Министерство природных ресурсов РФ

Компетенция субъектов РФ

1. Участвует в определении основных направлений охраны ОС на территории субъекта.

2. Участвует в реализации федеральной политики в области развития на территории субъекта

3. Осуществление государственного экологического мониторинга.

4. Обеспечение населения субъекта достоверной информацией о состоянии ОС

5. Принятия НПА субъектов РФ в области охраны ОС

6. Принятие и реализация региональных программ

7. Осуществление государственного контроля в области охраны ОС

8. Устанавливает нормативы качества ОС

9. Ведут учет объектов и источников негативного воздействия на ОС

10. Обращается в суды с исками об ограничении или запрете хозяйственной деятельности.

11. Ведут Красную книгу субъекта РФ

12. Принимают решение об образовании особоохраняемых природных территорий.

13. Организует проведение экономической оценки воздействия на ОС, хозяйственной и иной деятельности, осуществляют экологичскую паспортизацию на территории субъекта.

Органы МСУ

Городские и сельские поселения –организация сбора и вывоза мусора

Муниципальные районы :

1. Организация мероприятий межпосленческого характера по охране ОС

2. Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Государственные округа:

1. Организация мероприятий по охране ОС в границах городского округа.

2. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов

Вопрос 2

Министерство природных ресурсов РФ

Федеральный орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения использования воспроизводимых природных ресурсов, управление государством фондом недр, лесным хозяйством, использование и охрана водного фонда, охрана и защита водного фонда, эксплуатация и обеспечение безопасности водоохранных и водохозяйственных систем, гидротехнических сооружений, использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов охоты), особоохраняемы природные территории и охрана ОС.

Функции:

1. Принятие НПА по вопросам их компетенции

2. Обобщение практики применения законодательства РФ

3. Организация приема граждан, обеспечения своевременности и полноты рассмотрения обращения граждан, принятие по ним решения

4. Направление ответов заявителям

5. Взаимодействие с органами власти иностранных государств и международными организациями в области охраны ОС.

В структуре министерства природных ресурсов включены:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (росприроднадзор)

1. Осуществление государственного управления в области организации и функционирования особоохраняемых природных территорий федерального значения

2. Является уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

3. Федеральный орган исполнительной власти по государственному экологическому контролю

4. Федеральный орган по контролю и надзору в сфере природопользования:

4.1 В области охраны и воспроизводства животного мира и среды их обитания (кроме охоты и рыбалки)

4.2 В области функционирования особоохраняемых природных территорий

4.3 За рациональным использованием, изучением и охраны недр.

4.4 За состоянием использования, охраны и защиты лесного фонда

4.5 За соблюдением законодательства РФ во внутренних морских водах, терриотриальном море, континентальном шельфе.

4.6 За безопасность гидротехнических сооружений

4.7 Государственный земельный контроль в отношении земель водного и лесного фонда и особоохраняемых природных территорий

Функции:

1. Выдает лицензии на обращение с объектами животног, растительного мира

Механизм охраны окружающей среды и природопользования

1. Методы экономического регулирования природопользования и охраны ОС.

2. Плата за природопользование и негативное воздействие на ОС

3. Экологическое лицензирование

4. Экологическая сертификация

5. Экологическое страхование

1. Методы экономического регулирования охраны ОС – совокупность приемов и способов воздействия на поведение физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, с целью формирования у них добровольного интереса к рациональному и эффективному использованию природных ресурсов и соблюдению экологического законодательства

Методы экономического регулирования:

1) Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов

2) Разработка федеральных программ в области экологического развития и целевых программ в области охраны ОС.

3) Разработка и проведение мероприятий по охране ОС в целях предотвращения причинения вреда

Тема: Механизм охраны окружающей среды и природопользования

1. Методы экономического регулирования природопользования и охраны ОС

2. Плата за природопользование и негативное воздействие на ОС

3. Экологическое лицензирование

4. Экологическая сертификация

5. Экологическое страхование

Вопрос 1. Методы экономического регулирования охраны ОС – это совокупность приемов и способов воздействия на поведение физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с целью формирования в них добровольного интереса к рациональному и эффективному использованию природных ресурсов и соблюдению экологического законодательства.

Выделяют методы экологического регулирования:

1. Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов

2. Разработка федеральных программ в оболасти экономического развития и целевых программ в области охраны ОС

3. Разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения ей вреда

4. Установление платы за негативное воздействие на ОС

5. Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.

6. Проведение экономической оценки природных объектов

7. Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС.

8. Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении новейших технологий, нетрадиционных видов энергии при использовании вторичных ресурсов, переработке отходов и осуществление иных мер эффективных по охране ОС.

9. Поддержка предпринимательской и инновационной деятельности в том числе и экологического страхования

10. Возмещение в установленном порядке вреда ОС

Источники финансирования:

Финансирование реализации мероприятий по охране ОС или экологических проектов производится из федерального бюджета, бюджетов субъектов, средств предприятий и организаций, экологических фондов, внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций. Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране ОС осуществляется министерством природных ресурсов совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков и привлечении аудиторских фирм.

К методам экономического регулирования охраны ОС является установление платы:

1. За природопользование в пределах установленных лимитов, включая плату за использование отдельных видов природных ресурсов.

2. За использование отдельных видов природных ресурсов сверх установленных лимитов

3. За негативное воздействие на ОС, взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия, как в пределах, установленных, так и сверх установленных лимитов воздействия на ОС.

Вопрос 2. Плата

Плательщиками за пользование водными объектами признаются физические и юридические лица, непосредственно осуществляющие пользование ими, кроме подземных водных объектов.

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств, устройств в целях:

1. Осуществление забора воды из водных объектов

2. Удовлетворение потребностей гидроэнергетики в воде

3. Использование водных объектов для лесосплава без судовой тяги

4. Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещение плавательных средств, проведение буровых работ, сброса сточных вод в водные объекты

Не признается объектом платы за пользование водными объектами в целях забора воды для ликвидации стихийных бедствий и аварий, забора воды сельхоз организациями для орошения земель сельхоз назначения, забора воды для рыболовства и воспроизводства водных биоресурсов, проведение государственного мониторинга водных объектов, для спортивной охоты и любительского рыболовства, осуществление организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Сумма платы определяется плательщиком самостоятельно по итогам каждого отчетного периода исходя из соответствующих ставок платы и платежной базы и зачисляется 40% в федеральный бюджет и 60% в бюджеты субъектов РФ.

В области недропользования установлена система платежей, включающих в себя:

1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии,

2. Регулярные платежи за пользование недрами

3. Плата за геологическую формацию о недрах

4. Сбор за участие в конкурсе или аукционе

5. сбор за выдачу лицензии

Федеральный закон об охране окружающей среды устанавливает, что негативное воздействие на ОС является платным

К негативным воздействиям относят:

1. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ

2. Сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные, подземные, водные объекты и на водосборные площади

3. Загрязнение земель и недр

4. Размещение отходов производства и потребления

5. Загрязнение ОС шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами негативного воздействия на ОС.

6. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющих веществ, виду вредного воздействия, с учетом степени их опасности для здоровья населения и окружающей среды

7. Плата за загрязнение ОС в пределах установленных лимитов определяется путем умножения ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровню вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Вопрос 3. Экологическое лицензирование – это целенаправленная, подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность уполномоченных субъектов государственного управления, связанного с выдачей физическим и юридическим лицам лицензий на использование природных ресурсов и осуществление деятельности, связанной с охраной ОС.

Экологическое лицензирование – это мера публично-правового регулирования, обеспечивающая участие государства в согласовании экономических интересов физических и юридических лиц с возможностями окружающей среды и требованиями экологической безопасности

Лицензия – это официальный документ, содержащий следующие обязательные атрибуты:

1. Наименование лицензирующего органа

2. Идентификационные данные получателя

3. Лицензионные требования и условия осуществления данного вида деятельности

4. Дата принятия решения о выдаче лицензии и сроки его действия

5. Номер лицензии

6. Дата выдачи лицензии

Отсутствие одного из этих данных делает лицензию недействительным!

Виды лицензий:

По формальному признаку:

1. Лицезниии

2. Разрешения

По объекту

1. Для осуществление деятельности на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, на водопользование, на лесопользование, недропользование, пользование животным миром и в области охраны ОС и природных ресурсов.

По цели и виду деятельности

1. Для удовлетворения личных нужд

2. Для осуществления хозяйственной деятельности

3. Связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии

4. Связанные с извлечением и использованием полезных свойств или части предмета лицензии

По источнику права

1. Лиценизии, выдаваемые согласно закону о лицензировании отдельных видов деятельнсти, связанных с повышенными экологическими лицами и подлежащих особому контролю

2. Лицензии, содержание и выдача которых регламентируется экологическим законодатаельства

По субъектам пользования

1. Выдаваемы Российским физическим и юридическим лицам

2. Выдаваемые иностранным физ

3. Выдаваемые международным организациям и государствам

Лицензия – это документ, удостоверяющий право ее владельца пользования природными ресурсами в определенных границах согласно указанной цели в течении установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий, а в случае нарушения условий лицензии, ее действие может быть досрочно приостановлено или прекращено решением специально уполномоченными органами

Для получения лицензии заявитель должен предоставить:

1. Заявление о выдаче лицензии с указанием своих идентифицирующих признаков

2. Описание вида деятельности, перечень работ и услуг с указанием срока в течении которого она будет осуществляться

3. Копии учредительных и регистрационных (налоговых) документов

4. Документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение внесение изменений о выдаче лицензии

5. Нормативно-техническую документацию по планируемой деятельности

6. Описание деятельности

Так же сведения

· об уровне образования или квалификации работников, подтвержденные документами

· Копии документов, подтверждающих экологическую безопасность планируемых действий

· Копии заключений, выданных соответствующими органами о соответствии условий лицензируемой деятельности, требования пожарной, санитарной и иных видов безопасности

· В лицензии на комлексное природопользование определяется экологические условия реализации намечаемой деятельности в том числе: объемы предельного изъятия природных ресурсов, удельные величины образования вещества или энергии на единицу продукции, предельно допустимые величины поступления веществ и энергии в окружающую среду, требование к состоянию ОС и природных объектов в процессе и по истечению срока действия лицензиии, перечень необходимых мероприятий по охране ОС, условия и порядок их финансироваиния.

Решение о выдаче лицензии принимается в течении 30 дней, а сама лицензия выдается в течении 3х дней с момента подтверждения заявителем уплаты лицензионного сбора.

Лицензия оформляется и выдается сроком на 5 лет и подлежит учету в реестрах, которые ведет соответствующий лицензионный орган, но положение о конкретных видах лицензирования указывается, сроки действия этих документов и которые определяются как разовые до 1 года, сезонные на 3 года, 5 лет, либо от 3х до 5 лет, либо на меньший срок по желанию заявителя.

Действие приостанавливается в случае нарушения лицензионных требований и условий и в случае невыполнения решений лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений.

Для получения лицензии для деятельности в области охраны ОС, заявитель представляет следующие документы:

1. Заявление о выдаче лицензии

2. Нотариально заверенные копии документов

3. Учредительный договор

4. Устав

5. Свидетельство о государственной регистрации предприятия

6. Справка налогового органа о постановке на учет

7. Карта постаноски на налоговый учет

8. Документ подтверждающий оплату за рассмотрение заявления

9. Сведения о профессиональной подготовки специалистов

10. Экологическое обоснование деятельности

Экологическое обоснование должно соответствовать следующим требованиям:

1. Краткая характеристика существующей деятельности заявителя

2. Виды хозяйственной деятельности По которой производились работы по лицензируемому виду деятельности,

3. Виды хозяйственной деятельности по которой заявитель планирует выполнять работы

4. Цели, задаяи, принципы осуществления лицензируемого вида деятельности, специфика отдельных видов хозяйственной деятельности, по которой планируется проведение работ

5. Стадии планируемых работ

6. Форма предоставления результатов проведения работ по лицензируемому виду деятельности

7. Использование результатов проведения работ по лицензируемому виду деятельности

8. Состав специалистов по лицензируемому виду деятельности

9. Нормативная документация, регламентирующая проведение работ и наличие необходимой технической базы

10. До принятия решения о выдаче лицензии, лицензирующий орган проводит экспертизу представленных с заявлением материалов, с оценкой их полноты и достоверности соответствия условий осуществления лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, определяет условия действия лицензии и организует в случае необходимости проведение дополнительной экспертизы и экологического аудирования.

Вопрос 4 Экологическая сертификация

Сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствии продукции или иных объектов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям договоров.

Орган по сертификации – юридическое лицо или ИП, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия объекта сертификации требованиям технических регламентов, стандартам или условиям договоров.

Технический регламент – документ, который принят международным договором России и ратифицирован в установленном порядке.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного, многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказание услуг.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, стандартам или условиям договора.

Система экологической сертификации – это система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения экосертификации сформированными в соответствии с государственной политикой в области сертификации и с учетом общих правил ее проведения на территории РФ.

Экологическая сертификация соответствия – это действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Соответствие – это соблюдение всех установленных экологических требований сертифицируемому объекту.

Третья сторона – орган или лицо, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Экологические требования – обязательные требования, установленные в НПА, направленные на обеспечение рационального природопользования, охрану ОС, защиту здоровья и генофонда человека.

Экологический сертификат соответствия – документ, выдаваемый в соответствии с правилами систему, указывающий что обеспечивается необходимая уверенность в том, что сертифицируемый объект соответствует предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Знак соответствия – защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы, указывающий что обеспечивается необходимая уверенность в том, что подвергнутый экосертификации объект соответствует предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Экосертрификация проводится с целью создания экономико-правового механизма по реализации Конституции РФ о праве граждан на благоприятную окружающую среду и способствует: 1) внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования 2) производству экологически безопасной продукции, повышению ее качества и конкурентоспособности 3) создание условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям 4) предотвращению ввоза в РФ экологически опасной продукции, технологии, отходов и услуг.

Система экосертификации включает 1) комплекс нормативных документов, устанавливающих принципы, нормативы и правила экосертификации 2) подсистему органов, обеспечивающих организационно-методическое руководство деятельностью по проведению экосертификации 3) аттестацию экспертов-аудиторов 4) аккредитацию органов по экосертификации 5) проведение экосертификации инспекционного контроля и информационное обслуживание.

Система предусматривает проведение 1) обязательной экосертификации для опасных производств, предприятий оборонной промышленности, использующей экологически вредные технологии, древесина, опускаемая на корню, ввозимые на территорию РФ технологии и отходы, технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, определенные виды пищевых продуктов, материалов, изделий, услуг в соответствии с перечнем, утвержденным ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» 2) добровольная сертификация осуществляется в случаях, когда не предусмотрено проведение обязательной, в том числе природных объектов, природных ресурсов, отходов производства и потребления, технологических процессов, товаров, предназначенных для обеспечения экологической безопасности, и проводится по инициативе заявителя.

Принципы экосертификации:

1) Наличие собственной организационной структуры

2) Независимость органов по экосертификации от участвующих сторон

3) Установление собственных правил и процедур управления для проведения экосертификации

4) Взаимодействие на основе соглашений с другими системами сертификации

5) Бездискриминационный доступ к участию в системе

6) Развитие системы для проведения работ по отдельным конкретным группам объектов экосертификации

7) Открытость и отсутствие ограничений на организацию и проведение экосертификации в других странах.

Система экосертификации предусматривает выполнение следующих функций:

1) Формирование политики в области экосертификации

2) Экосертификация объектов

3) Аккредитация органов по экосертификации

4) Аккредитация испытательно-аналитических лабораторий

5) Подготовка и аттестация экспертов аудиторов системы

6) Повышение квалификации специалистов в области экосертификации

7) Ведение реестра системы

8) Разработка и актуализация нормативно-методической документации, используемой в рамках системы

9) Обеспечение информационных и консультационно-методических услуг

10) Осуществление инспекционного контроля

Работы по экосертификации осуществляет: 1) органы по экосертификации 2) испытательно-аналитические лаборатории 3) экоаудиторы, которые должны быть аккредитованы или аттестованы.

Функции органов по экосертификации:

1) Формируют фонд нормативных документов

2) Принимают и рассматривают заявки на сертификацию

3) Готовят решения по этим заявкам

4) Конкретно определяют испытательно-аналитическую лабораторию

5) Организуют испытание и проверку производства

6) Сертифицируют объекты

7) Выдают экосертификаты

8) Приостанавливают либо отменяют действия выданных экосертификатов

9) Осуществляют инспекционный контроль за экосертифицированными объектами.

Экосертификации оформляется по прилагаемой форме на срок действия до 5 лет, а конкретный срок устанавливает орган, выдавший сертификат. Подлежит обязательной сертификации в реестре системы и действительны на всей территории РФ.

Вопрос 5

Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов, а также за счет иных средств страховщиков.

Выделяют добровольное и обязательное страхование, личное и имущественное.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земель водных объектов, атмосферного воздуха на территории действия конкретного договора страхования.

Страховой случай – внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнению земной поверхности и сбросу сточных вод.

Виды страховых событий, по которым страховщик не несет ответственности:

1) Прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, забастовок, диверсий, боевых действий, ЧС, объявленных органами власти

2) Вызванные радиоактивным загрязнением, облучением, связанных с использованием ядерного топлива

3) Вытекающие из обычной деятельности страхователя при условии, что он знал о вредных последствиях этой деятельности

4) Связанные с умышленными действиями страхователя или третьих лиц

5) Вызванные нарушением НПА

6) Вызванные обстоятельствами существенно повышающими риск страхового случая

7) В следствие износа материалов, оборудования, эксплуатируемых сверх установленного срока, происшедшие по вине руководства организации, ответственных за проведение контроля за состоянием ОС.

Договор страхования заключается на основе письменного заявления страхователя и анкеты, в которой учитываются следующие реквизиты:

1) Наименование, адрес, телефон страхователя

2) Характер экологического риска, размеры занимаемых помещений

3) Объем годового оборота

4) Сведения о производственной деятельности, срок деятельности, ее род

5) Данные об ОС, в том числе численность и плотность населения, характер почвы, поверхностных и подземных вод

6) Сведения о сырье, материалах, продукции предприятия

7) Сведения о выбросах и отходах

8) Данные о нарушениях природоохранного законодательства.

Обязанности страховщика:

1) При наступлении страхового случая составить страховую документацию

2) В установленные сроки произвести выплату страхового возмещения

3) Обеспечить конфиденциальность информации

4) Выдавать по требованию страхователя копии страхового свидетельства

Права страховщика:

1) Вступать от имени страхователя в переговоры и соглашения о возмещении вреда

2) Участвовать в работе комиссии по выяснению причин аварии и размера ущерба

3) Принимать на себя ведение судебных дел от имени и по поручению страхователя

Страхователь обязан:

1) Сообщать страховщику при заключении договора об обстоятельствах существенно значимых для оценки степени риска страхования и уплачивать страховые платежи в установленном размере и порядке

Страховое возмещение включает в себя 1) компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества 2) сумму убытков, связанных с ухудшением условий жизни и ОС 3) расходы пор очистке загрязненной территории 4) расходы необходимые для спасения жизни и имущества 5) расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы, связанные с исками.

Страховое возмещение выплачивается физическим лицам путем перечисления во вклад наличными деньгами или почтовым переводом по их желанию, а юридическим лицам – путем перечисления на их счет соответствующих кредитных учреждений.

Экологическая экспертиза – это оценка воздействия уровня возможных негативных последствий хозяйственной и иной деятельности на ОС и природные ресурсы.

В соответствии с ФЗ от 1995 г. экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального использования природных ресурсов и предупреждения негативных последствий хозяйственной деятельности.

Принципы экологической экспертизы:

1) Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности

2) Обязательность проведения экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы

3) Комплексность оценки воздействия на ОС хозяйственной деятельности и его последствий

4) Учет требований экологической безопасности при проведении ЭЭ

5) Достоверность и полнота информации, представляемой на экспертизы

6) Независимость экспертов при осуществлении своих полномочий

7) Научная обоснованность, объективность и законность заключений ЭЭ

8) Гласность, учет общественного мнения и участие общественных организаций

9) Ответственность участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию проведения и качества экологической экспертизы

Выделяют 2 вида ЭЭ:

1) Государственная, которую организовывают и проводят на федеральном уровне Росприроднадзор и ОГВ.

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеральное собрание обеспечивает соответствие законодательных актов РФ законодательству в области ЭЭ. Правительство РФ утверждает порядок проведения, контролирует исполнение российского законодательства об ЭЭ федеральными ОГВ, ежегодно отчитывается о своей деятельности в области ЭЭ перед Президентом.

2) Общественная ЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан, общественных организаций, органов местного самоуправления, общественными организациями, основное направление деятельности которых в соответствии с уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение общественной ЭЭ и которая зарегистрированы в установленном порядке.

Объектами ЭЭ выступают:

1) Проекты НПА, реализация которых может привести к негативным воздействиям на ОС

2) Нормативно-технические и инструктивно-методические документы, утверждаемые ОГВ, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность, которая может нанести вред ОС.

3) Материалы, подлежащие утверждению ОГВ и предшествующие разработке прогнозов развития, размещения производительных сил на территории РФ

4) Проекты целевых, федеральных, научно-технических и социально-экономических программ, реализация которых может оказать влияние на ОС

5) Проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования.

6) Проекты схем развития отраслей народного хозяйства

7) Проекты международных инвестиционных программ, в которых участвует РФ.

Материалы, представленные в Росприроднадзор, проходят обязательную регистрацию и передаются в экспертное подразделение для проверки полноты и достаточности. При соответствии представленных материалов установленным требованиям экспертное подразделение в 7-дневный срок уведомляет заказчика о необходимости оплаты государственной ЭЭ в течение 30 дней.

Продолжительность проведения ЭЭ не должна превышать 4-х месяцев, а при изменении сроков 6 месяцев.

Заключение экспертной комиссии должно содержать обоснованные выводы по допустимости или недопустимости деятельности, подлежащей экспертизе и о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение содержит выводы о: 1) соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством 2) допустимости намечаемого воздействия на ОС 3) о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение бывает 2-х видов: 1) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении 2) о недопустимости реализации объекта экспертизы в виду необеспеченности требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Заключение вступает в силу после утверждения органами Росприроднадзора.

Экологический контроль

Задачи:

1) Наблюдение за состоянием ОС и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности

2) Проверка выполнения планов и мероприятий по охране ОС, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению ОС, соблюдение нормативов качества ОС.

Виды ЭЭ:

1) Государственный ЭЭ – осуществляется Правительством РФ, ОГВ субъектов и ОМСУ, специально уполномоченными органами в лице Росприроднадзора, Россельхознадзора, Роспотребнадзора (санэпидемнадзор)

2) Производственный ЭЭ – осуществляется экологической службой предприятий, организаций, учреждений, задачей которого это выполнение планов и мероприятий по охране ОС, рациональное использование и воспроизводвто природных ресурсов, соблюдение нормативов качества ОС, выполнение требований природоохранного законодательства

3) Муниципальный ЭЭ – в области территории МО осуществляют ОМСУ

4) Общественный ЭЭ – осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную ОС и предотвращение нарушений экологического законодательства. Осуществляется общественными и иными некоммерческими организациями или объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, предоставленные в ОГВ и ОМСУ подлежат обязательному рассмотрению в установленные сроки.

Наши рекомендации