Экономика природопользования и экология
Методические указания к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей
экономического и технических факультетов
Часть 1
Екатеринбург
УДК 504.06 (075)
Составители Е.В. Курилова, Л.Б. Леонова, Е.Р. Магарил
Научный редактор проф., докт. экон. наук Е.В. Сафронов
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЯ: Методические указания к практическим занятиям: В 2 ч.Ч.1 / Е.В. Курилова, Л.Б. Леонова, Е.Р. Магарил, Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 34 с.
В работе представлены методические указания к практическим занятиям по курсам «Экономика природопользования», «Экология».
Рассмотрены вопросы практической оценки степени влияния предприятий и других источников загрязнения на окружающую среду, платности природопользования, экономической оценки природоохранных мероприятий.
Работа предназначена для студентов дневной формы обучения всех специальностей экономического и технических факультетов.
Библиогр.: 9 назв. Табл. 12, Рис.1.
Подготовлено кафедрой «Экономика
и организация химической промышленности»
Ó ГОУ ВПО «Уральский государственный
технический университет –УПИ», 2004
Оглавление
Введение …………………………………………………. . 4
Задача 1…………………………………………………… .. 5
Задача 2……………………………………………..………. 9
Задача 3………………………………………..……………. 14
Задача 4……………………….....………………… ……… 25
Библиографический список……………………………….. 32
Условные обозначения………………………………………. 33
ВВЕДЕНИЕ
С ускорением научно-технического прогресса и увеличением объемов производства человек оказывает на окружающую среду мощное и непрерывно возрастающее влияние. Это вызывает необходимость ужесточения мер по охране природы, земли и ее недр, атмосферного воздуха, водоемов, животного и растительного мира, их рационального использования во всех сферах деятельности человека.
Настоящие методические указания составлены с целью научить студентов определению степени влияния предприятий и других источников загрязнения на окружающую среду, расчету платы за загрязнение и эффективности природоохранных мероприятий. Все это поможет будущим специалистам в дальнейшем при решении производственных задач по рациональному использованию природных ресурсов и природоохранной деятельности на предприятиях. При составлении задач использованы как современные, так и ранее применявшиеся методики. Наиболее часто встречающиеся в методических указаниях понятия:
Рациональное природопользование– система хозяйственной деятельности общества, при которой достигается неисчерпаемость энергетической и сырьевой базы общества в сочетании с сохранением параметров среды обитания, необходимых человеку как биологическому виду и разумному социальному существу.
Ущерб от загрязнения окружающей среды –выраженные в стоимостной формефактические и возможные убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнением окружающей среды, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков.
Плата за загрязнение окружающей среды– денежное возмещение предприятиями социально-экономического ущерба, наносимого хозяйству и здоровью людей загрязнением окружающей среды.
Эффективность природоохранных мероприятий– результат сопоставления суммарного эффекта от проведения средозащитных мероприятий, в том числе удовлетворения потребностей и получения продукции, с необходимыми затратами на основе ресурсосберегающей технологии.
При составлении задач были использованы материалы и официальные документы, содержащие утвержденные размеры платежей и другие нормативы.
Для того, чтобы сдать задание преподавателю:
1. Студент решает индивидуальный вариант задачи, номер которого соответствует порядковому номеру фамилии студента в списке группы. При числе студентов в группе более 25 вариант задачи соответствует последней цифре номера зачетки.
2. Условия задачи, пояснительный текст к ее решению, промежуточные
математические действия и конечные результаты должны излагаться в
объеме, позволяющем проверяющему понять смысл решенной задачи, характер допущенных ошибок, если таковые имеются, не обращаясь к тексту и справочным материалам задачника.
3. Задачи, решенные студентом по чужому варианту, не рассматриваются.
4. При собеседовании с преподавателем студенту задаются по каждому заданию вопросы по теории и практике расчета.
ЗАДАЧА 1
ВВЕДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1. Исходные данные
– На предприятии вводится система оборотного водоснабжения,
позволяющая снизить сброс нитратов со сточными водами с Мбаз. до Мтек. (т).
– Капитальные вложения на сооружение данной системы составляют К (тыс. у.е.), срок строительства t лет.
– Лимитированный сброс нитратов в текущем году по сравнению с базовым не изменился и составил Мlim (т).
2. Задание
Определить размер премиального фонда предприятия на стимулирование внедрения новой природоохранной техники, если доля средств, направляемых на премирование, составляет q (%) от экономического эффекта, вызванного внедрением этой техники. Считать, что предприятие
расположено в Свердловской области и норматив платы за допустимые сбросы нитратов в водный объект равен p (у.е./ т).*
*Норматив платы за загрязнение водного объекта нитратами в пределах ПДС для Свердловской области принимаем равным 34,1 у.е./усл. т для рек бассейна реки Волги.
3. Методика расчета
3.1. Источник премирования
Источником премирования за внедрение новой техники в основное производство служит экономический эффект, полученный в результате роста выпуска продукции или снижения ее себестоимости, улучшение качества и
т.д., а в конечном счете в результате роста прибыли. Внедрение новой природоохранной техники требует обычно значительных бесприбыльных затрат, что затрудняет стимулирование ее внедрения из-за отсутствия источника средств для поощрения работников. С введением платежей за загрязнения окружающей среды открывается возможность сделать источником стимулирования работников средства экономического эффекта, рассчитанного с учетом уменьшения суммы платы за загрязнение окружающей среды, достигаемого в результате внедрения природоохранной техники.
3.2. Определение доли средств, направляемых на премирование
В зависимости от экономических возможностей предприятия, на премирование направляется определенная доля средств полученного экономического эффекта. Чем больше внедряемая техника позволяет приблизиться к нормативам качества среды, тем выше (если позволяют финансовые возможности предприятия) должна быть доля средств, направляемых на премирование. Ее расчет производится по формуле
(1)
где П – премиальный фонд для стимулирования внедрения новой природоохранной техники, у.е.;
Э – годовой экономический эффект от внедрения новой природоохранной техники с учетом экономии от уменьшения платежей за загрязнение, у.е.;
q – доля средств, направляемых на премирование.
3.3. Расчет экономического эффекта
Определение экономического эффекта рекомендуется осуществлять по следующей формуле
Э = (Рбаз – Ртек) + (Збаз.– Зте.) - (2)
где Рбаз – сумма платежей за выброс в атмосферу, сброс в водные объекты
загрязняющих веществ, размещение твердых отходов, выплачиваемых предприятием в базовом году (за базовый период принимается год, предшествующий началу внедрения новой природоохранной техники), у. е.;
Ртек – сумма платежей за выброс в атмосферу, сброс в водные объекты
загрязняющих веществ, размещение твердых отходов, выплаченных предприятием в текущем году после внедрения новой природоохранной техники, у. е.;
З баз. – эксплутационные затраты на имевшуюся в базовом году систему
очистки или при ее отсутствии, у. е.;
З тек. – эксплуатационные затраты на новую природоохранную технику в
текущем году, у. е.;
К – капитальные вложения на сооружение природоохранной техники,
у. е.;
t – время внедрения природоохранной техники.
Рбаз. = Р + Р (3)
где Р – сумма платежей за загрязнения в пределах нормативов ПДВ, ПДС в базовом году, у. е.;
Р – сумма платежей за загрязнение в пределах лимитов (ВСВ, ВСС) в
базовом году, у. е.;
Р – сумма платежей за превышение лимитированных загрязнений в
базовом году, у. е.;
Р = Р (4)
где – сумма платежей за допустимые (нормативные, лимитированные) загрязнения в текущем году, у. е.;
– сумма платежей за превышение допустимых загрязнений в текущем году, у.е.
Так как лимиты выбросов, сбросов, нормы размещения твердых отходов на достаточно длительное время остаются величиной постоянной,
то и оплата за допустимые загрязнения в базовом и текущем годах может быть принята величиной постоянной и исключена из расчетов, т. е.
(5)
Но это справедливо лишь в случае Мтек > Мlim, т. е. масса сбросов в текущем году остается на уровне, превышающем временно согласованный сброс.
4. Порядок расчета
Рассчитываем плату за сверхлимитное загрязнение нитратами в базовом году
р,
где р – норматив платы за загрязнение в пределах ПДС, у. е./ т;
М - сброс нитратов в базовом году,. т;
М - временно согласованный сброс нитратов (ВСС),т.
Рассчитываем плату за превышение ВСС с учетом ввода системы оборотного водоснабжения
р;
где - сброс нитратов в текущем году,. т.
Делаем расчет экономического эффекта от ввода системы оборотного водоснабжения:
.
Определяем размер премиального фонда на стимулирование внедрения новой природоохранной техники:
Таблица 1
Исходные данные для решения задачи
Вариант | М lim, т. | М баз, т. | М тек, т. | З баз,, тыс. у.е. | З тек, тыс. у.е. | К (t-1), тыс. у.е. | t, лет | q, % |
1,40 | 2,50 | |||||||
1,70 | 2,00 | |||||||
0,30 | 0,50 | |||||||
1,40 | 3,20 | |||||||
1,70 | 5,40 | |||||||
2,30 | 4,70 | |||||||
1,20 | 3,50 | |||||||
1,80 | 4,70 | |||||||
0,50 | 1,20 | |||||||
0,30 | 2,70 | |||||||
2,70 | 4,50 | |||||||
1,20 | 1,80 | |||||||
1,70 | 2,50 | |||||||
1,50 | 3,30 | |||||||
1,80 | 4,50 | |||||||
1,50 | 2,80 | |||||||
1,80 | 3,20 | |||||||
1,30 | 1,70 | |||||||
2,50 | 4,70 | |||||||
3,50 | 5,80 | |||||||
1,20 | 2,00 | |||||||
1,70 | 1,90 | |||||||
0,50 | 1,90 | |||||||
0,32 | 5,70 | |||||||
0,15 | 2,15 |
ЗАДАЧА 2
РАСЧЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ
1.Исходные данные
Отходы - непригодные для производства продукции виды сырья; остатки, полностью или частично утратившие потребительские свойства.
Ежегодно на территории России образуется 5 млрд. тонн отходов.
При загрязнении почв большое значение имеют твердые отходы.
Они подразделяются наследующие виды:
· ТБО - твердые бытовые отходы (домашние, учрежденческие, городские);
· ТПО - твердые промышленные отходы (чисто промышленные, медицинские, сельскохозяйственные, горно-металлургические).
ТПО бывают токсичными и нетоксичными. Среди токсичных выделяют 4
класса. В соответствии с классом токсичности отходов определяют степень опасности отходов (табл. 1).
Таблица 1
Степень опасности отходов в зависимости от класса токсичности
Класс токсичности отходов. | Степень опасности отходов. |
I | Чрезвычайно опасная |
II | Высокоопасная |
III | Умеренно опасная |
IV | Малоопасная |
Отходы могут размещаться на различных территориях: на городских свалках, хвостохранилищах, полигонах, на несанкционированных местах.
На начало XXI в. из всех образовавшихся отходов в России перерабатывается лишь 3%.
Согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) взимается плата за размещение твердых отходов.
2. Задание
Рассчитать платежи за размещение отходов. Сделать выводы на основании проведенных расчетов.
3.Методика расчета
3.1. Расчет платы за согласованные лимиты размещения отходов
Плата за согласованные лимиты объемов размещения отходов на отведенных для этого территориях рассчитывается по формуле:
(1)
где Цi – норматив платы за размещение данного i - го отхода, у.е./т,
Мотх. i – фактическая масса i - го отхода, т / г,
Мотх.л. i – лимит размещения i - го отхода, т / г,
КЭП - коэффициент экологичности почв (коэффициент экологической
значимости почв).
Нормативы платы за размещение отходов приведены ниже
Вид твердых отходов | Цi, у.е./т. |
Токсичные | |
I кл………………………….. | ……………1739,2 |
II кл………………………….. | ……………. 745,4 |
III кл…………………………. | ……………..497 |
IV кл…………………………. | ……………..248,4 |
Отходы V класса опасности (практически неопасные): добывающей промышленности……………. | ………………..0,4 |
перерабатывающей промышленности……………. | ………………15 (у.е./куб.м.) |
Коэффициент экологичности почв зависит от экономического района размещения отходов (табл.2)
Таблица 2
Коэффициент экологичности почв по экономическим районам Российской федерации
Экономический район. | КЭП |
Центральный | 1,6 |
Центрально-Черноземный | 2,0 |
Поволжский | 1,9 |
Северо-Кавказский | 1,9 |
Уральский | 1,7 |
Западно-Сибирский | 1,2 |
3.2. Расчет платы за сверхлимитное размещение отходов
Плату за сверхлимитное размещение отходов рассчитывают по формуле:
, (2)
.
Сверхлимитными являются отходы, образованные сверх расчетных
нормативов, а также отходы, размещенные без документированного разрешения.
3.3.Расчет общей платы за размещение отходов
Общую плату за размещение отходов рассчитывают
. (3)
Примечания:
1. При размещении отходов в согласованных с надзорными органами местах
на территории предприятия плата уменьшается на 70 % (т.е. умножается
при расчете на 0,3).
2. В случае размещения отходов на несанкционированных свалках (или в
необорудованных местах на предприятии) плата увеличивается в 5 раз за
всю массу обнаруженных отходов и умножается на дополнительный штрафной коэффициент Кш:
- Кш = 5, если размещение - в пределах городов, населенных пунктов,
водоохранных зон, водоемов, рекреационных зон;
- Кш = 3, если расстояние от границ вышеперечисленных объектов, менее
3 км.
3. Плата может быть уменьшена зачетом в счет платежей расходов
природопользователя на мероприятия по утилизации наиболее опасных
отходов, а также расходов по долевому финансированию охраны природы соответствующих или межрегиональных программ.
4. Плата за размещение ТБО определяется как для нетоксичных отходов
перерабатывающей промышленности. (Дирекция полигонов,
принимающих ТБО, освобождается от платы при нормативных условиях
размещения отходов и эксплуатации полигона).
5. Воинские части, предприятия и подразделения всех силовых структур
освобождаются от платы за загрязнение среды, если они соблюдают правила и лимиты.
Таблица 3
Исходные данные для решения задачи
№ вар. | Вид отходов, класс опасности | Кол-во, т | Лимит размещения, т | Место размещения |
Токсичные I II IV | 500 1 000 | На территории предприятия, производящего отходы (Центр-чернозем. р-н) | ||
Нетоксичные ТБО Токсичные (III класс) | 1 500 | 2 000 | На городской свалке (Северный Кавказ) | |
Токсичные I II III | __ | У пригородного озера на расстоянии 1200 м (Урал) | ||
ТБО Нетоксичные Токсичные I класс | 1 000 2 000 | 1 500 1 000 | Воинская часть на санкционированном полигоне (Запададная Сибирь) | |
Токсичные I III IV | 5 000 | __ | В лесу (Западная Сибирь) | |
ТБО Токсичные III IV | 5 000 | __ | На несанкционированной свалке (Приволжский р-н) | |
Токсичные I III ТБО | 10 000 3 000 8 000 | - 3 500 10 000 | На территории природопользователя (Центральный р-н) | |
Нетоксичные Токсичные II III | -- -- | Городская свалка бытовых отходов. (Урал) | ||
Окончание табл.3 | ||||
ТБО I III | 1 000 | -- | Городская свалка (Западная Сибирь) | |
Токсичные I II | -- -- | На несанкционированной свалке в пределах города (Центральный р-н) | ||
Нетоксичные ТБО | 2 000 | 5 000 2 000 | Полигон по захоронению промышл. отходов (Центрально-Черноземн. р-н) | |
Токсичные I классы III опасности IV | 1 000 | Полигон по захоронению промышл.. отходов (Северный Кавказ) |
ЗАДАЧА 3
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ЗАЩИТЕ АТМОСФЕРЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ
1. Исходные данные
– В районе действует тепловая электростанция (ТЭС), работающая на кузнецком угле.
– В процесс эксплуатации ТЭС в атмосферный воздух попадают примеси аэрозолей и газообразных веществ. Массы годового поступления выбросов (mj) по видам составляют:
а) группа аэрозолей: m1 – зола угля, m2 – пыль угля;
б) группа газообразных веществ: m3 – сернистый ангидрид, m4 – серный ангидрид, m5 - оксиды азота (по NO2), m6 - оксид углерода.
– Характер выбросов по скорости оседания частиц различен:
а) примеси из группы аэрозолей имеют скорость оседания частиц от 1
до 20 см/сек;
б) примеси из группы газообразных веществ имеют скорость оседания
менее 1 см/сек.
– Зона активного загрязнения (ЗАЗ) ТЭС неоднородна и состоит из следующих типов территорий (табл. 1):
Таблица 1
Значение коэффициента σ по типам территорий
Номер типа террит. | Тип территории | Si | Σ |
Территория населенных мест с плотностью населения 3 чел/га ( ) | S1 | ||
Территория промышленных предприятий | S2 | ||
Леса 2 группы | S3 | 0,1 | |
Пашни | S4 | 0,25 | |
Территории пригородных зон отдыха, садовых и дачных участков | S5 |
– В рассматриваемом году масса выбросов загрязняющих веществ (Мобщ.) превысила временно согласованный выброс на величину
При решении задачи считать, что ВСВ превышает ПДВ на 20%.
– Среднегодовое значение разности температур в устье источника выброса (трубы) и окружающей среды составляет величину Среднегодовой модуль скорости ветра – y.
– Высота трубы – h (M).
– В результате проведения природоохранных мероприятий в планируемом году общий экономический ущерб от загрязнения атмосферы снизится на 10%, масса выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) достигает лимита выбросов (ВСВ).
2. Задание
Определить:
– зону активного загрязнения ТЭС;
– величину ущерба от загрязнения атмосферы ТЭС.;
– сумму платы, выделенную ТЭС в местный бюджет за загрязнение
атмосферы.;
–экономическую эффективность мероприятий по охране атмосферного воздуха в планируемом (последующем) году при известных капитальных (К) и эксплуатационных затратах (С).
3. Методика расчета
3.1. Определение зоны активного загрязнения
Источником загрязнения является труба ТЭС (согласно классификации – организованный источник). Для подобных источников ЗАЗ представляет собой кольцо, заключенное между окружностями с радиусами:
(1)
(2)
где h - высота источника, м (см. по варианту, табл. 2),
- безразмерная поправка, вычисляемая по формуле
(3)
где - разность температур, град. (табл. 2).
Затем находят площадь зоны активного загрязнения (SЗАЗ) по формуле:
м2.1) (4)
3.2. Расчет ущерба от загрязнений атмосферы
Для определения ущерба от загрязнений атмосферы по формуле
(5)
рассчитываются необходимые величины.
3.2.1. Значение удельного ущерба
Численное значение удельного ущерба от загрязнения атмосферы ( ) принимается равным 1 155 у. е /усл.т.
3.2.2. Расчет коэффициента σ
Показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над зоной активного загрязнения ( ) следует рассчитать, поскольку ЗАЗ неоднородна и состоит из территорий пяти типов (S1, S2, S3, S4, S5). _______________________________________________________________
1) Для облегчения дальнейших расчетов площадь зоны активного загрязнения рекомендуется выразить в гектарах (1 га = 10 000 м2) округлить до четвертого знака (например, SЗАЗ = 251 796 600 м2 = 25 179,6 =25 000 га).
Каждому типу (Si) соответствует табличное значение константы . Усредненное значение для всей ЗАЗ определяется по формуле:
(6)
где - показатель относительной опасности загрязнения атмосферы над
всей зоной активного загрязнения (безразмерная величина);
Si - площадь одного из типов территории (га),все пять площадей
необходимо рассчитать, исходя из данных своего варианта (табл. 1); SЗАЗ - общая площадь ЗАЗ (га), величина вычисленная (п. 3.1.);
i - номер части ЗАЗ, относящейся к одному из типов территорий,
указанных в задании (п. 1.4.), всего в ЗАЗ входят пять типов
территорий;
- показатель относительной опасности загрязнения атмосферы над
i - м типом территории (п. 1.4).1
3.2.3. Расчет приведенной массы годового выброса ЗВ
Приведенная масса годового выброса ЗВ (М=Мобщ.) рассчитывается как сумма газообразных и аэрозольных примесей:
М = Мгаз+ Маэр (усл.т/год) (7)
а) значение приведенной массы годового выброса газообразных примесей (Мгаз) определяется по формуле:
(8)
б) значение приведенной массы годового выброса аэрозольных примесей (Маэр.) определяется по аналогичной формуле:
(9)
где Мгаз и Маэр – приведенные массы годовых газообразных и аэрозольных
выбросов (усл.т/год),
j– вид загрязняющего вещества (по условию задачи вещества j1, j2 – аэрозольные, j3, j4, j5, j6 – газообразные),
1 Следует обратить внимание на то, что табличное значение для (территория населенных мест) зависит от плотности населения и величины 0,1 га/ чел., т.е.
Aj - показатель относительной агрессивности примеси j - го вида, усл.
т/т (значения Aj см. в табл. 4).
3.2.4. Расчет коэффициента f
Значение множителя f – поправки, учитывающей характер рассеивания примесей в атмосфере, определяется следующим образом:
а) для газообразных примесей с очень малой скоростью оседания (менее 1 см./с) принимается, что
(10)
б) для частиц, оседающих со скоростью от 1 до 20 м/сек. (в данной задаче - группа аэрозольных примесей) принимается, что
(11)
где y – среднегодовое значение модуля скорости ветра (м/с);
– безразмерная поправка (см. п. 3.1.),;
h – высота трубы (см. табл. 2).
Значение f газ и f аэр при y=3 м/с для некоторых значений и h приведены в табл. 3.
Если м/с, то значения, приведенные в табл. 2 для заданных и h, следует умножить на поправку W, значение которой приведено в табл. 5.
Если м/сек. и заданные величины и отсутствуют в табл. 2, величины газ и аэр следует рассчитать по формулам.
3.2.5. Определение ущерба от загрязнения атмосферы
Общий ущерб есть сумма ущербов от выбросов двух видов примесей (Мгаз и Маэр) с двумя различными параметрами (f газ и f аэр), поэтому
(12)
3.3. Определение платы, вносимой ТЭС
за загрязнение атмосферы
3.3.1. Определение общей суммы платы
Общая сумма платежа определяется по формуле
Побщ = П1 + П2 + П3, (13)
где П1 – плата за допустимый выброс (в пределах ПДВ);
П2 – плата за выброс ЗВ сверх ПДВ, но в пределах временно
согласованного выброса (ВСВ),;
П3 – плата за выброс ЗВ сверх ВСВ.
3.3.2. Расчет составляющих платы
Значения П1, П2, П3 рассчитываются по формулам:
П1 = (14)
(15)
(16)
где Р – норматив платы, у.е./усл. т1;
М1 – масса допустимого выброса, усл. т;
М2 – масса выбросов сверх ПДВ, но в пределах ВСВ, усл. т;
М3 – масса выбросов сверх ВСВ, усл. т.
3.3.3. Определение величин М1, М2, М3
а) Известна (п.3.2.3.) общая масса годового выброса Мобщ., равная
Мобщ .= М1 + М2 + М3 (17)
б) по условию задачи (п.1.5.) превышение ВСВ составляет величину ,%, от общей приведенной массы ЗВ. Находим значение , усл. т, равное М3:
(18)
в) рассчитываем величины М1 и М2
М1 + М2 = Мобщ - М3, (19)
1 Норматив платы принимать равным величине 1 155 у.е./усл.т.
По условию задачи (п. 1.5.) временно согласованный выброс
превышает допустимый выброс М1 на 20 %. Тогда ВСВ = 1,2 М1, а
Мобщ=
Отсюда:
М1= (20)
(21)
3.4. Расчет экономической эффективности комплекса мероприятий по охране атмосферного воздуха
Определяем годовой чистый экономический эффект по формуле:
R = P – З (22)
где R – годовой чистый экономический эффект,
Р – экономический результат, полученный благодаря проведенным
природоохранным мероприятиям. Результатом по условию задачи
(п.1.8) является снижение ущерба от загрязнения на 10 % и
снижение суммы платежей за выбросы ЗВ (выброс достигнет уровня
ВСВ), таким образом
Р = 0,10 U + П3 (23)
З– приведенные затраты, вычисляются по формуле
З = (24)
где С – эксплуатационные затраты (табл. 2);
К – капитальные вложения (табл. 2);
Ен–нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений средозащитного назначения. Его величина принимается равной 0,16.
Определяем общую экономическую эффективность капитальных вложений в комплекс мероприятий по охране атмосферного воздуха по формуле
(25)
Срок окупаемости капитальных вложений Т равен
(26)
Общая (абсолютная) экономическая эффективность природоохранных затрат определяется по формуле
(27)
Таблица 2
Исходные данные для решения задачи 3
Ва-ри-ант | m1, т/год | m2, т/год | m3, т/год | m4, т/год | m5, т/год | m6, т/год | Sзаз | ΔM, % | ΔT, °C | y, м/с | h, м | ||||
S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | |||||||||||
1,0 | |||||||||||||||
3,0 | |||||||||||||||
1,5 | |||||||||||||||
2,0 | |||||||||||||||
3,5 | |||||||||||||||
3,5 | |||||||||||||||
4,0 | |||||||||||||||
4,0 | |||||||||||||||
4,5 | |||||||||||||||
4,5 | |||||||||||||||
5,0 | |||||||||||||||
4,5 | |||||||||||||||
4,5 | |||||||||||||||
4,5 | |||||||||||||||
4,0 | |||||||||||||||
4,0 | |||||||||||||||
3,5 | |||||||||||||||
3,5 | |||||||||||||||
3,0 | |||||||||||||||
Окончание табл.2 | |||||||||||||||
3,0 | |||||||||||||||
2,0 | |||||||||||||||
2,0 | |||||||||||||||
1,5 | |||||||||||||||
1,5 | |||||||||||||||
1,0 |
Примечания: 1. С = 10 млн. у. е. для всех вариантов.
2. К = 60 млн. у. е. для всех вариантов.
Таблица 3
Значение функции fгаз (числитель) и fаэр (знаменатель)
ΔТ (°С) | φ | h, м | ||||||||||||||||||||
1,0 4,08 | 0,91 3,78 | 0,83 3,54 | 0,67 3,02 | 0,5 2,5 | 0,4 2,18 | 0,33 1,96 | 0,29 1,8 | 0,25 1,67 | 0,22 1,55 | 0,20 1,47 | ||||||||||||
1,33 | 1,0 4,08 | 0,88 3,69 | 0,79 3,4 | 0,6 2,81 | 0,43 2,28 | 0,33 1,96 | 0,27 1,75 | 0,23 1,6 | 0,2 1,48 | 0,18 1,38 | 0,16 1,3 | |||||||||||
1,67 | 1,0 4,08 | 0,86 3,61 | 0,75 3,27 | 0,55 2,64 | 0,38 2,10 | 0,29 1,79 | 0,23 1,59 | 0,19 1,45 | 0,17 1,34 | 0,15 1,25 | 0,13 1,17 | |||||||||||
2,0 | 1,0 4,08 | 0,83 3,54 | 0,71 3,16 | 0,5 2,5 | 0,33 1,96 | 0,25 1,67 | 0,20 1,47 | 0,17 1,34 | 0,14 1,23 | 0,13 1,17 | 0,11 1,08 | |||||||||||
Окончание табл.3 | ||||||||||||||||||||||
2,33 | 1,0 4,08 | 0,81 3,46 | 0,68 3,06 | 0,46 2,38 | 0,3 1,85 | 0,23 1,57 | 0,18 1,38 | 0,15 1,25 | 0,13 1,15 | 0,11 1,07 | 0,1 1,01 | |||||||||||
2,67 | 1,0 4,08 | 0,79 3,39 | 0,65 2,97 | 0,43 2,27 | 0,27 1,76 | 0,2 1,48 | 0,16 1,3 | 0,13 1,18 | 0,11 1,08 | 0,1 1,01 | 0,9 0,95 | |||||||||||
3,0 | 1,0 4,08 | 0,77 3,33 | 0,63 2,89 | 0,4 2,18 | 0,25 1,67 | 0,181,4 | 0,14 1,23 | 0,12 1,11 | 0,1 1,02 | 0,09 0,95 | 0,08 0,89 | |||||||||||
Таблица 4
Значение показателя относительной агрессивности вещества Aj
Загрязняющие вещества, выбрасываемые вещества | Значение параметра Aj (усл. т/т) |
1. Зола угля | |
2. Пыль угля (недожог) | |
3. Сернистый ангидрид SO2 | |
4. Серный ангидрид SO3 | |
5. Оксиды азота по NO2 | 41,1 |
6. Оксид углерода |
Таблица 5
Значение поправки W = при некоторых значениях y, м/с
y | 1,5 | 3,5 | 4,5 | |||||
W | 2,0 | 1,6 | 1,33 | 1,0 | 0,89 | 0,8 | 0,73 | 0,67 |
ЗАДАЧА 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА
ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНОГО ОБЪЕКТА БИОГЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ИСТОЧНИКОМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ
1. Исходные данные
Для выращивания сельскохозяйственных культур на полях, расположенных в водосборе реки, внедряются интенсивные технологии, которые предполагают внесение минеральных удобрений, являющихся источником биогенной нагрузки, преимущественно азота – N, фосфора – P, калия – K. Сельскохозяйственные угодья площадью F, га, расположены на известном удалении от берега реки l, м (значения F и l по вариантам приведены в табл.3), что в конечном итоге определяет фактическую величину экологического ущерба U, у. е., загрязнения.
Во избежание выноса остатков удобрений в водный источник рекомендуется внедрять систему водоохранных мероприятий, которые
позволят снизить вынос биогенов до допустимого уровня, З, у. е..
Ожидаемый экономический результат Р, у. е., водоохранных мероприятий равен величине предотвращенного ущерба.
2. Задание.
Определить:
– величину предотвращенного экологического ущерба, U, от загрязнения водного объекта биогенными веществами;
– годовой экономический эффект, Э, от проведения водоохранных
мероприятий в зоне сельскохозяйственной деятельности.
3. Методика расчета
3.1. Определение величины возможного выноса биогенных веществ в водный объект
Для изучения влияния минеральных удобрений на уровень загрязнения природных вод необходимо определить величину возможного и фактического (W и ) выноса биогенных веществ в водный объект.
По результатам исследований вынос биогенных веществ в водный объект для зоны Урала составляет:
Азота кг/га,
Фосфора кг/га,
Калия кг/га.
Возможный вынос биогенных веществ определяется соответственно:
(1)
(2)
(3)
3.2. Определение величины фактического выноса биогенных веществ в водный объект
Биогенные вещества, вымываемые с сельскохозяйственных угодий, частично попадают в водный объект, значительная часть их аккумулируется естественными природными фильтрами (луга, болота, низины).
Количество биогенов, фактически поступивших в водный объект от
данного источника загрязнения, в большей степени зависит от удаленности сельскохозяйственных угодий от берега реки и учитывается при расчете коэффициента редукции (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициенты выноса биогенных веществ в водотоки
в зависимости от удаленности от берега реки
Коэффи- циент продукции | Зоны удаленности с/х угодий относительно уреза воды, м | ||||
0-500 | 500-1000 | 1000-2000 | 2000-3000 | 3000-4000 | |
1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,6 | 0,5 |
Следовательно, величина фактического выноса биогенных веществ будет определяться формулой:
(4)
Примечание: значения определяются отдельно для каждого биогенного вещества.
3.3.Определение величины предотвращенного
экономического ущерба
Расчет величины предотвращенного экономического ущерба от загрязнения водного объекта биогенными веществами предлагается определять по формуле:
U = γΔMКэ (5)
где U – предотвращенный экологический ущерб, у. е.
γ – удельный ущерб, у. е/усл. т1;
Кэ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек, определяется в соответствии с коэффициентами, учитывающими экологические факторы2;
ΔМ – приведенная масса загрязняющих веществ, ликвидируемых в результате природоохранной деятельности и осуществления водоохранных мероприятий, усл. т/г.
__________________________________ _________________________
1Численное значение удельного ущерба γ принимается равным для рек бассейна реки Волги, расположенных в Свердловской области, 9470,3 у. е/усл.т.
2Для рек бассейна реки Волги, расположенных в Свердловской области Кэ равен 1,1.
Величину ΔМ вычисляют по формуле:
(6)
где i – номер сбрасываемой примеси;
N –общее количество примесей;
кэi–показатель относительной эколого-экономической опасности опасности i – го вещества, усл. т/т.
кэi = , усл. т/т; (7)
,00 усл. т/т; (8)
усл. т/т; (9)
усл. т/т. (10)
Величина ΔМ для данной задачи определяется соответственно:
(11)
3.4. Определение затрат на природоохранные мероприятия
Для предотвращения загрязнения водного объекта предлагается внедрить систему водоохранных мероприятий, позволяющих снизить биогенную нагрузку до допустимого уровня.
Перечень и стоимость водоохранных мероприятий приведены в
табл. 2.
1) ПДК загрязняющих веществ взяты для водоемов рыбохозяйственного значения.
Таблица 2