Незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Дополнительным объектом преступления являются правила гражданского оборота определенных предметов (их оборот ограничен).

Предметом преступления являются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. Перечень таких средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770. К ним относятся средства для негласного получения и регистрации акустической информации, для негласного визуального наблюдения и документирования, для негласного прослушивания телефонных переговоров, для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи, для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений, для негласного исследования предметов и документов, для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов, для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов, для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи, для негласной идентификации личности.

Объективная сторона преступления состоит в совершении активных действий.

Предусмотрено 3 формы деяния.

Производство средств – любые способы их создания (в т.ч. путем переделки из других технических средств), при которых становится возможным их использование для негласного получения информации. Преступление будет окончено с момента создания хотя бы одного такого предмета.

Сбыт средств – передача предмета во владение другим лицам по любым сделкам (не обязательно в собственность – возможно и во временное пользование) возмездно или безвозмездно. Преступление будет окончено с момента фактической передачи предмета.

Приобретение средств в целях сбыта – получение таких предметов во владение от другого лица, в т.ч. безвозмездно, неправомерно. Преступление будет окончено с момента фактического получения предмета во владение.

В любом случае деяние по обороту должно быть неправомерным, т.е. совершенным с нарушением установленных Указом Президента РФ от 09.01.1996 № 21, постановлениями Правительства РФ правил оборота: деятельность по производству таких средств, их реализации и приобретению в целях реализации подлежит лицензированию в органах ФСБ; при этом реализация таких средств возможна лишь ограниченной категории пользователей – органам, имеющим право на осуществление оперативно-розыскной деятельности, по их заявке или иностранным партнерам по внешнеэкономическим договорам.

Субъективная сторона преступления выражается в вине форме умысла, т.е. лицо сознает, что совершает действия с указанными средствами, не имея лицензии или в отношении иных пользователей. При совершении деяния в форме приобретения обязательным признаком является также специальная цель – сбыта указанных предметов.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Соотношение: при наличии у субъекта лицензии на осуществление указанной деятельности, но нарушении им правил производства или сбыта, лицо подлежит административной ответственности по ч.1 ст.20.23 КоАП РФ; за незаконное использование указанных средств ответственность установлена ст.20.24 КоАП РФ.

Нарушение неприкосновенности жилища (статья 139)

Данная статья дополнена примечанием ФЗ от 21.02.2001 (действует с 24.03.2001).

Объектом преступления является неприкосновенность жилища, являющееся конституционным правом каждого (статья 25 Конституции РФ) и выражающееся в недопустимости проникновения посторонних лиц в жилое помещение.

Отношения в данной сфере регулируются Жилищным кодексом РФ, введенным в действие с 01.03.2005.

Предметом преступления является жилище, т.е. согласно примечанию к ст.139 УК РФ индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение (недвижимое, стационарное) независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания (квартира, комната в общежитии, интернате, дача), а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания (комната в гостинице и т.п.). К жилищу относятся также их составные части (не отдельно стоящие), используемые для отдыха, хранения имущества и иных подобных целей. Понятие жилища в УК РФ шире понятие жилого помещения, данного в ст.15 ЖК РФ. Такое понятие жилища не противоречит нормам Конституции РФ в части распространения на указанные помещения гарантий неприкосновенности жилища (Определение КС РФ от 20.12.2005 № 533-О).

Объективная сторона преступления выражается в совершении активных действий:

Под проникновением понимается физическое перемещение виновного внутрь соответствующего жилого помещения (в т.ч. занятие его). Речь может идти о простом временном вхождении в помещение, временном вселении в него, совершении действий по выселению из помещения, проведению в нем обыска и т.п. Не образует данного состава преступления продолжение нахождения в помещении лица, проникшего в помещение законно, после отпадения оснований для нахождения в нем.

Проникновение совершается вопреки воле проживающего в жилище лица, т.е. проживающим лицом тем или иным способом выражена воля на нежелание проникновения данного лица в помещение (данная воля может быть выражена и в отношении лиц, тайно проникающих в помещение – путем его запирания и т.п.). Необходимо, чтобы не было согласия на проникновение со стороны всех проживающих в нем лиц, т.е. собственников, нанимателей, членов их семьи и т.п. Проникновение может совершаться тайно, открыто, путем обмана.

Проникновение является незаконным, т.е. как вытекает из ст.25 Конституции РФ, совершается при отсутствии установленных федеральным законом оснований для принудительного вторжения в жилое помещение. Право на проникновение в жилое помещение на законных основаниях имеют:

другие лица, имеющие право проживания в данном жилом помещении;

собственник жилого помещения и его представители (хотя бы они не проживали в данном помещении); например, наниматель, проживающий в жилом помещении, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора социального найма, обязан допускать в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц в согласованное время, а для ликвидации аварии – в любое время (Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 № 315);

должностные лица противопожарной службы в целях обследования помещения при наличии данных о нарушении требований пожарной безопасности (ст.22 ФЗ “О пожарной безопасности”);

спасатели для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст.25 ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”), иные лица при наличии обстоятельств чрезвычайного характера в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.3 ст.3 ЖК РФ);

работники организаций, оказывающих коммунальные услуги, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ – в заранее согласованное с потребителем время, а для ликвидации аварий - в любое время (п.50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307);

в рамках оперативно-розыскной деятельности может осуществляться такое мероприятие как обследование помещений и зданий; оно может производиться только при наличии возбужденного уголовного дела или наличии сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; осуществляется на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (МВД, ФСБ, СВР, ФСО), при наличии судебного решения (при отсутствии такого решения мероприятие может проводиться лишь в случаях, не терпящих отлагательства, с уведомлением суда в течение 24 часов и получением судебного решения в течение 48 часов с начала проведения мероприятий) (ст.ст.6, 8, 9 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”);

в рамках производства по уголовному делу при наличии оснований полагать, что в жилом помещении могут находиться предметы, имеющие значение для дела, могут осуществляться особые следственные действия – обыск, выемка или осмотр; обыск, выемка и осмотр жилища (без согласия проживающих лиц) осуществляются на основании судебного решения (ст.ст.177, 182 и 183 УПК РФ);

проникновение в жилище также возможно в целях исполнения мер процессуального принуждения: привода свидетеля, переводчика и эксперта в уголовном или гражданском деле, потерпевшего, гражданского ответчика, подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле (ст.ст.42, 54, 56, 113, 247 УПК РФ, ст.168 ГПК РФ), задержания (ст.91 УПК РФ), домашнего ареста (ст.107 УПК РФ), заключения под стражу (ст.108 УПК РФ);

в рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе проникать в жилое помещение должника для исполнения документа о выселении (решения суда или санкции прокурора в отношении самовольно вселившихся или из домов, грозящих обвалом), а также для обнаружения, описи и ареста имущества, на которое может быть обращено взыскание (п.2 ст.12 ФЗ “О судебных приставах”), что не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 14.10.2004 № 297-О).

Не исключено проникновение в жилое помещение в рамках задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости (ст.ст.38, 39 УК РФ).

Преступление будет оконченным с момента фактического вторжения в жилое помещение любым способом.

Субъективная сторона преступления выражается в вине форме умысла, т.е. лицо сознает, что вопреки воле проживающих проникает в чужое жилище, не имея для этого законных оснований.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Соотношение: при незаконном проникновении в жилище с целью совершения кражи, грабежа или разбоя содеянное квалифицируется только по ч.3 ст.158, п.“в” ч.2 ст.161, п.“в” ч.2 ст.162 УК РФ (п.19 ППВС РФ от 27.12.2002 № 29). Если данное деяние совершается с целью совершения других преступлений, в т.ч. убийства, хищения специальных предметов (например, наркотиков) содеянное квалифицируется по совокупности со ст.139 УК РФ (ОВС от 23.03.2006 № 18-о05-87, от 27.06.2006 № 56-о06-3, от 17.08.2006 № 33-о06-30).

Квалифицирующий признак (часть 2)

Совершено с применением насилия или с угрозой его применения (способ).

Данный состав охватывает причинение легкого вреда здоровье, побои, все формы угроз.

См. комментарий к ст.120 УК РФ.

Особо квалифицирующий признак (часть 2)

Совершено лицом с использованием своего служебного положения (способ).

См. комментарий к ч.2 ст.138 УК РФ.

Речь идет о тех лицах, чье положение облегчает им проникновение в жилое помещение других лиц: сотрудники правоохранительных органов и иные представители власти, руководители жилищно-эксплуатационных организаций.

Отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140)

Объектом преступления является право граждан на ознакомление со сведениями, имеющими к нему отношение. Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Отношения в данной сфере регулируются ФЗ от 08.07.2006 “Об информации, информационных технологиях и защите информации”, ФЗ от 08.07.2006 “О персональных данных”.

Предметом преступления является информация (в т.ч. задокументированная), касающаяся прав и свобод конкретного гражданина, информация о нем. Данная информация входит в состав государственных или муниципальных информационных систем (ст.13, 14 ФЗ “Об информации…”), т.е. находится в ведении государственных органов или органов местного самоуправления. К такой информации, в частности, относятся данные, содержащиеся в записях об актах гражданского состояния, органах, осуществляющих регистрацию граждан по месту жительства, государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (в части сведений об их участниках), имущества или прав на него, воинский учет, индивидуальный пенсионный учет, налоговый учет, учет персональных данных государственных и муниципальных служащих, учет избирателей, а также сведения, содержащиеся в архивах различных государственных органов (судов, правоохранительных органов, нотариата и т.п.).

Объективная сторона преступления.

Деяние выражено в одной из 3 форм (альтернативных).

А) Неправомерный отказ в предоставлении информации, т.е. прямое выражение (устно или письменно) отсутствия намерения предоставлять информацию по запросу гражданина. Отказ является неправомерным, если основания для него не вытекают из федерального закона, т.к. согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ и п.п.2 и 8 ст.8 ФЗ “Об информации…”, ст.14 ФЗ “О персональных данных” такая информация должна предоставляться гражданам (причем безвозмездно), если иное не предусмотрено законом. Ограничения связываются с различными видами конфиденциальной информации, если гражданин не вправе получать доступ к ней (например, материалы уголовного дела являются тайной следствия и не предоставляются за отдельными исключениями участникам уголовного процесса до окончания следствия в соответствии со ст.161 УПК РФ; сведения, составляющие государственную тайну, могут предоставляться только лицам, имеющим допуск к таким сведениям). Вызывает сомнение, подпадает ли под ст.140 УК РФ уклонение от предоставления указанной информации.

Б) Предоставление неполной информации, т.е. несообщение части сведений, затрагивающих права и свободы гражданина, которые он запрашивал у соответствующего органа.

В) Предоставление ложной информации, т.е. сообщение гражданину по его запросу информации, не соответствующей действительности.

Последствием преступления является причинение вреда правам и законным интересам граждан (т.е. потерпевшими от преступления являются физические лица, а вред может носить различный характер, в основном нематериальный). При отсутствии такого последствия виновный подлежит административной ответственности в соответствии со ст.5.39 КоАП РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла, т.е. лицо понимает, что оно без оснований отказывает в предоставлении информации, предоставляет неполную или ложную информацию (при чем достоверно зная о ее ложности). Мотивы совершения преступления значения для квалификации не имеют.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо (специальный субъект), которое обладает информацией и обязано представить ее. Понятие данного лица разъяснено в комментарии к ст.285 УК РФ.

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141)

Данная норма изложена в новой редакции ФЗ от 18.06.2003 (действует с 19.07.2003) и от 06.07.2005 (вступит в силу с 06.08.2011).

Объектом преступления является конституционное право граждан РФ на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления, на участие в референдуме, принципы избирательного права – прямое, равное, всеобщее и тайное (ч.ч.2 и 3 ст.31 Конституции РФ), а также порядок осуществления деятельности избирательных комиссий, являющихся основной организационной структурой по проведению выборов.

Отношения в данной сфере регулируются также ФКЗ от 23.06.2004 “О референдуме Российской Федерации”, ФЗ от 22.05.2002 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, ФЗ от 23.10.1996 “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, ФЗ от 24.12.2002 “О выборах Президента Российской Федерации”, ФЗ от 22.04.2005 “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, ФЗ от 10.01.2003 “О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”.

Данная норма охраняет следующие сферы отношений:

по проведению выборов федеральных органов государственной власти (Президента РФ, депутатов Государственной Думы);

по проведению выборов депутатов законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ (до 2005 года – также и главы исполнительной власти субъекта РФ);

по проведению выборов органов местного самоуправления (депутатов представительного органа местного самоуправления, главы местного самоуправления и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, если таковые предусмотрены уставом муниципального образования);

по проведению референдума Российской Федерации (по вопросам о принятии новой Конституции РФ, о принятии законопроектов, по другим вопросам государственного значения); референдум проводится по инициативе не менее чем 2 млн. граждан России, Конституционного Собрания РФ или федерального органа государственной власти, если назначение референдума предусмотрено международным договором, по решению Президента РФ;

по проведению референдума субъектов РФ или местного референдума.

В частях 1 и 3 содержатся разные (хотя и связанные между собой) составы преступлений.

Наши рекомендации