Статья 101. Земли лесного фонда 1 страница
Вопрос.
Формы взаимодействия общества природы.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.
Вопрос.
Предметом экологического права выступают экологические отношения, т.е. общественные отношения, возникающие в области взаимодействия общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды.
Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Это связано с тем, что одни экологические отношения вообще не требуют правового регулирования, другие в данный момент не могут быть урегулированы нормами экологического права, а третьи регулируются нормами других отраслей права. Это говорит о том, что круг экологических правоотношений постоянно совершенствуется и изменяется.
Существует несколько классификаций экологических правоотношений.
Все экологические правоотношения можно подразделить на два вида: природоресурсовые и природоохранительные.
Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.
Экологические отношения могут классифицироваться в зависимости от форм воздействия человека на природу на следующие виды:
-отношения, связанные с добычей веществ из природной среды;
-отношения, связанные с загрязнением природной среды;
-отношения, связанные с возобновлением природных ресурсов;
-отношения, связанные с использованием полезных качеств природного объекта без его изъятия (добычи), например, землепользование;
-отношения, связанные с охраной природы и окружающей среды и обеспечением качества окружающей среды.
В зависимости же от объекта, по поводу которого возникают природоресурсовые и природоохранительные отношения, их можно классифицировать на:
- отношения по использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);
- отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.
Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности участников экологических правоотношений. Субъекты экологических правоотношений реализуют их путем совершения активных действий, например, добычи полезных ископаемых, проведения государственной экологической экспертизы, либо путем воздержания от совершения тех или иных действий, запрещенных законодательством.
Содержание экологических правоотношений зависит от отнесения их к тому или иному виду, состава участников, особенностей объекта. Так, круг прав и обязанностей лесопользователей, водопользователей, недропользователей определен соответственно в Лесном кодексе, Водном кодексе, Кодексе о недрах. Они охватывают отношения как между природопользователями как между собой, так и между ними и государством – собственником лесов, вод, недр.
Содержанием правоотношений собственности на природные объекты и ресурсы являются права и обязанности собственников: государства, юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и ресурсами.
Экологические правоотношения в области управления имеют своим содержанием права и обязанности государственных органов общей и специальной компетенции, а также природопользователей и собственников природных объектов и ресурсов по планированию природопользования, ведению кадастров природных ресурсов, осуществлению мониторинга за состоянием окружающей среды, проведению государственной экологической экспертизы планируемой хозяйственной деятельности, обеспечению экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, осуществлению контроля в области охраны окружающей среды и другой управленческой деятельности.
Содержание охранительных экологических правоотношений определяется характером нарушения экологического законодательства и особенностями возникающей ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной.
Вопрос.
Процесс становления и развития экологического права условно можно разделить на четыре этапа:
становление и развитие отдельных природно-ресурсных отраслей права: лесного, земельного, водного и др.;
объединение отдельных природно-ресурсных отраслей права в общее природно-ресурсное право;
возникновение и развитие относительно самостоятельного комплекса правовых норм по охране окружающей среды;
интеграция (объединение) природно-ресурсного права и норм по охране окружающей среды в комплексную отрасль права экологическое право.
Первый этап. Началом становления отдельных отраслей природно-ресурсного права считается ноябрь 1917 года, когда на Втором Всероссийском съезде рабочих, крестьянских и солдатских депутатов был принят декрет "О Земле". Его историческая роль состоит в отмене частной собственности на землю и другие природные ресурсы, объявлении их исключительной собственностью государства.
В 1918 г. принимается декрет "О социализации земли", в 1919 г. Положение о социалистическом землеустройстве, в 1922 г. - Земельный кодекс России. Вершиной первого этапа кодификации земельного законодательства стало принятие в 1928 г. "Общих начал землепользования и землеустройства". Так, к концу 1920-х годов земельное законодательство было кодифицировано не только на уровне Союза, но и на республиканском уровне. Принятием Основ земельного законодательства (1968 г.) и Земельного кодекса РСФСР (1970 г.) завершается второй виток кодификации земельного законодательства.
Аналогичные тенденции были характерны для становления и развития иных природно-ресурсных отраслей права. Основы горного права были заложены в декрете ВЦИК РСФСР 1920 г. "О недрах земли". С принятием Основ законодательства о недрах в 1975 г. и Кодекса РСФСР о недрах в 1976 г. завершился важный этап формирования этой природно-ресурснои отрасли права.
Наиболее яркие страницы становления лесного права связаны с принятием декрета ВЦИК "О лесах" в 1918 г., Основ лесного законодательства в 1977 г. и Лесного кодекса в 1978 г.
Основы водного законодательства (1970), Водный кодекс (1972), союзные законы об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха (1980) и одноименные законы республик (1982) стали фундаментом, на базе которого сформировалось водное, фаунистическое и воздухоохранное право.
К началу 1980-х годов была завершена кодификация различных природно-ресурсных отраслей права. Данное обстоятельство послужило предпосылкой для обретения этими отраслями права самостоятельности.
Второй этап. Несмотря на самостоятельность, природно-ресурсные отрасли права тяготеют к объединению, поскольку недра, воды, леса, другие природные ресурсы - взаимосвязанные объекты природы. Использование и охрана одних неизбежно отражается на состоянии других. Правовое регулирование также имеет много общего, в наибольшей степени это касается отношений собственности, управления и природопользования.
Третий этап. Будучи природными ресурсами, объекты природы выступают в качестве элементов окружающей человека природной среды, то есть играют не только экономическую, но и экологическую роль.
Экономическая составляющая предопределила возникновение природно-ресурсных отраслей права, регулирующих прежде всего отношения по использованию природных ресурсов.
Со временем выяснилось, что хозяйственная деятельность человека может причинять вред природе (окружающей среде). Опасные для человека и экосистем вещества поступают в окружающую среду и накапливаются в ней. Загрязнению в немалой степени способствовало внедрение химических и энергоемких технологий. Причинение вреда природе представляет серьезную опасность для всего человечества.
Не случайно в середине XX века начинает активно развиваться природоохранноезаконодательство. Формируется относительно самостоятельная группа норм под условным названием "правовая охрана природы".
Регулятивные и охранительные нормы развивались одновременно, постепенно они оформились в природно-ресурсное право и правовую охрану природы.
Четвертый этап. Озабоченность проблемами окружающей среды достигла апогея. Человек осознает, что поскольку регулятивные и охранительные нормы дополняют друг друга, то и применяться должны в комплексе. Лесные богатства, например, не только используются в хозяйственной деятельности, но и охраняются, то есть одновременно действуют регулятивные и охранительные нормы.
Сложившиеся тенденции во взаимодействии человека с природной средой послужили предпосылкой для объединения регулятивных и охранительных норм в интегрированную совокупность норм под названием"экологическое право ".
Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.
Вопрос.
Вопрос.
Наличие развитой системы источников экологического права - существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.
Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.
1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:
а) законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;
б) все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.
Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.
Специальные: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и другие акты.
3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.
Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами актов материального характера могут служить Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях".
Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ в ред. от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.
4. По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты - Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах" и др.
Вопрос.
Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за основу ее взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.
Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной эксплуатации ее. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др.
Второй этап — от середины XX века до восьмидесятых годов - характеризуется значительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно - природоресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.
Третий этап - примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только неприменным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.
В начале 20-х гг. XX в., с приходом советской власти и с национализацией всех природных ресурсов, был принят ряд законов: Земельный кодекс РСФСР (1922), Лесной кодекс РСФСР (1923), декрет СНК РСФСР "О недрах земли" (1920), постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" (1924), декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920), декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921), декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ" (1919).
До 1970-х гг. проблема защиты природной среды рассматривалась не как экологическая, а как санитарная, то есть с точки зрения влияния на здоровье человека.
А постановления Правительства "О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест" (1949), "О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря" (1968) и другие касались охраны конкретных природных объектов страны.
Однако затем приоритеты сместились, и в 1970-80 х гг. было принято новое природоохранное законодательство Земельный кодекс РСФСР (1970), Водный кодекс РСФСР (1972). Кодекс РСФСР о недрах (1976), Лесной кодекс РСФСР (1978), Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (1982), Закон РСФСР "Об охране и использовании животного мира" (1982). Тогда окружающая среда не рассматривалась как нечто целостное, а скорее как набор определенных, пусть и нуждающихся в защите, но разобщенных ресурсов.
С другой стороны, необходимость природоохранных мероприятий уже вполне осознавалась, и тем сильнее, чем более природные ресурсы были вовлечены в хозяйственную деятельность.
В сентябре 1972 г. Сессия Верховного Совета СССР установила охрану природы и бережное использование природных ресурсов как одну из самых важных задач государства. 29 декабря того же года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов".
Массовое общественное экологическое движение в конце 1980-х гг. сыграло важную роль в становлении и развитии экологического права и законодательства, создании органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. В конце 1980-х гг. был создан Государственный комитет СССР по охране природы. Тогда же было принято решение о создании нового Закона об охране природы.
В начале 1990-х гг. было создано Министерство РФ по охране окружающей природной среды (Минприроды, затем Минэкологии).
В постсоветской России с момента возобновления деятельности Государственной Думы в 1993 г., было принято около трех десятков законов, касающихся экологии.
Это законы природоохранительного и природоресурсного характера, которые были направлены на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Среди них законы, "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (1991), "О недрах" (1992), "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" (1993), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995), "О животном мире" (1995), "Водный кодекс РФ" (1995), "О радиационной безопасности населения" (1996), "О Красной книге Российской Федерации" (1996), "Лесной кодекс РФ" (1997), "Об отходах производства и потребления" (1998) и др.
Экологическое право как составная часть общественных отношений и реализующее это право экологическое законодательство основываются на Конституции Российской Федерации, в которой вопросам экологии отводится одно из ведущих мест.
Более детально экологические обязанности и права граждан России прописаны в принятом в новой редакции 10 января 2002 г. Законе РФ "Об охране окружающей природной среды", который прописывает определяющие принципы природоохранной деятельности и является основным источником экологического права в России, главным природоохранным законодательным актом прямого действия. В соответствии со статья 64 данного закона в области охраны окружающей среды в РФ осуществляется три вида экологического контроля – государственный, производственный и общественный.
Правила пользования отдельными ресурсами установлены в Земельном, Лесном, Водном кодексами и Законом РФ "О недрах".
Осенью 2002 г. правительство РФ одобрило Экологическую доктрину Российской Федерации и план действий по ее реализации. В составе Правительства РФ была образована Федеральная служба по экологическому и технологическому контролю.
Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды сегодня позволяет обеспечивать сохранение качества окружающей среды в Российской Федерации. В него входят следующие федеральные законы: "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях", "О гидрометеорологической службе", "Об отходах производства и потребления" и ряд других. Основной проблемой в этом случае является обеспечение соблюдения требований указанных законов.
27 января 2009 г. было принято постановление правительства Российской Федерации "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)".
15 марта 2009 г. президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В ноябре 2009 г. президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В мае 2010 г. президент России предложил свою помощь в разрешении вопроса по разработке и согласованию законопроекта, касающегося новой системы нормирования выбросов загрязняющих веществ и перехода на систему наилучших существующих доступных технологий (НДТ).
Вопрос.
Система экологического права
Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли - подотраслей, институтов, норм.
Экологическое право существует в трех качествах: как отрасль права, учебная дисциплина и научная дисциплина. Поэтому вопрос о структуре целесообразно рассмотреть применительно к каждому из них, так как их структура может и не совпадать. Она определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач, стоящих перед законодателем, преподавателем и ученым. При структуризации экологического права в зависимости от того, в каком качестве оно рассматривается, могут быть использованы разные основания.
Так, при определении внутренней структуры экологического права, объектом которого является окружающая среда, основой будет служить совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений. Здесь можно выделить группы норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, права природопользования, организации государственного управления в сфере взаимодействия общества и природы, экологическое нормирование, экспертизу, лицензирование, юридическую ответственность и др. Такие группы норм образуют основные институты экологического права.
При характеристике экологического права как комплексной отрасли (суперотрасли) важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и признанных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранительного. Развитие этих отраслей и экологического права в целом связано с реализацией дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды применительно к отдельным природным объектам. Эти отрасли являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе экологического права они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру.
Если предметом экологического права являются отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, то закономерно поставить вопрос о выделении в качестве самостоятельных структурных образований тех правовых норм, которые регулируют охрану от химических воздействий, от физических воздействий и от биологических воздействий. Такой подход к структуризации права окружающей среды, являющегося сложной, комплексной отраслью, имеет большое научное и практическое значение. Так, требования об охране окружающей среды от биологического загрязнения содержатся в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", лесном законодательстве, законодательстве о животном мире, санитарном, аграрном и ином законодательстве. В какой степени эти требования взаимно согласованы, достаточны в контексте права на благоприятную окружающую среду? Предметный подход к анализу структуры права позволяет дать комплексную оценку состояния законодательства в данной сфере, выявить пробелы и сформулировать предложения по его совершенствованию. Если совокупность правовых норм, касающаяся охраны от химического загрязнения, исследована достаточно полно, то анализу правового регулирования охраны окружающей среды от физического и биологического загрязнения в науке уделялось незаслуженно мало внимания.
А.П. Гетьман считает, что имеются основания рассматривать систему эколого-процессуальных норм как самостоятельную подотрасль в системе экологического права <38>.
Вопрос.
• Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.
Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону "Об охране окружающей среды" природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом.
Вопрос.
Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.
Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону "Об охране окружающей среды" природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом.