Геоэкологические проблемы при проектировании инженерного

Обеспечения городов и его частей

Водоснабжение.

Основой проектирования рационального использования водных ресурсов для водоснабжения городов является создание и совершенствование схем комплексного водопользования.

Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод (Водный кодекс РФ, 2006 г [1].

Водоснабжение городов связано с решением комплекса геоэкологических проблем из которых наиболее острыми является дефицит водных ресурсов (количество пресных вод) и качества пресных вод. Проблема обеспечения населения в городах питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве стала одной из главных и определяющих.

Источниками централизованного водоснабжения служат поверхностные и подземные природные воды, большая часть которых не отвечает требованиям государственного стандарта (ГОСТ – 2874 – 82) [2] по качеству питьевой воды.

Природная вода всегда содержит некоторое количество растворенных и взвешенных веществ органического и минерального происхождения. Эти вещества попадают в воду из атмосферы при выпадении осадков; из почв и грунтов, с которыми соприкасается заполняющая их поры или движущаяся по ним подземная вода; из почв и грунтов, составляющих дно или русло поверхностных водоемов, а также за счет жизнедеятельности и отмирания населяющих воду растительных и животных организмов.

Грунтовые воды содержат преимущественно растворенные вещества, а поверхностные воды обогащены взвешенными веществами.

Качество природной воды, используемой для водоснабжения городов зависит от ее физических показателей: температуры, вкуса, запаха, прозрачности, мутности, цветности, плотности и т.д.

Температура воды зависит от времени года и от температуры грунтов, с которыми она соприкасается (оптимальная температура для питьевого водоснабжения 7-110С).

Вкус воды определяет химический состав примесей (табл.1) и растворенных газов.

Таблица 1

Сравнительная таблица предельной концентрации солей, вызывающих вкусовые ощущения

Соль Концентрация, мг/л
Вкус (без ясного представления)едва ощутимый вкус воспринимается как плохой, отталкивающий
NaCl 500-соленый
MgCl2 400-горький
MgSO4 500-горький
CaSO4 150-вяжущий
KCl 700-горький
FeSO4 1,5 5.0-железнистый
MnCl2 2,0 4,0-болотный
FeCl2 0,3 0,5-болотный

Приятный и освежающий вкус воде придают растворенные в ней газы (кислород и углекислота), а также небольшие количества гидрокарбоната кальция.

Интенсивность запаха определяют по пятибальной системе. Вначале определяют характер запаха. Запах воды по характеру разделяют на две группы:

- запах естественного происхождения (от живущих и отмирающих в воде организмов, от влияния берегов, дна, окружающих почв, грунтов и т.д.);

- запах искусственного происхождения (от случайного попадания промышленных сточных вод, от обработки водопроводной воды реагентами и т.д.) (табл.2).

Таблица 2

Оценка интенсивности запаха (в баллах)

Балл Интенсивность запаха Описание определения
Никакого Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый Запах, обнаруживаемый опытным исследователем
Слабый Запах, не привлекающий внимания потребителя, но такой который можно заметить, если указать на него
Заметный Запах, легко обнаруживаемый и могущий дать повод относиться к воде с неодобрением
Отчетливый Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья
Очень сильный Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

Природные воды часто бывают мутными из-за присутствия в них взвешенных частиц глины, песка, ила, органических взвесей.

Цветность воды определяет присутствие коллоидных соединений железа, гуминовых веществ, взвешенных минеральных и органических веществ.

Плотность воды зависит от генезиса и наличия примесей.

В зависимости от требований к воде, предъявляемых различными потребителями, оно разделяется на IV класса (табл.3).

Таблица 3

Наши рекомендации