Методические рекомендации для преподавателя. Дисциплина «Экологическое право» является основополагающейдля дисциплин профессионального цикла

Дисциплина «Экологическое право» является основополагающейдля дисциплин профессионального цикла. Она преподается студентам четвертого курса, обладающим достаточным набором знаний и навыков по изученным дисциплинам, поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам определить основные, характерные для данной дисциплины особенности, как отличающие ее от других дисциплин, так и позволяющие найти выявить общие черты.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия.

При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.

Серьезное внимание необходимо уделить первому вводному занятию, которое должно раскрыть содержание пяти составных элементов: ознакомительного, организационного, методического, информационного и заключительного.

В ознакомительной части преподаватель представляет себя, свои фамилию, имя и отчество, место основной работы и должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), рассказывает, в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т.д.) он принимает участие, какой вклад вносит в разработку или совершенствование экологического права и законодательства, а также учебных и учебно-методических материалов, в работе каких научных эколого-правовых форумов текущего (или предыдущего) года принимал участие и что может быть эффективно использовано для преподавания дисциплины «Экологическое право». Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.

В организационной части преподаватель:

а) доводит до студентов информацию о тенденциях развития учебной дисциплины «Экологическое право» в Академии и особенностях ее изучения;

б) напоминает о необходимости строгого соблюдения установленного в вузе учебного распорядка, правил поведения на занятиях и вне аудиторий, об уважительном отношении к преподавателям и вспомогательному персоналу, о бережном отношении к имуществу Академии;

в) кратко знакомит с основными разделами дисциплины «Экологическое право» и формами промежуточного и итогового контроля знаний по проведенным занятиям;

г) сообщает о формах проведения лекционных и семинарских занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности по ним.

В методической части основное внимание преподаватель обращает:

а) на ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины «Экологическое право»: с примерными темами рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к экзамену;

б) на знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;

в) на наиболее типичных ошибках, которые совершали их предшественники при работе с законодательством на практических (семинарских) занятиях (например, при определении характера возможных экологических правонарушений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании, при составлении основных типовых документов), при сдаче экзамена, при разработке курсовых работ и подготовке рефератов;

г) на необходимость повторения тех разделов общеправовых фундаментальных дисциплин («Теория государства и права», «Гражданское право», «Финансовое право», «Трудовое право», «Административное право», «Уголовное право» и др.), знание которых является важным для успешного усвоения дисциплины «Экологическое право».

Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:

а) касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы по экологическому праву, правовых информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки Академии;

б) об особенностях работы в читальном интернет-зале Академии и отделе правовой информации Российской государственной библиотеки;

в) о порядке поиска зарубежных источников информации по экологическому праву.

Заключительная часть вводного занятия должна включать:

а) подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины «Экологическое право»;

б) доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;

в) заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и семинарских (практических) занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и т.д.

Наши рекомендации