Постановления Правительства, нормативные акты министерств, государственных комитетов и местных органов власти и управления как источники экологического права
Постановления правительства Республики Беларусь имеют обязательную юридическую силу на всей территории государства.
Правительственные нормативно-правовые акты в области экологического права по содержанию можно классифицировать на ряд видов.
1. Одни из них подробно определяют правовое положение природных объектов, ресурсов, их отдельных элементов:
- Положение об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории РБ.
- О государственных кадастрах природных ресурсов.
- О создании Национальной системы мониторинга окружающей седы в РБ.
2. Другие определяют порядок предоставления природных объектов и ресурсов в пользование:
- Об утверждении положения о лицензировании промыслового лова рыбы и добычи водных беспозвоночных.
- Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.
- О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
3. Третьи вводят особый режим пользования и охраны отдельных категорий и групп, элементов окружающей среды:
- Об учреждении Книги редких и находящихся по угрозой исчезновения видов животных и растений Белорусской ССР – Красной книги Белоруской ССР.
Источниками экологического права выступают также нормативные акты министерств и государственных комитетов. Они имеют общеобязательную силу для всех природопользователей, на которых распространяется их действие.
К числу источников экологического права относятся также решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Эти решения могут приниматься по вопросам распоряжения, контроля за использованием находящихся в ведении местного совета земель, недр, вод, лесов, охотничьих и рыбных угодий, а также других природных ресурсов. Широкие полномочия местным Советам депутатов, местным исполнительным и распорядительным органам предоставлены в решении вопросов обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности населенных пунктов.
Понятие, содержание и виды экологических правоотношений.
Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Существует несколько классификаций экологических правоотношений. Все экологические правоотношения можно подразделить на два вида: природоресурсовые и природоохранительные.
Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.
Экологические отношения могут классифицироваться в зависимости от форм воздействия человека на природу на следующие виды:
-отношения, связанные с добычей веществ из природной среды;
-отношения, связанные с загрязнением природной среды;
-отношения, связанные с возобновлением природных ресурсов;
-отношения, связанные с использованием полезных качеств природного объекта без его изъятия (добычи), например, землепользование;
-отношения, связанные с охраной природы и окружающей среды и обеспечением качества окружающей среды.
В зависимости же от объекта, по поводу котороговозникают природоресурсовые и природоохранительные отношения, их можно классифицировать на:
- отношения по использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);
- отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.
Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности участников экологических правоотношений. Субъекты экологических правоотношений реализуют их путем совершения активных действий, например, добычи полезных ископаемых, проведения государственной экологической экспертизы, либо путем воздержания от совершения тех или иных действий, запрещенных законодательством.
Содержанием правоотношений собственности на природные объекты и ресурсы являются права и обязанности собственников: государства, юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и ресурсами.
Экологические правоотношения в области управления имеют своим содержанием права и обязанности государственных органов общей и специальной компетенции, а также природопользователей и собственников природных объектов и ресурсов по планированию природопользования, ведению кадастров природных ресурсов, осуществлению мониторинга за состоянием окружающей среды.
Содержание охранительных экологических правоотношений определяется характером нарушения экологического законодательства и особенностями возникающей ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной.