Требования к профессиональной подготовке выпускника.

ВВЕДЕНИЕ

Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен, устанавливаемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 05.04.06 - Экология и природопользование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 29 марта 2010 г. № 243).

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Требования к выпускнику на государственном экзамене по направлению
05.04.06 - Экология и природопользование разработаны на основании
Федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования по направлению 05.04.06 Экология и

природопользование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 29 марта 2010 г. № 243), «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» (Утверждено приказом Минобразования РФ от 25.03.2003. № 1155), Положением об итоговой государственной аттестации выпускников (СТО СахГУ-013-2010).

Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03. 2000 г. № 686.

Степень выпускника - Магистр экологии и природопользования.

Нормативный срок освоения основной образовательной программымагистра по направлению 05.04.06 - Экология и природопользование при очной форме обучения - 2 года. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по направлению Экология и природопользование (4 года) и специальной подготовки магистра (2 года).

Квалификационная характеристика выпускника.

Магистр по направлению 05.04.06 - Экология и природопользование должен быть широко эрудирован, должен обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными геоинформационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.

Магистр экологии и природопользования может занимать должности, тре­бующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому класси­фикатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 г. /М., 1999 г./ № 22446), инженера по охране окружающей среды (№ 22656), стажера-исследователя в области экологии, экономиста-природопользователя, научного редактора (№ 26039), инженера-исследователя (№ 22488) и др.

При условии освоения соответствующей образовательной программы педагогического профиля эколог-природопользователь может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя
-№25814, 25813, 25812).

Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по научным специальностям: 25.00.36 «Геоэкология», а также по научным специальностям, родственным данному направлению.

Требования к профессиональной подготовке выпускника.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК):

глубокое понимание философских концепций естествознания и владение основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени (ОК -1);

знание современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; способность самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности (ОК-2);

способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способность к активной социальной мобильности (ОК-3):

владение методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей (ОК-4);

способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов; использование на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом (ОК-5);

Профессиональные компетенции (ПК):

В научно-исследовательской деятельности:

способность формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получение новые достоверных фактов на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферирование научных трудов, составление аналитических обзоров накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщение полученных результатов в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулирование выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований (ПК-1);

глубокое понимание и творческое использование в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры (ПК-2);

владение основами проектирования, экспортно-аналитической деятельности и выполнение исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-3):

использование современных методов обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-4);

в проектно-производственной деятельности:

умение разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);

способность проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду (IIK-6);

умение диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-7);

знание нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ (ПК-8);

способность методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами (ПК-9);

в экспертно-аналитической и контрольно-ревизиониой деятельности:

умение провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);

в административной деятельности:

готовность осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-аналитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (ПК-11).

Магистр экологии и природопользования должен:

- понимать суть особенностей Земли как сложной системы геологических, геофизических, гидрометеорологических и биологических процессов;

- взаимосвязанность природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях; иметь представление о путях выхода из глобального экологического кризиса;

- понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише, как обобщенном выражении экологи­ческой индивидуальности вида;

- знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;

- знать структуру водных объектов Земли, закономерности их формирования и трансформации, особенности гидрологического режима вод океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод: механизмы протекания процессов в водных объектах;

- знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропогенных геосистемах; владеть навыками ландшафтно-картографического анализа;

- понимать геохимическую роль живого вещества как биотической компоненты биосферы, глобальный масштаб биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов; биогенную миграцию химических элементов в ландшафтах; понимать особенности влияния химических загрязнений различной природы на отдельные организмы и на общество в целом;

- знать основы биологической продуктивности биосферы. процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества, знать региональные этнические и демографические особенности населения и специфику его взаимодействия с природной и социальной средой;

- понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;

- уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов их вещественно-энергетические характеристики;

- методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного ландшафта;

- иметь представление об основах природоохранного законодательства в
Российской Федерации и в других промышленно развитых странах;

- иметь представление о воздействии различных технических систем на природную среду, о методах оценки возникающего экологического риска и о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф;

- знать математические и изобразительные свойства карт различных масштабов и тематики, знать способы изображения явлений, приемы генерализации, методы составления и оформления карт; уметь выполнять авторские разработки карт, анализировать карты с применением средств картометрии и математической статистики; владеть методами проектирования и составления экологических карт,
уметь их использовать в практической деятельности;

- знать назначение и классификацию мониторинга природной среды и ее отдельных подразделений, методы наблюдений и наземного обеспечения; аналитические и синтетические направления в мониторинге окружающей среды;

- уметь пользоваться и создавать геоинформационные системы, владеть методами автоматизированного построения карт, знать основы машинной графики:

- иметь представление о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов; уметь осуществлять процедуру опенки воздействия хозяйственных проектов на окружающую среду, знать основы экологических принципов проектирования и определения экологического риска реализации проектов;

- знать физические модели Земли, физические свойства пород, особенности их возникновения, распределения природных и техногенных полей; владеть физико-математическими основами геофизических методов исследований, знать основы методики полевых наблюдений и интерпретацию их результатов; владеть основами комплексирования геофизических методов;

- иметь представление о методах и способах моделирования природных процессов, основных принципах построения моделей, формализации физических, химических и биологических процессов;

- знать роль почвенного покрова как компонента наземных и некоторых
субаквальных экосистем; связь неоднородности почв с биоразнообразием;
плодородие почв и продуктивность биоценозов; экологические функции почвы;

- уметь производить гидрологические и водохозяйственные расчеты, ориентироваться в проблемах хозяйственного использования природных вод, организовывать мероприятия по предотвращению и ликвидации их загрязнения;

- знать основные закономерности формирования подземных вод и их классификацию; условия залегания и движения подземных вод, гидрогеологические свойства горных пород; основные особенности гидродинамического режима подземных вод; знать основы геохимии и геотермии; иметь представление о принципах поисков, эксплуатации и охраны подземных вод;

- владеть современными представлениями о составе, строении и инженерно-геологических свойствах торных пород; о природных и антропогенных геологических процессах; владеть основами знаний о строении, составе и свой­ствах мерзлых пород и криогенных процессах;

- иметь представление о динамике численности населения и его размещении на земном шаре, о глобальных и региональных закономерностях урбанизации и формирования трудовых ресурсов:

- владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности на базе широкого образования в направлении экологии и природопользования;

- уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности на базе углубленных профессиональных знаний;

- владеть необходимыми методами исследований; уметь модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

- иметь навыки обработки полученных результатов, анализа и осмысления их с учетом имеющихся литературных данных;

- иметь навыки библиографической работы с привлечением современных
информационных технологий;

-понимать основные проблемы и современные тенденции развития экологической науки и производства;

- знать историю становления и развития философско-методологических основ экологии и природопользования.

Наши рекомендации