имеет большое значе­ние для подготовки пчеловодов.

После изучения теоретического материала предполагается про­ведение лабораторных и практических работ. Они дают возможность глубже изучить внешнее и внутреннее строение растений, характер­ные признаки представителей медоносных растений из различных ботанических семейств.

Особое внимание при характеристике основных медоносов не­обходимо обратить на название растения, принадлежность к семейст­ву, географическое расположение, экологическую характеристику, особенности строения вегетативных и репродуктивных органов, рас­положение нектарников, хозяйственное значение.

В результате изучения дисциплины специалист должен

знать на уровне представления:

- взаимосвязь ботаники и пчеловодства;

- многообразие медоносных растений;

- экологию энтомофильных растений;

знать на уровне понимания:

- классификацию растений;

- закономерности строения, роста и развития растений;

- строение репродуктивных органов покрытосеменных (медоносов);

- влияние экологических факторов на развитие растений;

уметь:

- определять вид медоносного растения по морфологическим признакам;

- гербаризировать растения (сбор, сушка, этикетирование);

- описывать строение медоносных растений;

- распознавать растения с помощью определителя;

- прогнозировать и объяснять ход физиологических процессов при вегетации растений.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема Количество учебных часов часов
    Всего по дневной форме обучения В том числе
      на обзорные и установочные занятия на лабо­раторные и практические работы на самостоятельную работу учащихся
Введение    
Раздел 1. Основы цитологии. Строение растительной клетки. Про­топласт. Производные протопласта
Раздел 2.Основы гистологии. Растительные ткани  
Раздел 3. Органография и раз­множение растений      
3.1. Корень  
3.2. Стебель. Побег  
3.3. Лист    
3.4. Цветок. Соцветие.
3.5. Плод и семя  
3.6. Размножение растений    
Раздел 4. Систематика растений      
4.1. Отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные  
4.2. Отдел Покрытосеменные
Итого

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Андреева, И. И. Ботаника / И. И. Андреева, Л. С. Родмаи. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Колос, 2001. - 488 с.

2. Лазаревич, С.В. и др. Ботаника и физиология растений .-Мн. РИПО. 2013., 420 с.

3. Матвеева, Г. В. Ботаника / Г. В. Матвеева, А. Д. Тарабрин. - М.: «Агропромиздат», 1989. - 267 с.

4. Родионова, А. С. Ботаника / А. С. Родионова, М. В. Барчукова. -Л.: ВО «Агропромиздат», 1990. - 303 с.

5. Соколова, Н. П. Практикум по ботанике / Н. П. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВО «Агропромиздат», 1990.-205 с.

6. Хржановский, В. Г. Ботаника / В. Г. Хржановский, С. Ф. Поно-маренко. - М.: «Агропромиздат», 1989. - 383 с.

7.

Дополнительная

1. Бавтуто, Г. А. Ботаника / Г. А. Бавтуто, В. М. Еремин. Ботаника. Морфология и анатомия растений. - Мн.: Высш. шк., 1997. - 375 с.

2. Сапегин, Л. М. Ботаника. Систематика растений / Л. М. Сапе-гин. - Мн.: Дизайн ПРО, 2004. - 248 с.

3. Суворов, Н. К. Ботаника с основами геоботаники / Н. К. Суво­ров, И. Н. Воронова.- М.: Просвещение,1982. – 560 с.

Методические указания по выполнению контрольной работы

По дисциплине «Ботаника» учащийся должен выполнить одну контрольную работу. Контрольная работа состоит из шести вопросов по 100 вариантной системе. Номера вопросов по вариантам имеются в ниже следующей таблице. Номер варианта берется по двум последним цифрам шифра. Работа, не соответствующая шифру, засчитывается преподавателем и возвращается обратно.

Контрольную работу оформляют следующим образом.

На титульном листе тетради укажите дисциплину, курс, фамилию, инициалы, шифр, адрес.

На первой странице тетради пишется номер варианта и содержание контрольных вопросов.

Затем последовательно излагаются вопросы и ответы. Вопросы контрольной работы надо списывать внимательно, указывая их номер. После каждого вопроса пишут обстоятельный ответ, излагая мысли понятно, четко, грамотно.

При изучении дисциплины и выполнении контрольной работы необходимо:

1. подобрать нужную литературу;

2. внимательно прочитать учебный материал по нужной теме; обратить внимание на схемы, рисунки, таблицы, предлагаемые в учебнике;

3. конспектировать изучаемый материал, обращая внимание на рисунки в учебнике;

4. записывать в словарь терминов незнакомые термины и их значение;

5. отвечать на вопросы контрольной работы конкретно и последовательно.

Если при изучении материала и выполнении контрольной работы возникли затруднения и вопросы, следует обратиться за консультацией в колледж.

Необходимо оставлять поля. Рисунки, схемы в контрольной работе выполняются простым карандашом, все части растений обозначаются цифрами, а под рисунком указывается название каждой части и всего рисунка.

В конце работы указывается использованная литература, ставится дата выполнения и подпись учащегося.

Контрольная работа выполняется в объеме одной ученической тетради.

После проверки работы ознакомьтесь с рецензией преподавателя, обратите внимание на замечания, при необходимости доработайте ответы.

Если работа не зачтена, её следует выполнить повторно согласно указанным замечаниям.

Наши рекомендации