Вопрос 7. Исполнение приказа или распоряжения
Исполнение приказа или распоряжения впервые предусмотрено в уголовном законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния. В ст. 42 УК говорится; «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам липом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение». Ситуация, описанная в законе, включает в себя, таким образом: 1) обязательный для исполнения приказ или распоряжение, отданный одним лицом; 2) действия во его исполнение, выразившиеся в причинении вреда правоохраняемым интересам, предпринятые другим лицом; 3) правовую оценку действий первого и второго лица.
Следует обратить внимание, что только действия лица, выполняющего приказ или распоряжение, могут быть расценены с позиции обстоятельства, исключающего преступность деяния в рамках ст. 42 УК. Действия лица, отдающего приказ или распоряжение, квалифицируются в зависимости от того, был ли отданный приказ (распоряжение) законным, незаконным или преступным. Они могут подпадать под другое обстоятельство, исключающее преступность деяния, например, под крайнюю необходимость или обоснованный риск; и тогда вопрос об ответственности лица решается с учетом условий правомерности названных институтов уголовного закона.
Если же признаки, исключающие преступность деяния, в действиях лица, отдавшего незаконный приказ или распоряжение, отсутствуют, это лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях, в том числе за посредственное причинение вреда.
Условия правомерности исполнения приказа или распоряжения
Для того чтобы исполнение приказа или распоряжения исключало преступность деяния, оно должно соответствовать следующим условиям правомерности.
1. Приказ или распоряжение были обязательными для исполнении
конкретным лицом
Приказ, равно как и распоряжение, отличаясь между собой сферами служебной деятельности, в которой возможны, оба представляют обязательное для исполнения подчиненными лицами требование совершить определенное действие или воздержаться от него, отданное наделенными такими полномочиями органами или должностными лицами, а равно руководителями, не отнесенными законом к категории должностных лиц. Приказ и распоряжение — это, таким образом, обязательное для исполнения властное указание; причем приказы распространены в военной ивоенизированной среде, среди военнослужащих, в том числе работников полиции, налоговой полиции, федеральной службы безопасности и т.п.; распоряжения — в гражданской среде, которая не ограничивается органами управления, но включает в себя трудовые отношения, существующие на любом предприятии и в любой организации.
Анализируемое условие правомерности исполнения приказа или распоряжения означает, что отданный приказ (распоряжение) был, безусловно, обязателен для лица, которое его выполнило, причинив вред правоохраняемым интересам.
2. Приказ (распоряжение) был незаконным,что и повлекло при его исполнении причинение вреда правоохраняемым интересам.
Отданный надлежащим лицом или органом приказ (распоряжение) являлся незаконным по форме (реже) или по существу. Приказ (распоряжение) мог противоречить Конституции, любому федеральному закону, указу или распоряжению Президента, постановлению Правительства, ведомственному нормативному акту, приказу или распоряжению вышестоящего органа или должностного лика.
Именно незаконность приказа повлекла при его исполнении наступление вреда правоохраняемым интересам. Последние законодатель трактует широко, указывая лишь, что это интересы, охраняемые уголовным законом. Содержание и характер причиненного вреда законом также не ограничены; он может быть любым.