Общие тенденции развития рынка кедрового молочка

Содержание

Резюме. 3

1 Анализ тенденций развития рынка молочка в России. 5

1.1 Методологические основы.. 5

1.2 Общие тенденции развития рынка кедрового молочка. 5

2 Анализ конкурентоспособности кедрового молока. 11

2.1 Методологические основы.. 11

2.2 Ценовой анализ. 11

2.3 Анализ качества товара. 14

2.4 Расчет конкурентоспособности. 15

2.5 SNW – анализ. 18

2.6 Сегментирование потребителей. 20

2.7 SWOT – анализ. 23

3 Продвижение. 27

Заключение. 28

Список использованных источников. 29

Резюме

В PESTLE-анализе были выявлены положительные тренды, такие как: снижение коррупции, увеличение средней продолжительности жизни, развитие инфраструктуры рынка, а также отрицательные тренды – ослабление глобализации, снижение уровня покупательской способности населения, увеличение уровня инфляции, снижение уровня жизни населения, развитие конкурентных технологий, ужесточение экологического законодательства, рост применения экологичных технологий и ухудшение экологической обстановки

По результатам анализа конкурентоспособности кедрового молочка относительно соевого и кокосового, можно сделать вывод, что КСП продукта находится на одном уровне с кокосовым и проигрывает соевому, т.к. данное молочко имеет высокие оценки по наиболее важным факторам.

По SNW-анализу:

Кедровое молочко не подходит под важное правило маркетинга (иметь 1 S-ку (сильная сторона) и все остальные N-ки (средняя)), потому что имеет 2-W (слабые стороны): цена и бренд (известность товарной группы).

Наиболее часто встречающиеся стратегические альтернативы в SWOT-анализе – увеличение цены:

1. Наблюдается рост числа потребителей, относящихся к ЗОЖ (по статистике РФ наблюдается рост людей, занимающиеся ЗОЖ). Это дает возможность увеличить цену на товар, так как потребители стараются потреблять натуральные продукты, относящиеся к категории ЗОЖ;

2. В связи с ужесточением закона о торговле, ритейлеры могут повысить цены на наш товар. Данная угроза может отрицательно повлиять на спрос, особенно в период кризиса. Потребители стараются экономить деньги, не покупать дорогих товаров и перейти на товары-заменители.

3. Для потребителей более с низким доходом предлагается удешевить качество продукта, т.е. выпустить два вида кедрового молочка с разным % жирности и полезности.

Анализ тенденций развития рынка молочка в России

Методологические основы

Общие тенденции развития рынка кедрового молочка

PESTLE-анализ — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social), технологических (Technological), законодательных (Legal) и экологических (Environmental or Ecological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Методика PESTLE анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли.

В ходе работы над данным исследованием был проведен PESTLE-анализ кедрового молочка. Среди различных политических, экономических, социальных, технологических, законодательных и экологических факторов внешней среды были выбраны те, которые могут повлиять на деятельность компании. Затем определены сила воздействия и устойчивость тренда по шкале от 1 до 3-х (1 – низкий уровень воздействия, 2 – средний, 3 - высокий). Характер влияния определяется либо как положительный (1) либо как отрицательный (-1). Путем умножения всех трех значений получаем значимость, по которой от 6 и более – фактор в значительной степени положительно влияет на компанию, от -6 и менее – фактор в значительной степени отрицательно влияет на компанию.

Таблица 1.1 - PESTLE анализ

  Тренды Сила воздействия на отрасль Устойчивость тренда Характер влияния Значимость
Политические Снижение санкций
Снижение коррупции
Ослабление глобализации -1 -6
Снижение проверок государства
Экономические Снижение уровня покупательской способности населения -1 -6
Увеличение уровня инфляции -1 -6
Рост дефицита бюджета -1 -2
Социальные Снижение уровня жизни населения -1 -6
Увеличение средней продолжительности жизни
Технологические Ужесточение технологических стандартов
Развитие инфраструктуры рынка
Развитие конкурентных технологий -1 -9
Законодательные Ужесточение экологического законодательства -1 -6
Ужесточение налогового законодательства -1 -4
Экологические Уменьшение ресурсов -1 -3
Рост применения экологичных технологий -1 -6
Ухудшение экологической обстановки -1 -6

Таблица 1.2 - PESTLE – анализ

Факторы Тренды Влияние на компанию Какие действия следует предпринять
Политика (P) Снижение коррупции Уровень коррупции в России снизился, констатировала организация Transparency International, опубликовавшая в среду, 27 января 2016 г., индекс восприятия уровня коррупции. По этому показателю РФ находится на 119-м месте, тогда как год назад занимала 136-е (рост на 17 пунктов)[1]. Данный тренд положительно влияет на компанию, так как можно беспрепятственно развиваться на российском рынке, не боясь, что кто-то за «взятку» сделает это намного быстрее нас Решается проблема дополнительных денежных затрат для свободного выхода компании на рынок и продвижения своей продукции
Ослабление глобализации Снижение глобализации после 2008 года[2]. Данный тренд отрицательно влияет на компанию, так как снижающая глобализация экономики выражается в резком снижении масштабов и темпов перемещения капиталов, низком росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП Постоянно следить за последними технологиями производства аналогичной продукции, повышать квалификационные навыки рабочего персонала
Снижение проверок государства Государство с каждым годом все слабее контролирует предпринимателей, больше нет внезапных проверок от налоговых и других органов, обо всех «внезапных гостях» предпринимателя предупреждают минимум за 1 неделю[10]. Данный тренд негативно влияет на компанию, так как возникает риск того, что наши конкуренты могут не бояться санитарных, налоговых и других проверок и производить продукцию, похожую на нашу по более низкой цене и качеству, не боясь никаких последствий Не смотря на ослабление контроля государства и различных органов, соблюдать все нормы производства и технологий продукции
Снижение санкций Политики и экономисты уверенно говорят о снижении уровня санкций к РФ к концу 2016 года [11]. Данный тренд положительно влияет на компанию, так как можно не беспокоиться о том, что товары, которые необходимы для производства нашей продукции могут запретить на ввоз в страну, так же существует перспектива выхода на международный рынок Следить за достоверными источниками информации о последних новостях в сфере экономики, международных отношений
Экономика (Е) Снижение уровня покупательской способности населения За 2 года номинальный доход вырос менее, чем на 10%. Учитывая последние тенденции в бюджетной сфере с необходимостью секвестра бюджета нет объективных причин ожидать прироста номинальных доходов в 2016 году выше, чем на 5% при инфляции выше 10%. 2016 год станет хуже 2015 в плане доступности базовых товаров и услуг, тем самым покупательская способность может опуститься с уровней 2005-2007 до 2004-2005[3]. Данный тренд негативно влияет на компанию, так как снижения уровня покупательской способности населения снижает объемы продаж товара Пытаться, по мере возможности, устраивать различные акции для потребителей, ввести накопительные скидочные карты постоянных клиентов, устраивать дни низких цен (например, каждый месяц 15 числа – скидка на весь товар 15%)
Увеличение уровня инфляции Уровень инфляции в 2015 году достиг 12,9% против 11,4% в 2014 году и 6,5% в 2013 году[4]. Данный тренд негативно влияет на компанию, так как увеличение уровня инфляции приводит к увеличению цен на товар вследствие увеличения цен поставщиков, т.е. затрат (себестоимости) Постоянно анализировать базы возможных поставщиков, пытаться подстраиваться под текущую экономическую ситуацию в страну. Искать более эффективные (менее затратные) способы производства продукции
Рост дефицита бюджета Рост дефицита бюджета может привести к снижению числа различных социальных программ, недофинансированию проектов. ЦБ спрогнозировал рост дефицита бюджета России до 3,5 процента ВВП [12]. Данный тренд негативно влияет на компанию, так как мы можем лишиться поддержки от государства, если нам потребуется какое – либо дополнительное финансирование Пытаться справляться своими силами, при возникновении проблем подавать заявки на всевозможные гранты, конкурсы (не заострять внимание на одной определенной программе финансирования)
Социальные (S) Снижение уровня жизни населения По уровню жизни в 2015 году Россия находится на 91 месте среди 142 стран мира, в 2014 году это место составляло 61 строчку [5]. Данный тренд негативно влияет на стратегию продвижения продукта Производить высококачественную натуральную продукцию, которая поможет нашим постоянным покупателям оставаться в хорошей физической форме
Увеличение средней продолжительности жизни По данным Росстата за 2014 год средняя продолжительность жизни в Россиисоставляет 71 год. Продолжительность жизни мужчин — 65,6 лет, женщин — 77,2 года. В 2015 году средняя продолжительность жизни в России поставила очередной исторический рекорд — 71,4 года [6]. Данный тренд положительно влияет на стратегию продвижения продукта Устраивать различные мероприятия для увеличения постоянной базы наших клиентов, чтобы они как можно дольше покупали нашу продукцию
Технологические (Т) Развитие инфраструктуры рынка Формирование и развитие продовольственного рынка обусловлено, прежде всего, наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг, обеспечивающими участие территории в формировании внутритерриториальных и межтерриториальных связей по продовольственным товарам. При этом в нашей стране на фоне постоянного сокращения числа предприятий АПК достаточно высоким остается удельный вес убыточных хозяйствующих субъектов, который составляет на сегодня порядка 49 % от общего числа предприятий отрасли. Предприятия пищевой промышленности также характеризуется большим числом убыточных предприятий и высокой степенью износа основных фондов (порядка 30%), что снижает ее технические возможности по высокоэффективной переработке сельскохозяйственной продукции [14]. Данный тренд положительно влияет на компанию, так как существует возможность привлечения иностранных инвестиций, что приведет к снижению производственных затрат и повысить свою отраслевую конкурентоспособность  
Развитие конкурентных технологий Данный тренд отрицательно влияет на компанию, так как появление новых технологий и конкурентов может снизить объемы продаж товара Продолжать развивать технологии. Развивать дополнительные конкурентные преимущества
Ужесточение технологических стандартов Данный тренд положительно влияет на нашу компанию, так как мы производим качественную продукцию и нашим конкурентам будет сложнее ее подделать и выпустить на рынок  
Законодательство (L) Ужесточение экологического законодательства С 1 января 2016 года вступили в силу новые положения Федеральных законов N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (в ред. от 29.12.2015 г.) и N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 29.12.2015 г.), определившие ряд кардинальных изменений в экологическом законодательстве[7]. Данный тренд влияет негативно, так как может препятствовать нормальной работе производства Отслеживать все изменения в экологическом законодательстве и выполнять все необходимые требования
Ужесточение налогового законодательства Совершенствование, а иногда (все чаще) и ужесточение налогового законодательства в России. Последние изменения в контроле за НДС, обязательный электронный документооборот или расширение полномочий прав налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок[13]. Данный тренд влияет негативно, потому что с увеличением налогов цен на продукт вырастут, соответственно снизится покупательская способность Следить за изменениями налогового законодательства
Экология (Е) Рост применения экологичных технологий С 2015 года начнут вступать в силу положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего существенное изменение системы государственного управления в области охраны окружающей среды. Как отмечают авторы законопроекта, на основе которого был принят Закон, реализация его положений позволит снизить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности до уровня, соответствующего наилучшим экологически безопасным мировым технологиям. Кроме того, документом предусмотрены методы экономического стимулирования организаций и ИП, проводящих мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду (далее – ОС) и применяющих наилучшие технологии [8]. Несоответствие экологическим стандартам может негативно отразиться на производстве продукта и его продажах Внедрять экологичные технология в производство и соответствовать стандартам
Ухудшение экологической обстановки Оценки специалистов говорят, что доля влияния загрязнения атмосферного воздуха на общую заболеваемость у детей составляет в среднем 17%, у взрослых - 10%. Загрязнение воздуха порождает 41% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 2,5% - онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30-34 года и 11% - у лиц 55-59 лет. Природные комплексы России на протяжении длительного времени испытывают сильное антропогенное воздействие. По имеющимся оценкам более 2% населённых пунктов страны относятся к категории «чрезвычайно опасно загрязнённых», 10% — «опасно загрязнённых» и примерно 7% — «умеренно опасно загрязнённых». На территории России выделяют 16 критических в экологическом плане регионов, которые в совокупности занимают около 15% площади страны. Среди них преобладают промышленно-городские агломерации; сюда входят также сельскохозяйственные и рекреационные территории [9]. Данный тренд влияет негативно, потому что экологическая обстановка важный фактор ,как для производства продукции, так и для жителей, которые покупают продукт и заботятся об экологической обстановке и экологии самого продукта Внедрение экологических стандартов, жителям присваивать заботиться о экологии, внедрение штрафов за выброс мусора вне отведенных для этого мест
Уменьшение ресурсов Данный тренд влияет негативно, так как при недостатке ресурсов, производительность может упасть и снизить объем продаж, вследствие чего теряется прибыль Поддерживать определенное количество ресурсов, возможен импорт из-за рубежа

Вывод: задача PESTLE анализа – это выявить наиболее значимые тренды по каждому из факторов, влияющие на отрасль. В данном случае рассматривался рынок растительного молочка. В таблице 1.1 приведены расчеты, по которым были выявлены самые значимые тренды (значимость которых >=6 или <=-6, в зависимости от характера влияния, положительного или отрицательного). Их влияние на компанию, а также возможные меры, которые следует предпринять для уменьшения влияния или, наоборот – для развития, представлены в таблице 1.2.

Из таблиц следует, что в значительной степени положительно влияют на компанию факторы снижения коррупции, увеличения средней продолжительности жизни, развития инфраструктуры рынка, а отрицательно влияют – ослабление глобализации, снижение уровня покупательской способности населения, увеличение уровня инфляции, снижение уровня жизни населения, развитие конкурентных технологий, ужесточение экологического законодательства, рост применения экологичных технологий и ухудшение экологической обстановки.

Наши рекомендации