Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока
Сообщение темы и целей урока
Изучение нового материала
Актуализация знаний осуществляется по вопросам учебника, а также с помощью игры «Ищи связи». На доске или на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:
Водоем – рыба; лес – деревья, дерево – дятел, шишка – дятел, белка – куница, дуб – мышь, лес – гриб, луг – бабочки; болото – лягушка; дуб – сойка; озеро – беззубка, цветок - бабочка.
Ученики, познакомившись с предложенным материалом, делают вывод, какие виды связей здесь отражены (объяснять связи в каждой паре объектов не нужно). На основании игры актуализируются знания о том, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи. Чтобы сформулировать новую тему, учитель спрашивает школьников, какие природные дома названы в этой игре. На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем. Эти природные дома, говорит учитель, называются природными сообществами. На доске над уже выставленными карточками появляется карточка «Природные сообщества». Учащиеся пробуют объяснить, что означает слово «сообщество». Затем ученики рассматривают рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и устанавливают, как связаны между собой изображенные организмы. На основе рисунков делается вывод, что растения и животные связаны между собой пищевыми связями.
В лесу также все растения и животные живут сообща. Учитель предлагает доказать это на основе имеющихся знаний. Сначала моделируем знакомые детям лесные «этажи». На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются названия растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда. Ученики рассуждают, могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах. На основе работы делается вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие во втором и третьем, а также о том, что ярусность – это приспособление растений к совместному проживанию.
Физкультминутка
Далее проводится дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах). На карточках (а также на доске) ученикам предлагается следующая схема:
С помощью карандаша школьники прочерчивают связи, существующие между указанными объектами. После самостоятельной работы учащихся, организуется обсуждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи): Что напоминает получившийся рисунок? Какой вывод позволяет сделать получившаяся паутинка? Дальше можно рассмотреть в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответить на вопрос учебника. Делается вывод о том, что в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.
И снова возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы? По мере ответов учащихся, учитель убирает со схемы карточки с названиями растений и животных.
На доске появляется схема и предлагается для комментирования с помощью текста учебника:
свет заяц лиса
вода лось волк
воздух -------------- растения -------- зубр ---- рысь ---- микрорганизмы,
тепло мышь медведь жуки-могильщики
питательные вещества сова
В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:
Неживая ----- растения ------ растительноядные -- хищники – организмы,
Природа животные перерабатыва-
ющие умершие
Ученики рассуждают над вопросами: Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, достаточно воды, света и тепла? Что будет, если исчезнут растения? Что будет, если исчезнут растительноядные животные? Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики? Последние три задания парам распределяются по рядам.
После обсуждения результатов работы делается вывод о том, почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать. Вывод ученики сравнивают с текстом учебника. После чтения текста учебника выясняется значение науки экологии для человека.
Итак, экология отвечает нам вопрос, почему и как нужно охранять природу, существующие в ней связи. И дальше ученики работают по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах). Перед выполнением заданий, на основе таблицы выясняется, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:
Охраняемые территории
Заповедник | Заказник | Национальный парк |
Охраняется вся природа Запрещена всякая хозяйственная деятельность 1 – Березинский | Охраняется часть природы Запрещены некоторые виды хоз. деятельности Свыше 500 | Охрана природы Использование для туризма 4 (Беловежская пуща, Нарочанские озера, Браславские озера, Припятский) |
С целью закрепления изученного читается вывод учебника на стр. 46.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:Стр. 47 ответы на вопросы
Тема «Богатства недр родной Земли. Важнейшие месторождения полезных ископаемых на физической карте Республики Беларусь»
Цели:
· Продолжить формирование представлений о разнообразии полезных ископаемых, о подземных богатствах нашей страны, о месторождениях важнейших полезных ископаемых;
· Содействовать осознанию учащимися необходимости рационального использования полезных ископаемых, понимания того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии, ко всем окружающим предметам и вещам является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны;
· Развивать элементарные исследовательские умения и умение читать карту.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний и умений осуществляется по методике «Опрос пятерых» Задания для работы в микрогруппах (на карточках).
1. Укажите полный правильный ответ.
Полезные ископаемые — это:
а) все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли;
б) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности или из глубины земли и используют для различных хозяйственных нужд;
в) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли и используют для различных хозяйственных нужд.
2. Узнайте по описанию и запишите:
а) бывает разного цвета, твердый, состоит из крупных частиц,
сыпучий, хорошо пропускает воду —_____ ;
б) разноцветная, состоит из маленьких слипшихся частичек,
пластичная, плохо пропускает влагу, не растворяется в воде —
в) разноцветный, твердый, прочный, имеет зернистое строение, хорошо полируется — .
3. Закончите предложения:
а) Гранит используется для строительства фундаментов зданий потому, что он ... .
б) Гранит используется для облицовки зданий, строительства
памятников потому, что он ... .
в) Из глины делают посуду, игрушки потому, что она ... .
г) Песок добавляют к глине при изготовлении кирпичей, .посуды для придания изделиям ... .
д) Растения, растущие на песчаных почвах, нужно поливать
чаще, так как песок ... .
Перед изучением новой темы проводится вступительная беседа по вопросам перед текстом учебного пособия «Торф». Практическую работу предваряет проблемный вопрос: «Почему торф используется не только как топливо, но и как удобрение, подстилочный материал?» После практической работы делается вывод, который сверяется с выводом учебного пособия. По ходу выполнения практической работы и чтения текста заполняется первая часть таблицы «Свойства торфа и нефти».
Свойства | Торф | Нефть |
Состояние | твердое | жидкое (маслянистая жидкость) |
Цвет | темно-коричневый | почти черный |
Отношение к воде | легче воды, хорошо впитывает влагу | легче воды, расплывается тонкой пленкой |
Горючесть | + | + |
После изучения свойств торфа и объяснения использования его в хозяйстве переходят к знакомству со свойствами нефти. Перед этим ставятся проблемные вопросы: почему нефть называют «черным золотом»? Почему попадание нефти в водоемы представляет серьезную опасность?
Демонстрация опыта. Учитель берет кусочек ваты и пропитывает его нефтью. Ученики нюхают вату и делают вывод, что нефть имеет характерный запах. Затем пропитанный нефтью кусочек ваты кладут на бумагу и наблюдают, какой след оставляет вата. Вспоминаем, что оставляет такой же след. В результате делается вывод: нефть — маслянистая жидкость. В чашку с водой с помощью пипетки учитель капает 2—3 капли нефти. Ученики наблюдают, как довольно быстро вся поверхность воды в чашке затягивается тонкой пленкой нефти. Учитель объясняет, почему это происходит (нефть — маслянистая жидкость, легче воды). На поверхность воды с пленкой нефти осторожно помещают кусочек бумаги. Учитель пинцетом
поднимает бумагу и обращает внимание на то, что на
бумаге остается пленка нефти. Ученики рассуждают, что происходит с птицами, которые плавают на водоемах, куда попадает нефть. Далее читается текстНефть» и по ходу чтения заполняется вторая часть таблицы
Физкультпауза.
Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках прыг да скок.
А затем поприседаем,
И глазами поморгаем.
III. Практическая работа
Формируется представление учащихся о том, что такое месторождение полезных ископаемых:
IV. Работа в группах (каждая микрогруппа выполняет один из пунктов практической работы (с. 34 учебного пособия).
Закрепление изученного.
Предлагается итоговый тест.
1. Назови одним словом.
Песок, глина, гранит, калийные соли, нефть — это ....
2. Подчеркни лишнее. .
Наша страна богата такими полезными ископаемыми, как песок, глина, торф, нефть, каменный уголь, калийная и каменная соль.
3. Вставь пропущенное. •
' Песок, глина, гранит— ... материалы, а торф, нефть — ...полезные ископаемые.
4. Найди окончание предложения в правой части
Торф хорошо впитывает влагу,
Торф состоит из остатков растений,
Нефть и торф обладают таким свойством, как горючесть,
Нефть — маслянистая жидкость, легче воды, поэтому используется как
удобрение
поэтому используется как подстилочный материал.
поэтому растекается на по-
верхности воды тонкой плен-
кой.
поэтому используются как топливо
5. Отметь-знаком «+-» те утверждения, с которыми, ты согласен, и знаком «-» те, с которыми не согласен
Если экономно использовать тепло- и электроэнергию, то
можно сберечь горючие полезные ископаемые на более-длительный срок.
Полезные ископаемые — исчерпаемые природные богатства, поэтому каждый человек должен относиться к ним бережно.
Полезные ископаемые — неисчерпаемые природные богатства, поэтому человек может их использовать без всякого ограничения.
Экономно использовать тепло- и электроэнергию — значит сохранять полезные ископаемые, беречь окружающую среду от загрязнения, а также свое здоровье
Домашнее задание: прочитать статьи «Торф», «Нефть», «Богатства недр родной Земли», ответить на вопросы к ним
Тема
«Разнообразие-водоемов. Водные богатства Республики Беларусь
Цели', формировать представление о разнообразии водоемов, их особенностях, значении водоемов как важнейших природных богатствах нашей страны; познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Беларуси; содействовать осознанию,школьниками своей роли в сохранении водных ресурсов, воспитанию чувства восхищения красотой родной природы; продолжить развитие умений читать карту — показывать на физической карте Республики Беларусь реки и озер Ход урока
Изучение нового материала, проверка и закрепление изученного осуществляются путем самостоятельной работы учащихся по технологическим карточкам (на основе использования элементов модульной технологии). В ходе изучения новой темы осуществляется проверка знаний и умений по предыдущей теме. Учитель знакомит учащихся с планом работы, затем они читают задачи, записанные на технологической карте.
Цели урока (для учащихся). На уроке вы узна-
ете, какие бывают водоемы; какие крупнейшие реки
протекают на территории Беларуси и какие извест-
ные озера здесь расположены; как охраняются вод-
ные богатства в нашей стране.
Вы научитесь различать виды водоемов, находить и показывать на карте крупнейшие реки и озера Беларуси.
2. Источник.
Задания для самостоятельной работы (школьники работают в микрогруппах Задания для обсуждения после выступления представителей группы.
Что нужно для того, чтобы образовался источник? (Дождь или вода тающего снега, слой песка, слой глины, склон.) Наводящие войросы: образовался ли бы источник, если бы не было слоя глины, а только песок? Образовался ли бы источник, если бы не было уклона? Почему вода источника чистая и холодная? Какое значение имеют источники в природе, для человека?
Отгадай'загадки. ; >
Чуть дрожит на ветерке , ■ . ■ Лента на просторе. Узкий кончик в роднике, А широкий 1—в море; '
О каких частях реки здесь идет речь? Где исток, устье, русло?
Течет, течет — . Не вытечет.
Бежит, бежит — Не выбежит.
Почему вода в реке никогда не иссякает? Могут ли реки пересохнуть?
Нашу страну называют очень красиво: синеокая, край голубых рек и озер. Почему? Сколько озер и рек украшают нашу страну? Ответ ученики находят в тексте учебного пособия (с. 40). А дальше предлагается совершить путешествие по физической карте Республики Беларусь.
Практическая работа по карте.
1. Определите, какая река протекает через территорию Беларуси с севера на юг. На какой возвышенности она берет начало? В какое, море, можно попасть по этой реке?
2. Найдите реку, которая протекает по северу Беларуси с востока на запад. Какой областной центр расположен на этой реке?
3. На какой реке стоит город Брест?
4. Как называется река в твоей местности .(городе, селе)?
5. Подумайте, чем похожи и чем отличаются река и озеро? I
6. Порассуждайте, где более чистая вода:, в реке или озере? Почему? •
7. Что происходит с водоемами, если летом долго не идут дожди и стоит жаркая, сухая погода?
8. Покажите на карте озеро Нарочь, Браславские озера. В какой стороне горизонта они находятся по отношению к Минску?
Усвоение знаний о значении водоемов в природе и их охране осуществляется в процессе фронтальной работы. Для этого учащимся предлагаются следующие вопросы и задания.
Прочитайте текст на страницах 40, 41 учебного пособия о значении водоемов в природе и в жизни человека
Подведение итогов в форме итоговой рефлексии.
Понравился ли вам урок? Чем? Что было особенно трудным? Почему? Что было самым интересным? Чему вы научились на уроке? Довольны ли своей работой?
Домашнее задание: прочитать тексты на страницах 36—42 учебного пособия. Ответить на вопросы рубрики «Порассуждай» (с. 42).
■ Тема ' «Что такое природное сообщество? Что изучает наука экология?»
Цели: формировать представление о природном сообществе, о науке экологии, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе; развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе; создать условия для формирования представления о том, что в природе все взаимосвязано, что нарушение человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого на Земле; что каждый человек в ответе за сохранение
природных связей. •
Оборудование: рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с заданиями, таблица «Охраняемые территории», книги о национальных парках и заповедниках Республики Беларусь.
Ход урока
Для повторения изученного материала проводится игра «Кто в лесу (на болоте и т. п.) живет, что в лесу растет». При организации этой формы работы на доске развешиваются иллюстрации с изображениями растений и животных. Ведущий (ученик) предлагает отгадать загадку или кратко описывает то или иное растение. Тот, кто отгадает', снимает с доски иллюстрацию и называет признаки угаданного растения или животного. Например: листья широкие, цветки — белые маленькие, колокольчики, плоды — красные ягоды (ландыш). Это дерево в народе иногда называют соней, потому что оно цветет, довольно поздно (в июле), листья широкие, у основания закругленные, к верхушке заостренные, цветки желтовато-белые, мелкие, пахучие (липа). Или:
Птица на большой сосне Нам стрекочет: «Кле-клё-кле». Твердый клюв похож на крест, Семена из шишек ест. В оперенье — рыжий цвет. ' * Как зовут? Найди ответ. (Клест)
Чтобы проверить, как .третьеклассники усвоили, что для жизни каждого. животного нужны определенные условия, используется такой прием формирования экологических знаний, как написание писем любимым животным .по заданной учителем схеме и обсуждение ответов животных. ■ •
Учитель показывает классу конверт, на котором изображен журавль (отправитель письма), и читает адрес получателя: «Лесная страна, Сосновый лес, Старая сосна, дупло. Пестрому дятлу». Учитель зачи^ тывает письмо и просит третьеклассников объяснить, примет ли дятел приглашение.
«Здравствуй, Пестрый дятел!
Мы, Журавли, приглашаем тебя в гости на весенний праздник, посвященный возвращению в родные края — журавлиные тока.
Приглашаем тебя погостить у нас некоторое время. Поживешь в нашем красивом большом гнезде, устроенном на болотной кочке. У нас ты сможешь найти очень много вкусной еды: прошлогодних семян, ягод, побегов различных трав. А если тебе понравится и ты останешься у нас жить, то летом сможешь поклевать зерен пшеницы, овса, гороха. Если захочешь, то и мышкой сможешь полакомиться. Ждем твоего ответа.
Твои соседи Журавли».
Изучение нового материала начинается с актуализации знаний учащихся. Для этого третьеклассники отвечают на вопросы учебного пособия на странице 43.
Обобщая ответы школьников, учитель подчеркивает, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи. Чтобы сформулировать новую тему, учитель спрашивает, какие «природные дома» они знают\ На доске выставляются карточки со словами «лес», «луг», «болото», «водоем». «Эти «природные дома»,говорит учитель, — называются природными сообществами». На доске над уже выставленными карточками появляется карточка «Природные сообщества». Учащиеся пробуют объяснить, что означает слово «сообщество». Затем дети рассматривают рисунки на страницах 43—44, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах), и устанавливают, как связаны между собой изображенные организмы. На основе рисунков делается вывод, что растения и животные связаны между собой пищевыми связями. .
В лесу все растения и животные живут сообща. Учитель предлагает доказать это на основе4 имеющихся знаний. Сначала моделируются знакомые детям лесные «этажи». На доске в три ряда размещаются рисунки лесных растений (если нет рисунков, 'записываются их названия). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда. Ученики рассуждают, смогли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах. На основе работы делается вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие — во втором и третьем, а также о том, что ярусность — это приспособление растений к совместному проживанию.
Далее проводится дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах). На карточках (а также на доске) предлагается следующая схема.
С помощью карандаша школьники прочерчивают связи, существующие на их взгляд между указанными объектами.
После самостоятельной работы организуется об-суждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи). Что напоминает получившийся рисунок? Какой вывод он позволяет сделать? Далее на странице 45 учебного пособия рассматривается рисунок «Пищевая сеть дуба» и дается ответ на вопрос: «Что представляет собой цепь питания?». Делается вывод о том, что в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.
Далее дети снова возвращаются к схеме на доске и рассуждают над вопросом: «Что будет; если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы?» По мере ответов третьеклассников учитель убирает карточки с названиями растений и животных
Свет, вода, воздух, тепло, питательные вещества
Ученики рассуждают над вопросами: что будет, если растения не будут получать достаточно питательных веществ, воды, света и тепла? Что будет, если исчезнут растения? Что будет, если исчезнут растительноядные животные? Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики?
Делается вывод, почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать. Для закрепления полученных знаний читается текст учебного пособия на странице 46 и выясняется значение экологии для человека.
Дальше ученики выполняют задания рубрики «Порассуждай» (работа в парах).
Подведение итогов урока. К чему может привести нарушение связей в цепях питания? Чем занимается экология?
Домашнее задание: прочитать тексты, учебного пособия на страницах 43—46; ответить на вопросы к ним, а'также на вопросы рубрики «Порассуждай
Тема ■ «Растения поля»
Цели: формировать представление о поле, об основных культурных растениях, которые выращивают на полях; расширить знания о сорняках, воспитывать уважение к труду работников сельского хозяйства.
Оборудование: цветная иллюстрация с изображением поля; гербарные экземпляры и таблицы полевых культур и сорняков.
Ход работы
Объяснение нового материала начинается с чтения стихотворения И. А» Бунина «Поле» и ответов на вопросы учебного пособия (с. 67). Обобщая ответы, учитель спрашивает: «Как вы думаете, всегда ли были поля? На месте,чего они возникли?» Делается вывод,-что поля — это творение рук человека. На полях выращивают культурные растения, которые необходимы, для питания людей, кормления домашних животных.; В Беларуси выращиваются такие растения, которые могут жить в условиях нашей погоды и почвы.
Затем учитель сообщает, что сегодня дети научатся узнавать различные культурные: растения поля, показывает школьникам: гербарный экземпляр пшеницы и предлагает им найти среди лежащих на парте растений пшеницу.
Практическая работа по формированию представлений о растениях поля проводится по вопросам учебного пособия. После сравнения ржи и пшеницы учитель спрашивает: «Чем похожи эти растения?» (Плоды (зерновки, зерна) образуют колос. Оттого что плоды пшеницы называются зерновкой (зерном ), эти растения относят- к зерновым культурам.) Учащимся предлагается посчитать количество зерен в колосе пшеницы, сравнить зерна ржи и пшеницы по форме, размеру, окраске.
Далее третьеклассники находят в гербарии другие зерновые культуры (овес, ячмень). Они изучаются по тому же плану с элементами сравнения.
Для закрепления полученных знаний дается задание найти в тексте «Культурные и сорные растения поля» и прочитать, какая зерновая культура в Беларуси является главной. Что получают из ржи? Почему надо уважать труд хлеборобов?
Чтобы перейти к изучению сорных растений поля, учащимся предлагается отгадать загадку
Я шариком пушистым Белею в поле чистом, — ; А дунул ветерок — Остался стебелек.
Как вы догадались, что загадка об одуванчике? С какими сорными растениями вы познакомились в 1-м и 2-м классах? Организуется небольшая практическая работа. Учащиеся рассматривают гербарные экземпляры вьюнка, осота, пырея, рассказывают, по каким признакам они узнают эти растения, и отвечают на вопросы учителя: «Почему эти растения называются сорными?» (Это дикорастущие растения, которые человек не сажает.) Как сорняки приспособились к условиям окружающей среды, к выживанию в условиях, когда человек старается от них избавиться?
Обобщая ответы детей, учитель обращает внимание на хорошо развитую корневую систему сорняков, большое количество семян и рассказывает: «Сорняки Vимеют хорошо развитые корни, которые всасывают большое количество питательных веществ. Корни помогают сорнякам' выжить: Сорняки растут быстрее^ чем культурные растения, и затеняют их. Сорняки дают много семян, быстро размножаются, поэтомулучше всего их уничтожать до цветения, и плодоношения. Для уничтожения сорняков, кроме ручной прополки, применяют очистку семян культурных растений от примесей, опрыскивание посевов ядовитыми химическими веществами и'т. д.»
Для закрепления полученных знаний читается вторая часть текста «Культурные и сорные растения поля» (о сорняках) и даются ответы на следующие вопросы: «Что произойдет, если человек не будет бороться с сорняками? Почему надо очень осторожно применять ядовитые вещества? Принимали ли вы участие в прополке растений?»
Домашнее, задание: прочитать текст учебного пособия «Культурные и сорные растения поля», уметь описывать одно из культурных растений поля.
Тема «Животные поля»
Цела: расширить представление о поле как природном сообществе, познакомить с животными — вредителями и друзьями растений лоля> - содействовать формированию бережного отношения к животным — защитникам растений полей.
Оборудование: таблицы «Животные — друзья
поля», «Животные — вредители растений»; коллек-
ция насекомых-вредителей и друзейполя; диафильм
«Растения и животные поля». -
Ход урока
Объяснение нового материала начинается с ответов на вопросы перед. текстом. учебного пособия «Животные поля».. Учащиеся рассматривают таблицу, где изображены насекомые — вредители.растений поля (озимая совка, долгоносик, колорадский жук), а учитель рассказывает о том, что эти насекомые наносят ущерб посевам, и задает вопрос: «Какие животные поля помогают человеку в борьбе с насекомы-ми — вредителями поля? » Выслушав ответы,, учитель предлагает рассмотреть таблицу «Животные — друзья поля». Внимание третьеклассников обращаеся на окраску серой куропатки и жаворонка. (Под цвгт полевых растений и земли.)
Учитель может рассказать,: что люди для защиты урожая от вредных насекомых применяют ядо:и-микаты. Иногда это действительно необходимо. Но очень часто ядохимикаты наносят полю вред, так *ак убивают и насекомых — друзей растений: божьих со-ровок, жужелиц, златоглазок, а часто и насекомозд-ных птиц. Нарушается природное равновесие, и насекомых-вредителей, грызунов через некоторое время становится даже больше, чем было, так как погибли животные, которые питаются насекомыми — вредителями растений. Накапливаясь в растениях, ядохимикаты попадают в продукты; питания человек* и вызывают различные заболевания. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы главными помощниками в борьбе с насекомыми^вредителями были друзья человека — животные. Их надо охранять и создав1ть для них благоприятные условия. Для насекомоядных птиц зимой делают кормушки, а весной — скворечники и синичники. Для хищных птиц на полях ставят высокие шесты с перекладинами наверху! Крылатые «сторожа» полей (хищные, птицы) садятся на эти перекладины и высматривают грызунов. В сельских школах учащиеся с помощью учителей ставят такие жерди, а также подкармливают куропаток, так как зимой эти птицы страдают от бескормицы.
Для закрепления знаний читается текст «Животные поля» и даются ответы на. вопросы к нему.
Итоговая рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Почему животные — друзья поля —нуждаются в охране?
Домашнее задание: прочитать текст «Животные поля», ответить на вопросы. Задание для же; лающих: составить описание одного из животных поля
«Охрана природы в Беларуси. Основные заповедники и национальные парки Беларуси»
Цели: систематизировать и расширить знания учащихся об охране природы родного края, создать условия для понимания необходимости охраны природы каждым человеком, учить видеть и беречь красоту окружающей природы.
Оборудование: иллюстрации и таблицы с изображением охраняемых растений и животных; диафильмы «Беловежская пуща», «Березинский заповедник».
Ход урока
Для того чтобы после проверки домашнего задания перейти к объяснению нового материала, учитель предлагает третьеклассникам рассмотреть таблицы, изображающие охраняемые растения и животных. Дети отвечают на следующие вопросы: какие растения и животные занесены в Красную книгу Республики Беларусь? (Два вопроса.) Почему? Что еще делают люди для охраны природы родного края? Далее объявляется тема урока. Обобщая ответы детей, учитель подчеркивает, что в процессе хозяйственной деятельности люди распахивают луга».осушают болот та, вырубают леса. И для того чтобы сберечь участки различных естественных природных сообществ, в РеспубЛике Беларусь созданы заповедники и национальные парки, в которых запрещена рубка леса, выпас скота, распахивание почв, сбор ягод и грибов и исчезающих растений и животных. В верховьях реки Березины находится Березинский биосферный заповедник (учитель показывает его на карте). Для сохранения неповторимой природы Белорусского Полесья вдоль правого берега реки Припять создан Припятский национальный парк. Всемирную
известность имеет расположенный у слияния рек Лесной и Белой национальный парк Беловежская пуща.
Объяснение нового материала желательно проводить в процессе просмотра диафильмов. При их отсутствии используется метод рассказа-беседы.
Затем учащиеся рассматривают гербарные экземпляры или иллюстрации растений, произрастающих в Березинском заповеднике, и рассказывают, что они о них знают. После этого рассматриваются изображения животных. Особое внимание уделяется ознакомлению с образом жизни ценнейшего обитателя этого заповедника — бобра.
Подчеркивается, что* в Припятском национальном парке ведется большая научная работа по изучению и охране болот. В процессе беседы используются уже полученные третьеклассниками знания о значении болот в природе.
■ Затем предлагается рассмотреть иллюстрации Беловежской пущи и рассказать, чем она славится. Если дети не могут ответить, предлагается рассмотреть изображение зубра и вспомнить, что учащиеся знают об этом животном, которое считается современником мамонта.
Обобщая ответы школьников, учитель рассказывает о национальной святыне Беловежской пуще. Каждый житель Беларуси должен хоть раз побывать там. Теперь; когда Беловежская пуща из заповедника преобразована в национальный парк, все могут свободно приехать сюда. Можно пройтись заповедными тропками, зимой покататься на санях, хотя в пуще остались и абсолютно заповедные места, куда человеческая нога не должна ступать: Там могут находиться только ученые,'Много-много лет на заповедных территориях, идут естественные процессы, «задуманные и запланированные» природой, — там существует, саморегулируемая система. Лишь в случае каких-то стихийных бедствий [пожаро.в и т. п.) человек на-
рушает покой этой зоны. Даже в самые холодные и снежные зимы корм для животных люди оставляют возле границ абсолютно заповедной зоны, не вторгаясь в нее.
В настоящее время Беловежская пуща— это огромный лесной массив площадью около 90 тыс. га. Пуща — это крупное многоотраслевое хозяйство. Здесь осуществляется лесопереработка, есть художественные мастерские и хорошо налаженное сельскохозяйственное производство. Все это дает возможность получать средства для того, чтобы вести научные исследования, регулярно подкармдивать животных.
Для закрепления полученных знаний читается статья учебного пособия «Заповедники и национальные парки Республики Беларусь».
Для подведения итогов урока предлагаются следующие вопросы: что больше всего вам понравилось на сегодняшнем уроке?-Что могло бы случиться, если бы в нашей стране не было заповедников и национальных парков?
Домашнее задание: прочитать текст «Заповедники и национальные парки Республики Беларусь», ответить на вопросы к нему<
Тема
«Растительный и животный мир родного края» (обобщающий урок).
Целы
· Систематизировать и обобщить знания учащихся о растительном и животном мире родного края;
· Совершенствовать умения устанавливать взаимосвязи, существующие в природе;
· Способствовать пониманию третьеклассниками необходимости поддержания и сохранения человеком природных взаимосвязей.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Игра-викторина
Учитель зачитывает описание природы различных экологических сообществ родного края, третьеклассники должны назвать это природное сообщество и рассказать, чем оно запомнилось.
Могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листьями, раскидистая липа, сосна и ель растут вперемежку, их ветви часто образуют густой на пес. А под ним располагается ярус из орешника и других кустарников.
3.По мере продвижения вперед тропы и. кочки под ногами становятся не просто мягкими, а полужидкими. Ступишь ногой как будто на твердое, а нога уходит, и становится страшно: не совсем ли в пропасть попал? Приходится выбирать место, куда ногу поставить. Земля под ногой, как подвешенный гамак. На этой подвижной земле, на тонком слое растений» сплетенных между собой корнями и стеблями,, стоят редкие маленькие корявые деревца. Не трудно подметить преобладание здесь бурой окраски и большую влажность. Из комка мха, сжатого в руках, будет течь вода. Часто бывают видны «окна» воды. М. Пришвин
4.Здесь живет много различных животных и насекомые, и птицы, и звери. Но всех животных, обитающих в этом природном сообществе, объединяет то, что они имеют приспособления к жизни в воде. У птиц пальцы ног соединены широкими плавательными перепонками. Это помогает им хорошо плавать и держаться на воде. Многие жуки; поднимаясь на поверхность воды подышать, выставляют наружу усики. У обитающих здесь зверей шерсть непромокаемая.
•Выслушав ответы детей, учитель предлагает среди
стоящих на наборном полотне растений и животных
выбрать те, которые обитают в сообществе, о котором
идет разговор.
5. Игра-соревнование «Кто задаст больше интересных вопросов о животных или растениях» .
Какое дерево называют чудо-деревом? (Береза.)
Какой , кустарник является чемпионом среди растений по количеству выделяемых фитонцидов? (Можжевельник.)
У-какого животного хвост служит не только рулем, но и шарфом? (Лиса.)
Без какого животного клевер не даст семян? (Шмель.)
Какое животное рождается три раза? (Бабочка.)
Какое животное поет крыльями, а слушает ногами? (Кузнечик.)
Какое растение ест насекомых? (Росянка.)
Какой. большой зверь легко ходит по болотам, где другие животные утонули бы? (Лось.)
Какие приспособления к добыванию корма имеет это животное?
Почему лоси не живут на лугу? Почему каждое животное обитает в определенном сообществе? (Оно приспособлено к определенным условиям жизни и его жизнь связана с жизнью других животных и растений.)
6.Заключительная беседа
О чем должны думать люди при использовании природы — вырубке леса, распахивании лугов, строительстве, дорог?
Что можете .сделать вы для охраны природы родного края?.
Как вы понимаете слова М. М. Пришвина:
Надо учиться уважать явления ЖИЗНИ животных
Тема: Растения леса
Цели: расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания; развивать умения описывать и распознавать растения, работать в парах и микрогруппах, приемы умственной деятельности; содествовать воспитанию чувств восхищения красотой природы, ее мудростью, гуманных отношений ко всему живому.
Ход урока
1. Организационный момент
Для того, чтобы создать соответсвующее настроение на уроке, проводится психогимнастика. Упражнение «Творим добро».
Выполняется сидя. Учитель: Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, представьте, что ваше сердце наполняют Любовь, Доброта, Мир. Их так много, что вы мысленно направляете во все стороны Любовь, Доброту, Мир. Мы творим вокруг себя Любовь, Доброту, Мир. Эти минуты вернуться с торицей.
Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на ясное солнышко или темную тучу? Вот сейчас можно и начинать урок. Сейчас мы отправимся на прогулку в лес. Закройте глаза и представьте себе участок леса, где вы побывали недавно. Мы слышим, как шелестят листья на деревьях, как поют лесные птицы. Мы вдыхаем свежий и целебный лесной воздух, слушаем звуки леса, любуемся его красками…
Хорошо в лесу, но пора возвращаться. В каком лесу вы побывали? (Заслушивается несколько ответов учащихся). Называется тема урока, его задачи. Вводная беседа проводится по вопросам, представленных в учебнике перед изучением темы.