Характеристика технических средств получения и обработки информации в составе комплексного мониторинга
Общая структура аппаратных средств сети наземных измерений в системе комплексного мониторинга включает:
1 Для низового уровня мониторинговой сети:
стационарные посты по воздуху и воде;
передвижные и стационарные лаборатории по состоянию атмосферы, воды, почвы,
снега;
передвижные станции контроля выбросов и сбросов;
инспекционные службы;
службы получения данных от населения.
Число стационарных и передвижных постов определяется в результате проведения исследований, расчетов на имеющихся моделях конкретнойприродно-техническойгеосистемы, а также на основании накопленного опыта наблюдений за окружающей средой.
2 Для среднего уровнясети:
центры сбора и обработки информации, полученной в низовых сетях, отличающихся друг от друга спецификой и сложностью решаемых задач.
3 Для высшего уровнясети:
пользователи информации, полученной в центрах её сбора и обработки. Непосредственными пользователями данных являются инспектора по охране
окружающей среды.
К числу основных составляющих сети мониторинга относятся датчики и анализаторы; устройства загрузки данных; устройства передачи и др.
Для автоматического измерения концентрации наиболее распространенных видов загрязнений в воздухе используются следующие методы:
Метод химической люминесценции для определения концентрации азота;
Метод ультрафиолетовой флуоресценции для определения концентрации диоксида серы и сероводорода;
Метод ультрафиолетового поглощения для определения концентрации оксида и диоксида углерода;
Плазменно-ионизационныйметод для измерения концентрации суммы углеводородов за вычетом метана;
Метод поглощения бета-излученийдля контроля пыли.
Кроме того, используются традиционные методы аналитической химии и газовой хроматографии.
Наиболее эффективным способом получения сведений о загрязнении атмосферы в большом масштабе является использование экологических спутников. Полученная с их помощью информация может быть использована в сочетании с данными локальных измерений в различных точках земного шара, что позволит повысить точность дистанционного зондирования.
В настоящее время единственным микрокомпонентом атмосферы Земли, измерение концентрации которого производится в течение многих лет, является СО2. По результатам измерений можно рассчитать последствия нарушения экологического равновесия при сжигании горючих ископаемых и достаточно точно оценить масштабы воздействия. Однако для оценки последствий загрязнения нужно иметь полную картину процессов, происходящих со всеми микрокомпонентами атмосферы.
Экологический ущерб
Экологический ущерб – это изменение полезности окружающей среды вследствие её загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды, и складывается из следующих затрат:
дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;
затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;
дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.
Произошедшие в последние годы изменения в экономических и экологических отношениях получили отражение в Конституции Российской Федерации, которая закрепила конституционные основы охраны окружающей среды и создала базу для дальнейшего развития экологического законодательства. Так, согласно ч. I ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля, недра, воды, леса и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это конституционное положение носитэколого-экономическийхарактер, поскольку природа имеет многообразное значение и как среда обитания человека, и как источник природных ресурсов, и как экологическая система.
Поэтому, характеризуя природу и ее ресурсы как основу жизни (экологический аспект)
икак основу деятельности (экономический аспект), положение ч.I ст.9 Конституции Российской Федерации закрепляет тесную взаимосвязь экономики и экологии, необходимость научно-обоснованногосочетания экономических и экологических интересов народов, проживающих на соответствующей территории и всего народа Российской Федерации. Оно является ключевым для правового регулирования экологических отношений.
Соответственно определяется правовой режим природных ресурсов, режим их собственности, порядок, условия использования и охраны объектов природы, охрана окружающей среды, а также экономические, организационно-контрольныемеры и меры юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды. В соответствии с этими положениями должна осуществлятьсяэколого-экономическаядеятельность предприятий и организаций.
Для оценки ущерба, нанесенного окружающей среде, используют следующие базовые величины:
затраты на снижение загрязнений;
затраты на восстановление окружающей среды;
рыночная цена;
дополнительные затраты из-заизменения качества окружающей среды;
затраты на компенсацию риска для здоровья людей;
затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.
Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды сказывается на:
населении;
объектах жилищно-коммунальногои промышленного хозяйства;
сельскохозяйственных угодьях;
водных ресурсах;
лесных ресурсах.
Для каждого объекта влияния анализируются и учитываются элементы дополнительных расходов (таблица 23).
Таблица 23 - Элементы дополнительных расходов из-зазагрязнения окружающей среды
Объекты влияния | Элементы дополнительных расходов |
Население | Медицинское обслуживание; оплата лечебных отпусков; |
компенсации невыходов на работу; страхование жизни людей; | |
транспортные расходы на доставку в опасные зоны | |
Жилищно-коммунальное | Ремонт и содержание зданий; уборка территорий; износ |
хозяйство | рабочей одежды; содержание зеленых насаждений; износ |
транспорта; ремонт и содержание металлоконструкций | |
С/х угодья | Потери (потенциально возможного) урожая; транспортные |
расходы по доставке урожая | |
Вода | Потери (потенциально возможного) вылова рыбы; |
обеспечение населения водой | |
Лесные ресурсы | Потери продуктивности леса (древесина, ягоды, трава, грибы |
и т.п.), тушение пожаров |
Экологический ущерб можно определять по детализированным элементам воздействия, и укрупнено, по сферам воздействия. Детализированный расчет базируется на данныхобъекта-аналога,фактических статистических материалах, экспертных оценках.
При укрупненном расчете выделяют три группы сфер влияния (атмосфера, вода, земля), по которым имеются государственные и отраслевые укрупненные оценки удельного ущерба.
Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей среды:
-платежиза выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции;
-платежиза выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.
В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод.
Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий. Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом Минприроды РФ на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ. Не подлежат зачету текущие затраты на газо-пылеулавливающиеустановки, дымососы, газоотходы, являющиеся элементами технологических процессов.
Снижение или исключение платы за загрязнение допускается для предприятийсоциально-культурнойсферы, бюджетных, энергообеспечения населения.
Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние определяются выбираемым комплексом необходимых мероприятий, характером изменений, спецификой природного объекта и особенностями региона. Например, попадание нефти в прибрежные морские воды требует проведения работ по локализации разлива, сбору нефти с поверхности воды, очистке береговой зоны, спасению птиц и животных, уничтожению и переработке собранной нефти и загрязненных материалов.
Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергнувшихся загрязнению.
Например, в США в период 1972-1987гг.выделялось ежегодно $24,3 млрд. на очистку рек, ручьев и заливов, а общая сумма за этот период составила приблизительно $ 1 трлн.