Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока

Сообщение темы и целей урока

Изучение нового материала

Актуализация знаний осуществляется по вопросам учебника, а также с помощью игры «Ищи связи». На доске или на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:

Водоем – рыба; лес – деревья, дерево – дятел, шишка – дятел, белка – куница, дуб – мышь, лес – гриб, луг – бабочки; болото – ­ лягушка; дуб – сойка; озеро – беззубка, цветок - бабочка.

Ученики, познакомившись с предложенным материалом, делают вывод, какие виды связей здесь отражены (объяснять связи в каждой паре объектов не нужно). На основании игры актуализируются знания о том, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи. Чтобы сформулировать новую тему, учитель спрашивает школьников, какие природные дома названы в этой игре. На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем. Эти природные дома, говорит учитель, называются природными сообществами. На доске над уже выставленными карточками появляется карточка «Природные сообщества». Учащиеся пробуют объяснить, что означает слово «сообщество». Затем ученики рассматривают рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и устанавливают, как связаны между собой изображенные организмы. На основе рисунков делается вывод, что растения и животные связаны между собой пищевыми связями.

В лесу также все растения и животные живут сообща. Учитель предлагает доказать это на основе имеющихся знаний. Сначала моделируем знакомые детям лесные «этажи». На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются названия растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда. Ученики рассуждают, могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах. На основе работы делается вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие во втором и третьем, а также о том, что ярусность – это приспособление растений к совместному проживанию.

Физкультминутка

Далее проводится дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах). На карточках (а также на доске) ученикам предлагается следующая схема:

Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока - student2.ru

С помощью карандаша школьники прочерчивают связи, существующие между указанными объектами. После самостоятельной работы учащихся, организуется обсуждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи): Что напоминает получившийся рисунок? Какой вывод позволяет сделать получившаяся паутинка? Дальше можно рассмотреть в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответить на вопрос учебника. Делается вывод о том, что в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.

И снова возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы? По мере ответов учащихся, учитель убирает со схемы карточки с названиями растений и животных.

На доске появляется схема и предлагается для комментирования с помощью текста учебника:

свет заяц лиса

вода лось волк

воздух -------------- растения -------- зубр ---- рысь ---- микрорганизмы,

тепло мышь медведь жуки-могильщики

питательные вещества сова

В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:

Неживая ----- растения ------ растительноядные -- хищники – организмы,

Природа животные перерабатыва­­-

ющие умершие

Ученики рассуждают над вопросами: Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, достаточно воды, света и тепла? Что будет, если исчезнут растения? Что будет, если исчезнут растительноядные животные? Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики? Последние три задания парам распределяются по рядам.

После обсуждения результатов работы делается вывод о том, почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать. Вывод ученики сравнивают с текстом учебника. После чтения текста учебника выясняется значение науки экологии для человека.

Итак, экология отвечает нам вопрос, почему и как нужно охранять природу, существующие в ней связи. И дальше ученики работают по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах). Перед выполнением заданий, на основе таблицы выясняется, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:

Охраняемые территории

Заповедник Заказник Национальный парк
Охраняется вся природа   Запрещена всякая хозяй­ственная деятельность   1 – Березинский Охраняется часть природы   Запрещены некоторые виды хоз. деятельности   Свыше 500 Охрана природы   Использование для туризма   4 (Беловежская пуща, Нарочанские озера, Брас­лавские озера, Припят­ский)

С целью закрепления изученного читается вывод учебника на стр. 46.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:Стр. 47 ответы на вопросы

Тема «Богатства недр родной Земли. Важнейшие месторождения полезных ископаемых на физической карте Республики Беларусь»

Цели:

· Продолжить формирование представлений о разнообразии полезных ископаемых, о подземных богатствах нашей страны, о месторождениях важней­ших полезных ископаемых;

· Содействовать осознанию учащимися необходимости рационального использо­вания полезных ископаемых, понимания того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии, ко всем окружающим предметам и вещам является важ­нейшим условием сохранения подземных богатств страны;

· Развивать элементарные исследовательские умения и умение читать карту.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний и умений осуществляется по методике «Опрос пятерых» Задания для рабо­ты в микрогруппах (на карточках).

1. Укажите полный правильный ответ.
Полезные ископаемые — это:

а) все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли;

б) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности или из глубины земли и используют для различных хозяйственных нужд;

в) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли и используют для различных хозяйственных нужд.

2. Узнайте по описанию и запишите:

а) бывает разного цвета, твердый, состоит из крупных частиц,
сыпучий, хорошо пропускает воду —_____ ;

б) разноцветная, состоит из маленьких слипшихся частичек,
пластичная, плохо пропускает влагу, не растворяется в воде —

в) разноцветный, твердый, прочный, имеет зернистое строение, хорошо полируется — .

3. Закончите предложения:

а) Гранит используется для строительства фундаментов зданий потому, что он ... .

б) Гранит используется для облицовки зданий, строительства
памятников потому, что он ... .

в) Из глины делают посуду, игрушки потому, что она ... .

г) Песок добавляют к глине при изготовлении кирпичей, .посуды для придания изделиям ... .

д) Растения, растущие на песчаных почвах, нужно поливать
чаще, так как песок ... .

Перед изучением новой темы проводится вступи­тельная беседа по вопросам перед текстом учебного пособия «Торф». Практическую работу предваряет проблемный вопрос: «Почему торф используется не только как топливо, но и как удобрение, подстилоч­ный материал?» После практической работы делается вывод, который сверяется с выводом учебного пособия. По ходу выполнения практической работы и чтения текста заполняется первая часть таблицы «Свойства торфа и нефти».

Свойства Торф Нефть
Состояние твердое жидкое (маслянистая жидкость)
Цвет темно-коричневый почти черный
Отношение к воде легче воды, хоро­шо впитывает влагу легче воды, расплывается тонкой пленкой
Горючесть + +

После изучения свойств торфа и объяснения ис­пользования его в хозяйстве переходят к знакомству со свойствами нефти. Перед этим ставятся проблем­ные вопросы: почему нефть называют «черным золо­том»? Почему попадание нефти в водоемы представ­ляет серьезную опасность?

Демонстрация опыта. Учитель берет кусочек ваты и пропи­тывает его нефтью. Ученики нюхают вату и делают вывод, что нефть имеет характерный запах. Затем пропитанный нефтью кусочек ваты кладут на бумагу и наблюдают, какой след оставляет вата. Вспоминаем, что оставляет такой же след. В результате делается вывод: нефть — маслянистая жидкость. В чашку с водой с помощью пипетки учитель капает 2—3 кап­ли нефти. Ученики наблюдают, как довольно быст­ро вся поверхность воды в чашке затягивается тон­кой пленкой нефти. Учитель объясняет, почему это происходит (нефть — маслянистая жидкость, легче воды). На поверхность воды с пленкой нефти осто­рожно помещают кусочек бумаги. Учитель пинцетом

поднимает бумагу и обращает внимание на то, что на
бумаге остается пленка нефти. Ученики рассуждают, что происходит с птицами, которые плавают на водоемах, куда попадает нефть. Далее читается текстНефть» и по ходу чтения заполняется вторая часть таблицы

Физкультпауза.

Руки вверх, руки вниз.

На носочках подтянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках прыг да скок.

А затем поприседаем,

И глазами поморгаем.

III. Практическая работа

Формирует­ся представление учащихся о том, что такое место­рождение полезных ископаемых:

IV. Работа в группах (каждая микрогруппа выполняет один из пунктов практической работы (с. 34 учеб­ного пособия).

Закрепление изученного.

Предлагается итоговый тест.

1. Назови одним словом.

Песок, глина, гранит, калийные соли, нефть — это ....

2. Подчеркни лишнее. .

Наша страна богата такими полезными ископаемыми, как пе­сок, глина, торф, нефть, каменный уголь, калийная и каменная соль.

3. Вставь пропущенное. •

' Песок, глина, гранит— ... материалы, а торф, нефть — ...по­лезные ископаемые.

4. Найди окончание предложения в правой части

Торф хорошо впитывает влагу,

Торф состоит из остатков растений,

Нефть и торф обладают та­ким свойством, как горю­честь,

Нефть — маслянистая жид­кость, легче воды, поэтому используется как
удобрение

поэтому используется как подстилочный материал.

поэтому растекается на по-
верхности воды тонкой плен-
кой.

поэтому используются как топливо

5. Отметь-знаком «+-» те утверждения, с которыми, ты согла­сен, и знаком «-» те, с которыми не согласен

Если экономно использовать тепло- и электроэнергию, то
можно сберечь горючие полезные ископаемые на более-длительный срок.

Полезные ископаемые — исчерпаемые природные богатства, поэтому каждый человек должен относиться к ним бережно.

Полезные ископаемые — неисчерпаемые природные богатства, поэтому человек может их использовать без всякого ограничения.

Экономно использовать тепло- и электроэнергию — значит сохранять полезные ископаемые, беречь окружающую среду от загрязнения, а также свое здоровье

Домашнее задание: прочитать статьи «Торф», «Нефть», «Богатства недр родной Земли», ответить на вопросы к ним

Тема

«Разнообразие-водоемов. Водные богатства Республики Беларусь

Цели', формировать представление о разнообра­зии водоемов, их особенностях, значении водоемов как важнейших природных богатствах нашей стра­ны; познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Беларуси; содействовать осознанию,школь­никами своей роли в сохранении водных ресурсов, воспитанию чувства восхищения красотой родной природы; продолжить развитие умений читать кар­ту — показывать на физической карте Республики Беларусь реки и озер Ход урока

Изучение нового материала, проверка и закрепле­ние изученного осуществляются путем самостоятель­ной работы учащихся по технологическим карточкам (на основе использования элементов модульной тех­нологии). В ходе изучения новой темы осуществляет­ся проверка знаний и умений по предыдущей теме. Учитель знакомит учащихся с планом работы, затем они читают задачи, записанные на технологической карте.

Цели урока (для учащихся). На уроке вы узна-
ете, какие бывают водоемы; какие крупнейшие реки
протекают на территории Беларуси и какие извест-
ные озера здесь расположены; как охраняются вод-
ные богатства в нашей стране.

Вы научитесь различать виды водоемов, нахо­дить и показывать на карте крупнейшие реки и озера Беларуси.

2. Источник.

Задания для самостоятельной работы (школьники работают в микрогруппах Задания для обсуждения после выступления пред­ставителей группы.

Что нужно для того, чтобы образовался источник? (Дождь или вода тающего снега, слой песка, слой гли­ны, склон.) Наводящие войросы: образовался ли бы источник, если бы не было слоя глины, а только пе­сок? Образовался ли бы источник, если бы не было уклона? Почему вода источника чистая и холодная? Какое значение имеют источники в природе, для че­ловека?

Отгадай'загадки. ; >

Чуть дрожит на ветерке , ■ . ■ Лента на просторе. Узкий кончик в роднике, А широкий 1—в море; '

О каких частях реки здесь идет речь? Где исток, устье, русло?

Течет, течет — . Не вытечет.

Бежит, бежит — Не выбежит.

Почему вода в реке никогда не иссякает? Могут ли реки пересохнуть?

Нашу страну называют очень красиво: синеокая, край голубых рек и озер. Почему? Сколько озер и рек украшают нашу страну? Ответ ученики находят в тексте учебного пособия (с. 40). А дальше предла­гается совершить путешествие по физической карте Республики Беларусь.

Практическая работа по карте.

1. Определите, какая река протекает через терри­торию Беларуси с севера на юг. На какой возвышен­ности она берет начало? В какое, море, можно попасть по этой реке?

2. Найдите реку, которая протекает по северу Беларуси с востока на запад. Какой областной центр расположен на этой реке?

3. На какой реке стоит город Брест?

4. Как называется река в твоей местности .(городе, селе)?

5. Подумайте, чем похожи и чем отличаются река и озеро? I

6. Порассуждайте, где более чистая вода:, в реке или озере? Почему? •

7. Что происходит с водоемами, если летом долго не идут дожди и стоит жаркая, сухая погода?

8. Покажите на карте озеро Нарочь, Браславские озера. В какой стороне горизонта они находятся по отношению к Минску?

Усвоение знаний о значении водоемов в природе и их охране осуществляется в процессе фронтальной работы. Для этого учащимся предлагаются следую­щие вопросы и задания.

Прочитайте текст на страницах 40, 41 учебного пособия о значении водоемов в природе и в жизни человека

Подведение итогов в форме итоговой рефлексии.

Понравился ли вам урок? Чем? Что было особенно трудным? Почему? Что было самым интересным? Чему вы научились на уроке? Довольны ли своей ра­ботой?

Домашнее задание: прочитать тексты на страни­цах 36—42 учебного пособия. Ответить на вопросы рубрики «Порассуждай» (с. 42).

■ Тема ' «Что такое природное сообщество? Что изучает наука экология?»

Цели: формировать представление о природном сообществе, о науке экологии, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе; разви­вать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе; создать условия для форми­рования представления о том, что в природе все взаи­мосвязано, что нарушение человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого на Земле; что каждый человек в ответе за сохранение
природных связей. •

Оборудование: рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с зада­ниями, таблица «Охраняемые территории», книги о национальных парках и заповедниках Республики Беларусь.

Ход урока

Для повторения изученного материала проводит­ся игра «Кто в лесу (на болоте и т. п.) живет, что в лесу растет». При организации этой формы работы на доске развешиваются иллюстрации с изображениями растений и животных. Ведущий (ученик) предлагает отгадать загадку или кратко описывает то или иное растение. Тот, кто отгадает', снимает с доски иллюст­рацию и называет признаки угаданного растения или животного. Например: листья широкие, цветки — белые маленькие, колокольчики, плоды — красные ягоды (ландыш). Это дерево в народе иногда назы­вают соней, потому что оно цветет, довольно поздно (в июле), листья широкие, у основания закругленные, к верхушке заостренные, цветки желтовато-белые, мелкие, пахучие (липа). Или:

Птица на большой сосне Нам стрекочет: «Кле-клё-кле». Твердый клюв похож на крест, Семена из шишек ест. В оперенье — рыжий цвет. ' * Как зовут? Найди ответ. (Клест)

Чтобы проверить, как .третьеклассники усвоили, что для жизни каждого. животного нужны опреде­ленные условия, используется такой прием форми­рования экологических знаний, как написание писем любимым животным .по заданной учителем схеме и обсуждение ответов животных. ■ •

Учитель показывает классу конверт, на котором изображен журавль (отправитель письма), и чита­ет адрес получателя: «Лесная страна, Сосновый лес, Старая сосна, дупло. Пестрому дятлу». Учитель зачи^ тывает письмо и просит третьеклассников объяснить, примет ли дятел приглашение.

«Здравствуй, Пестрый дятел!

Мы, Журавли, приглашаем тебя в гости на весен­ний праздник, посвященный возвращению в родные края — журавлиные тока.

Приглашаем тебя погостить у нас некоторое время. Поживешь в нашем красивом большом гнезде, устро­енном на болотной кочке. У нас ты сможешь найти очень много вкусной еды: прошлогодних семян, ягод, побегов различных трав. А если тебе понравится и ты останешься у нас жить, то летом сможешь поклевать зерен пшеницы, овса, гороха. Если захочешь, то и мышкой сможешь полакомиться. Ждем твоего ответа.

Твои соседи Журавли».

Изучение нового материала начинается с актуали­зации знаний учащихся. Для этого третьеклассники отвечают на вопросы учебного пособия на странице 43.

Обобщая ответы школьников, учитель подчерки­вает, что между растениями и животными сущест­вуют «квартирные» и пищевые связи. Чтобы сфор­мулировать новую тему, учитель спрашивает, какие «природные дома» они знают\ На доске выставляются карточки со словами «лес», «луг», «болото», «водо­ем». «Эти «природные дома»,говорит учитель, — называются природными сообществами». На доске над уже выставленными карточками появляется кар­точка «Природные сообщества». Учащиеся пробуют объяснить, что означает слово «сообщество». Затем дети рассматривают рисунки на страницах 43—44, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (ра­бота в парах), и устанавливают, как связаны между собой изображенные организмы. На основе рисунков делается вывод, что растения и животные связаны между собой пищевыми связями. .

В лесу все растения и животные живут сообща. Учитель предлагает доказать это на основе4 имеющих­ся знаний. Сначала моделируются знакомые детям лесные «этажи». На доске в три ряда размещаются рисунки лесных растений (если нет рисунков, 'запи­сываются их названия). Ученики опознают расте­ния в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправля­ют. Аналогично проверяются два следующих ряда. Ученики рассуждают, смогли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах. На основе ра­боты делается вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие — во втором и третьем, а так­же о том, что ярусность — это приспособление расте­ний к совместному проживанию.

Далее проводится дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах). На карточках (а также на доске) предлагается следующая схема.

Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока - student2.ru

С помощью карандаша школьники прочерчивают связи, существующие на их взгляд между указанны­ми объектами.

После самостоятельной работы организуется об-суждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчи­ваются связи). Что напоминает получившийся ри­сунок? Какой вывод он позволяет сделать? Далее на странице 45 учебного пособия рассматривается рису­нок «Пищевая сеть дуба» и дается ответ на вопрос: «Что представляет собой цепь питания?». Делается вывод о том, что в природном сообществе цепи пита­ния переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.

Далее дети снова возвращаются к схеме на доске и рассуждают над вопросом: «Что будет; если в лесу ис­чезнут все насекомоядные птицы?» По мере ответов третьеклассников учитель убирает карточки с назва­ниями растений и животных

Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока - student2.ru

Свет, вода, воздух, тепло, питатель­ные ве­щества

Ученики рассуждают над вопросами: что будет, если растения не будут получать достаточно пита­тельных веществ, воды, света и тепла? Что будет, если исчезнут растения? Что будет, если исчезнут растительноядные животные? Что будет, если исчез­нут микроорганизмы, жуки-могильщики?

Делается вывод, почему нужно знать существую­щие в природе связи и почему нельзя их нарушать. Для закрепления полученных знаний читается текст учебного пособия на странице 46 и выясняется значе­ние экологии для человека.

Дальше ученики выполняют задания рубрики «Порассуждай» (работа в парах).

Подведение итогов урока. К чему может привести нарушение связей в цепях питания? Чем занимается экология?

Домашнее задание: прочитать тексты, учебного пособия на страницах 43—46; ответить на вопросы к ним, а'также на вопросы рубрики «Порассуждай

Тема ■ «Растения поля»

Цели: формировать представление о поле, об ос­новных культурных растениях, которые выращивают на полях; расширить знания о сорняках, воспитывать уважение к труду работников сельского хозяйства.

Оборудование: цветная иллюстрация с изображе­нием поля; гербарные экземпляры и таблицы поле­вых культур и сорняков.

Ход работы

Объяснение нового материала начинается с чте­ния стихотворения И. А» Бунина «Поле» и ответов на вопросы учебного пособия (с. 67). Обобщая отве­ты, учитель спрашивает: «Как вы думаете, всегда ли были поля? На месте,чего они возникли?» Делается вывод,-что поля — это творение рук человека. На по­лях выращивают культурные растения, которые не­обходимы, для питания людей, кормления домашних животных.; В Беларуси выращиваются такие расте­ния, которые могут жить в условиях нашей погоды и почвы.

Затем учитель сообщает, что сегодня дети научат­ся узнавать различные культурные: растения поля, показывает школьникам: гербарный экземпляр пше­ницы и предлагает им найти среди лежащих на парте растений пшеницу.

Практическая работа по формированию пред­ставлений о растениях поля проводится по вопросам учебного пособия. После сравнения ржи и пшеницы учитель спрашивает: «Чем похожи эти растения?» (Плоды (зерновки, зерна) образуют колос. Оттого что плоды пшеницы называются зерновкой (зер­ном ), эти растения относят- к зерновым культу­рам.) Учащимся предлагается посчитать количество зерен в колосе пшеницы, сравнить зерна ржи и пше­ницы по форме, размеру, окраске.

Далее третьеклассники находят в гербарии другие зерновые культуры (овес, ячмень). Они изучаются по тому же плану с элементами сравнения.

Для закрепления полученных знаний дается за­дание найти в тексте «Культурные и сорные расте­ния поля» и прочитать, какая зерновая культура в Беларуси является главной. Что получают из ржи? Почему надо уважать труд хлеборобов?

Чтобы перейти к изучению сорных растений поля, учащимся предлагается отгадать загадку

Я шариком пушистым Белею в поле чистом, — ; А дунул ветерок — Остался стебелек.

Как вы догадались, что загадка об одуванчике? С какими сорными растениями вы познакомились в 1-м и 2-м классах? Организуется небольшая практи­ческая работа. Учащиеся рассматривают гербарные экземпляры вьюнка, осота, пырея, рассказывают, по каким признакам они узнают эти растения, и отве­чают на вопросы учителя: «Почему эти растения на­зываются сорными?» (Это дикорастущие растения, которые человек не сажает.) Как сорняки приспо­собились к условиям окружающей среды, к выжива­нию в условиях, когда человек старается от них изба­виться?

Обобщая ответы детей, учитель обращает внима­ние на хорошо развитую корневую систему сорняков, большое количество семян и рассказывает: «Сорняки Vимеют хорошо развитые корни, которые всасывают большое количество питательных веществ. Корни по­могают сорнякам' выжить: Сорняки растут быстрее^ чем культурные растения, и затеняют их. Сорняки дают много семян, быстро размножаются, поэтомулучше всего их уничтожать до цветения, и плодоно­шения. Для уничтожения сорняков, кроме ручной прополки, применяют очистку семян культурных растений от примесей, опрыскивание посевов ядови­тыми химическими веществами и'т. д.»

Для закрепления полученных знаний читается вторая часть текста «Культурные и сорные растения поля» (о сорняках) и даются ответы на следующие вопросы: «Что произойдет, если человек не будет бо­роться с сорняками? Почему надо очень осторожно применять ядовитые вещества? Принимали ли вы участие в прополке растений?»

Домашнее, задание: прочитать текст учебного по­собия «Культурные и сорные растения поля», уметь описывать одно из культурных растений поля.

Тема «Животные поля»

Цела: расширить представление о поле как при­родном сообществе, познакомить с животными — вре­дителями и друзьями растений лоля> - содействовать формированию бережного отношения к животным — защитникам растений полей.

Оборудование: таблицы «Животные — друзья
поля», «Животные — вредители растений»; коллек-
ция насекомых-вредителей и друзейполя; диафильм
«Растения и животные поля». -

Ход урока

Объяснение нового материала начинается с от­ветов на вопросы перед. текстом. учебного пособия «Животные поля».. Учащиеся рассматривают табли­цу, где изображены насекомые — вредители.растений поля (озимая совка, долгоносик, колорадский жук), а учитель рассказывает о том, что эти насекомые нано­сят ущерб посевам, и задает вопрос: «Какие живот­ные поля помогают человеку в борьбе с насекомы-ми — вредителями поля? » Выслушав ответы,, учитель предлагает рассмотреть таблицу «Животные — дру­зья поля». Внимание третьеклассников обращаеся на окраску серой куропатки и жаворонка. (Под цвгт полевых растений и земли.)

Учитель может рассказать,: что люди для защиты урожая от вредных насекомых применяют ядо:и-микаты. Иногда это действительно необходимо. Но очень часто ядохимикаты наносят полю вред, так *ак убивают и насекомых — друзей растений: божьих со-ровок, жужелиц, златоглазок, а часто и насекомозд-ных птиц. Нарушается природное равновесие, и насе­комых-вредителей, грызунов через некоторое время становится даже больше, чем было, так как погибли животные, которые питаются насекомыми — вреди­телями растений. Накапливаясь в растениях, ядохи­микаты попадают в продукты; питания человек* и вызывают различные заболевания. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы главными помощниками в борьбе с насекомыми^вредителями были друзья че­ловека — животные. Их надо охранять и создав1ть для них благоприятные условия. Для насекомоядных птиц зимой делают кормушки, а весной — скворечни­ки и синичники. Для хищных птиц на полях ставят высокие шесты с перекладинами наверху! Крылатые «сторожа» полей (хищные, птицы) садятся на эти перекладины и высматривают грызунов. В сельских школах учащиеся с помощью учителей ставят такие жерди, а также подкармливают куропаток, так как зимой эти птицы страдают от бескормицы.

Для закрепления знаний читается текст «Живот­ные поля» и даются ответы на. вопросы к нему.

Итоговая рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Почему животные — друзья поля —нужда­ются в охране?

Домашнее задание: прочитать текст «Животные поля», ответить на вопросы. Задание для же; лающих: составить описание одного из животных поля

«Охрана природы в Беларуси. Основные заповедники и национальные парки Беларуси»

Цели: систематизировать и расширить знания учащихся об охране природы родного края, создать условия для понимания необходимости охраны при­роды каждым человеком, учить видеть и беречь кра­соту окружающей природы.

Оборудование: иллюстрации и таблицы с изоб­ражением охраняемых растений и животных; диа­фильмы «Беловежская пуща», «Березинский запо­ведник».

Ход урока

Для того чтобы после проверки домашнего зада­ния перейти к объяснению нового материала, учи­тель предлагает третьеклассникам рассмотреть таб­лицы, изображающие охраняемые растения и жи­вотных. Дети отвечают на следующие вопросы: ка­кие растения и животные занесены в Красную книгу Республики Беларусь? (Два вопроса.) Почему? Что еще делают люди для охраны природы родного края? Далее объявляется тема урока. Обобщая ответы детей, учитель подчеркивает, что в процессе хозяйственной деятельности люди распахивают луга».осушают болот та, вырубают леса. И для того чтобы сберечь участ­ки различных естественных природных сообществ, в РеспубЛике Беларусь созданы заповедники и наци­ональные парки, в которых запрещена рубка леса, выпас скота, распахивание почв, сбор ягод и грибов и исчезающих растений и животных. В верховьях реки Березины находится Березинский биосферный заповедник (учитель показывает его на карте). Для сохранения неповторимой природы Белорусского Полесья вдоль правого берега реки Припять со­здан Припятский национальный парк. Всемирную

известность имеет расположенный у слияния рек Лесной и Белой национальный парк Беловежская пуща.

Объяснение нового материала желательно прово­дить в процессе просмотра диафильмов. При их от­сутствии используется метод рассказа-беседы.

Затем учащиеся рассматривают гербарные экзем­пляры или иллюстрации растений, произрастающих в Березинском заповеднике, и рассказывают, что они о них знают. После этого рассматриваются изображе­ния животных. Особое внимание уделяется ознаком­лению с образом жизни ценнейшего обитателя этого заповедника — бобра.

Подчеркивается, что* в Припятском национальном парке ведется большая научная работа по изучению и охране болот. В процессе беседы используются уже полученные третьеклассниками знания о значении болот в природе.

■ Затем предлагается рассмотреть иллюстрации Беловежской пущи и рассказать, чем она славится. Если дети не могут ответить, предлагается рассмот­реть изображение зубра и вспомнить, что учащиеся знают об этом животном, которое считается современ­ником мамонта.

Обобщая ответы школьников, учитель рассказы­вает о национальной святыне Беловежской пуще. Каждый житель Беларуси должен хоть раз побывать там. Теперь; когда Беловежская пуща из заповедника преобразована в национальный парк, все могут сво­бодно приехать сюда. Можно пройтись заповедными тропками, зимой покататься на санях, хотя в пуще остались и абсолютно заповедные места, куда челове­ческая нога не должна ступать: Там могут находиться только ученые,'Много-много лет на заповедных тер­риториях, идут естественные процессы, «задуманные и запланированные» природой, — там существует, саморегулируемая система. Лишь в случае каких-то стихийных бедствий [пожаро.в и т. п.) человек на-

рушает покой этой зоны. Даже в самые холодные и снежные зимы корм для животных люди оставляют возле границ абсолютно заповедной зоны, не вторга­ясь в нее.

В настоящее время Беловежская пуща— это ог­ромный лесной массив площадью около 90 тыс. га. Пуща — это крупное многоотраслевое хозяйство. Здесь осуществляется лесопереработка, есть художес­твенные мастерские и хорошо налаженное сельскохо­зяйственное производство. Все это дает возможность получать средства для того, чтобы вести научные ис­следования, регулярно подкармдивать животных.

Для закрепления полученных знаний читается статья учебного пособия «Заповедники и националь­ные парки Республики Беларусь».

Для подведения итогов урока предлагаются следу­ющие вопросы: что больше всего вам понравилось на сегодняшнем уроке?-Что могло бы случиться, если бы в нашей стране не было заповедников и националь­ных парков?

Домашнее задание: прочитать текст «Заповедники и национальные парки Республики Беларусь», отве­тить на вопросы к нему<

Тема

«Растительный и животный мир родного края» (обобщающий урок).

Целы

· Систематизировать и обобщить знания учащихся о растительном и животном мире родного края;

· Совершенствовать умения устанавливать взаимосвязи, существующие в природе;

· Способствовать пониманию третьеклассниками необходимости поддержания и сохранения человеком природных взаимосвязей.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Игра-викторина

Учитель зачитывает описание природы различных экологи­ческих сообществ родного края, третьеклассники должны назвать это природное сообщество и расска­зать, чем оно запомнилось.

Могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина с дро­жащими листьями, раскидистая липа, сосна и ель растут впере­межку, их ветви часто образуют густой на пес. А под ним распола­гается ярус из орешника и других кустарников.

3.По мере продвижения вперед тропы и. кочки под ногами становятся не просто мягкими, а полужидкими. Ступишь ногой как будто на твердое, а нога уходит, и становится страшно: не сов­сем ли в пропасть попал? Приходится выбирать место, куда ногу поставить. Земля под ногой, как подвешенный гамак. На этой подвижной земле, на тонком слое растений» сплетенных между собой корнями и стеблями,, стоят редкие маленькие корявые де­ревца. Не трудно подметить преобладание здесь бурой окраски и большую влажность. Из комка мха, сжатого в руках, будет течь вода. Часто бывают видны «окна» воды. М. Пришвин

4.Здесь живет много различных животных и насекомые, и птицы, и звери. Но всех животных, обитающих в этом природном сообществе, объединяет то, что они имеют приспособления к жиз­ни в воде. У птиц пальцы ног соединены широкими плавательны­ми перепонками. Это помогает им хорошо плавать и держаться на воде. Многие жуки; поднимаясь на поверхность воды подышать, выставляют наружу усики. У обитающих здесь зверей шерсть не­промокаемая.

•Выслушав ответы детей, учитель предлагает среди
стоящих на наборном полотне растений и животных
выбрать те, которые обитают в сообществе, о котором
идет разговор.

5. Игра-соревнование «Кто задаст больше интересных вопросов о живот­ных или растениях» .

Какое дерево называют чудо-деревом? (Береза.)

Какой , кустарник является чемпионом среди рас­тений по количеству выделяемых фитонцидов? (Можжевельник.)

У-какого животного хвост служит не только рулем, но и шарфом? (Лиса.)

Без какого жи­вотного клевер не даст семян? (Шмель.)

Какое живот­ное рождается три раза? (Бабочка.)

Какое животное поет крыльями, а слушает ногами? (Кузнечик.)

Какое растение ест насекомых? (Росянка.)

Какой. большой зверь легко ходит по болотам, где другие животные утонули бы? (Лось.)

Какие приспособления к добыванию корма имеет это животное?

Почему лоси не живут на лугу? Почему каждое животное обитает в определен­ном сообществе? (Оно приспособлено к определенным условиям жизни и его жизнь связана с жизнью дру­гих животных и растений.)

6.Заключительная беседа

О чем должны думать люди при использовании природы — вырубке леса, распахивании лугов, стро­ительстве, дорог?

Что можете .сделать вы для охра­ны природы родного края?.

Как вы понимаете слова М. М. Пришвина:

Надо учиться уважать явления ЖИЗНИ животных

Тема: Растения леса

Цели: расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания; развивать умения описывать и распознавать растения, работать в парах и микрогруппах, приемы умственной деятельности; содествовать воспитанию чувств восхищения красотой природы, ее мудростью, гуманных отношений ко всему живому.

Ход урока

1. Организационный момент

Для того, чтобы создать соответсвующее настроение на уроке, проводится психогимнастика. Упражнение «Творим добро».

Выполняется сидя. Учитель: Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, представьте, что ваше сердце наполняют Любовь, Доброта, Мир. Их так много, что вы мысленно направляете во все стороны Любовь, Доброту, Мир. Мы творим вокруг себя Любовь, Доброту, Мир. Эти минуты вернуться с торицей.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на ясное солнышко или темную тучу? Вот сейчас можно и начинать урок. Сейчас мы отправимся на прогулку в лес. Закройте глаза и представьте себе участок леса, где вы побывали недавно. Мы слышим, как шелестят листья на деревьях, как поют лесные птицы. Мы вдыхаем свежий и целебный лесной воздух, слушаем звуки леса, любуемся его красками…

Хорошо в лесу, но пора возвращаться. В каком лесу вы побывали? (Заслушивается несколько ответов учащихся). Называется тема урока, его задачи. Вводная беседа проводится по вопросам, представленных в учебнике перед изучением темы.

Наши рекомендации