Характеристика технических средств получения и обработки информации в составе комплексного мониторинга

Общая структура аппаратных средств сети наземных измерений в системе комплексного мониторинга включает:

1 Для низового уровня мониторинговой сети:

стационарные посты по воздуху и воде;

передвижные и стационарные лаборатории по состоянию атмосферы, воды, почвы,

снега;

передвижные станции контроля выбросов и сбросов;

инспекционные службы;

службы получения данных от населения.

Число стационарных и передвижных постов определяется в результате проведения исследований, расчетов на имеющихся моделях конкретнойприродно-техническойгеосистемы, а также на основании накопленного опыта наблюдений за окружающей средой.

2 Для среднего уровнясети:

центры сбора и обработки информации, полученной в низовых сетях, отличающихся друг от друга спецификой и сложностью решаемых задач.

3 Для высшего уровнясети:

пользователи информации, полученной в центрах её сбора и обработки. Непосредственными пользователями данных являются инспектора по охране

окружающей среды.

К числу основных составляющих сети мониторинга относятся датчики и анализаторы; устройства загрузки данных; устройства передачи и др.

Для автоматического измерения концентрации наиболее распространенных видов загрязнений в воздухе используются следующие методы:

Метод химической люминесценции для определения концентрации азота;

Метод ультрафиолетовой флуоресценции для определения концентрации диоксида серы и сероводорода;

Метод ультрафиолетового поглощения для определения концентрации оксида и диоксида углерода;

Плазменно-ионизационныйметод для измерения концентрации суммы углеводородов за вычетом метана;

Метод поглощения бета-излученийдля контроля пыли.

Кроме того, используются традиционные методы аналитической химии и газовой хроматографии.

Наиболее эффективным способом получения сведений о загрязнении атмосферы в большом масштабе является использование экологических спутников. Полученная с их помощью информация может быть использована в сочетании с данными локальных измерений в различных точках земного шара, что позволит повысить точность дистанционного зондирования.

В настоящее время единственным микрокомпонентом атмосферы Земли, измерение концентрации которого производится в течение многих лет, является СО2. По результатам измерений можно рассчитать последствия нарушения экологического равновесия при сжигании горючих ископаемых и достаточно точно оценить масштабы воздействия. Однако для оценки последствий загрязнения нужно иметь полную картину процессов, происходящих со всеми микрокомпонентами атмосферы.

Экологический ущерб

Экологический ущерб – это изменение полезности окружающей среды вследствие её загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды, и складывается из следующих затрат:

дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;

затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;

дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.

Произошедшие в последние годы изменения в экономических и экологических отношениях получили отражение в Конституции Российской Федерации, которая закрепила конституционные основы охраны окружающей среды и создала базу для дальнейшего развития экологического законодательства. Так, согласно ч. I ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля, недра, воды, леса и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это конституционное положение носитэколого-экономическийхарактер, поскольку природа имеет многообразное значение и как среда обитания человека, и как источник природных ресурсов, и как экологическая система.

Поэтому, характеризуя природу и ее ресурсы как основу жизни (экологический аспект)

икак основу деятельности (экономический аспект), положение ч.I ст.9 Конституции Российской Федерации закрепляет тесную взаимосвязь экономики и экологии, необходимость научно-обоснованногосочетания экономических и экологических интересов народов, проживающих на соответствующей территории и всего народа Российской Федерации. Оно является ключевым для правового регулирования экологических отношений.

Соответственно определяется правовой режим природных ресурсов, режим их собственности, порядок, условия использования и охраны объектов природы, охрана окружающей среды, а также экономические, организационно-контрольныемеры и меры юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды. В соответствии с этими положениями должна осуществлятьсяэколого-экономическаядеятельность предприятий и организаций.

Для оценки ущерба, нанесенного окружающей среде, используют следующие базовые величины:

затраты на снижение загрязнений;

затраты на восстановление окружающей среды;

рыночная цена;

дополнительные затраты из-заизменения качества окружающей среды;

затраты на компенсацию риска для здоровья людей;

затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.

Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды сказывается на:

населении;

объектах жилищно-коммунальногои промышленного хозяйства;

сельскохозяйственных угодьях;

водных ресурсах;

лесных ресурсах.

Для каждого объекта влияния анализируются и учитываются элементы дополнительных расходов (таблица 23).

Таблица 23 - Элементы дополнительных расходов из-зазагрязнения окружающей среды

Объекты влияния Элементы дополнительных расходов
Население Медицинское обслуживание; оплата лечебных отпусков;
  компенсации невыходов на работу; страхование жизни людей;
  транспортные расходы на доставку в опасные зоны
Жилищно-коммунальное Ремонт и содержание зданий; уборка территорий; износ
хозяйство рабочей одежды; содержание зеленых насаждений; износ
  транспорта; ремонт и содержание металлоконструкций
С/х угодья Потери (потенциально возможного) урожая; транспортные
  расходы по доставке урожая
Вода Потери (потенциально возможного) вылова рыбы;
  обеспечение населения водой
Лесные ресурсы Потери продуктивности леса (древесина, ягоды, трава, грибы
  и т.п.), тушение пожаров

Экологический ущерб можно определять по детализированным элементам воздействия, и укрупнено, по сферам воздействия. Детализированный расчет базируется на данныхобъекта-аналога,фактических статистических материалах, экспертных оценках.

При укрупненном расчете выделяют три группы сфер влияния (атмосфера, вода, земля), по которым имеются государственные и отраслевые укрупненные оценки удельного ущерба.

Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей среды:

-платежиза выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции;

-платежиза выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод.

Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий. Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом Минприроды РФ на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ. Не подлежат зачету текущие затраты на газо-пылеулавливающиеустановки, дымососы, газоотходы, являющиеся элементами технологических процессов.

Снижение или исключение платы за загрязнение допускается для предприятийсоциально-культурнойсферы, бюджетных, энергообеспечения населения.

Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние определяются выбираемым комплексом необходимых мероприятий, характером изменений, спецификой природного объекта и особенностями региона. Например, попадание нефти в прибрежные морские воды требует проведения работ по локализации разлива, сбору нефти с поверхности воды, очистке береговой зоны, спасению птиц и животных, уничтожению и переработке собранной нефти и загрязненных материалов.

Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергнувшихся загрязнению.

Например, в США в период 1972-1987гг.выделялось ежегодно $24,3 млрд. на очистку рек, ручьев и заливов, а общая сумма за этот период составила приблизительно $ 1 трлн.

Наши рекомендации