Мониторинг окружающей природной среды

Лекция

Тема: Элементы системы обеспечения экологической безопасности.

План:

1. Экологический риск

2. Экологическая экспертиза

3. Экологический контроль

4. Экологический мониторинг

Экологический риск

Экологический риск — это оценка на всех уровнях (от точечного до глобального) вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим рис­ком понимают также вероятностную меру опасности причине­ния вреда природной среде в виде возможных потерь за опре­деленное время.

При антропогенном воздействии учитыва­ются следующие правила допустимого экологического риска (Петров, 1995):

1) неизбежность потерь в природной среде;

2) минимальность потерь в природной среде;

3) реальная воз­можность восстановления потерь в природной среде;

4) отсут­ствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде;

5) соразмерность экологического вреда и эко­номического эффекта.

Различают три главные составляющие экологического рис­ка:

— оценку состояния здоровья человека и возможного чис­ла жертв;

— оценку состояния биоты (в первую очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим интегральным показателям;

— оценку воздействия загрязняющих веществна человека и окружающую природную среду.

Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по за­кону.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза — оценка воздействия комплекса промышленно-хозяйственных и других объ­ектов на окружающую среду, природные ресурсы и здо­ровье населения.

Объектами экологической экспертизы являются:

— все виды предплановой и предпроектной документации по развитию и размещению производственных сил страны и отрас­лей хозяйства всех субъектов федерации;

— технико-экономические расчеты (обоснования), проекты стро­ительства, реконструкции, расширения, технического перевооруже­ния и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов;

— документация по созданию новой техники, технологии, ма­териалов и веществ;

— проекты нормативно-правовой, инструктивно-методи­ческой и нормативно-технической документации, регламенти­рующей природопользование при ведении хозяйственной дея­тельности;

— материалы, характеризующие экологическую ситуацию в регионе, которая формируется под воздействием различных видов текущей хозяйственной деятельности.

Цели экологической экспертизы:

— обеспечение научно обоснованного определения соответ­ствия проектных решений современным экологическим требо­ваниям перед их утверждением в компетентных государственных органах;

— предупреждение возможных негативных воздействий на экосистему планируемых, проектируемых и функционирующих объектов в процессе их реализации;

— поддержание динамичного природного равновесия и бла­гоприятного состояния окружающей среды при реализации на­роднохозяйственных планов.

Эколого-экспертный процесс состоит из трех основных эта­пов: подготовительного, или проверки наличия необходи­мых реквизитов, представляемых проектных материалов и их соответствия действующему законодательству: основно­го, или аналитической обработки данных по объектам экс­пертизы; заключительного, или обобщения и оценки данных и составления акта экспертизы.

Правовой основой экологической экспертизы является за­конодательство Российской Федерации и субъектов Федера­ции (республики, края, области в составе России), норматив­ной базой — весь комплекс существующих природоохранных и технических стандартов, ГОСТов, строительных норм и пра­вил, санитарно-гигиенические и экологические нормативы.

Экологический контроль

Под государственным экологическим контролем пони­мают один из видов государственной административной дея­тельности, призванной обеспечить соблюдение экологическо­го законодательства и выполнение природоохранных мероприя­тий. Контроль осуществляют законодательные и исполнитель­ные органы, а также специально уполномоченные органы го­сударства.

Объектами государственного экологического контроля яв­ляются: земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воз­дух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая природная среда в целом.

Только в 1993 г. в России была приостановлена работа 650 экологически вредных предприятий и 148 предприятий были закрыты. В основном это небольшие производства, находящиеся в собственности акционерных обществ, фирм, малых и сме­шанных предприятий. В их число входят мелкие цехи по пере­работке сырья, хранилища цемента, ядохимикатов, асфальто­бетонные заводы, старые котельные и др.

Мониторинг окружающей природной среды

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них про­цессы под влиянием антропогенной деятельности.

Экологический мониторинг — это система наблюдений, оцен­ки и прогноза, позволяющая выявить изменение состояния окру­жающей среды под влиянием антропогенной деятельности.

Термин «мониторинг» образован от латинского слова «монитор»— наблюдающий, предостерегающий. Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин «мониторинг» появились в 1971 году в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде.

Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга – наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Мониторинг – это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

В состав мониторинга входят:

- наблюдение за изменением качества окружающей среды факторами, воздействующими на окружающую среду;

- оценка фактического состояния природной среды;

- прогноз изменения качества среды.

Наблюдения осуществляются по физическим, химическим, биологическим показателям.

По территориальному охвату различают три блока современного мониторинга – локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный и глобальный (биосферный, фоновый).

В программу биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга, проводимого на локальном уровне входят наблюдения за изменением в различных сферах содержа­ния загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами.

Тщательно исследуют и такие вредные физические воздей­ствия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные поля и др.

Пункты экологических наблюдений располагают в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятель­ности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека (трофические и др.) с естественными и искусственными компонентами окружающей среды. Это мо­гут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с ин­тенсивным применением ядохимикатов и др.

На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведут за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т. д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Изучают трофические связи (био­логические круговороты) и их нарушения, оценивают возмож­ность использования ресурсов природных экосистем в конкрет­ных видах деятельности, анализируют характер и количествен­ные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведут контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона и т. д.

Обеспечить наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в биосфере в целом — задача глобального монито­ринга. Его называют еще фоновым или биосферным. Объекта­ми глобального мониторинга являются атмосфера, литосфера, гидросфе­ра, растительный и животный мир и биосфера в целом как сре­да жизни всего человечества.

При выполнении работ по программе глобального монито­ринга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием при­родной среды из космоса. Космический мониторинг позволяет получить уникальную информацию о функционировании экоси­стем как на региональном, так и на глобальном уровнях, с его помощью возможно, в частности, оперативно полу­чать информацию о природной среде с больших территорий Зем­ли, что особенно важно при возникновении ураганов, наводне­ний и других стихийных бедствий. Чрезвычайно важным явля­ется создание системы космического мониторинга лесных по­жаров для малозаселенных пространств.

В России функционирует разветвленная общегосударствен­ная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга — ло­кальном, региональном и глобальном. С этой целью на многочисленных станциях, створах контроля, стационарных постах, в химиче­ских лабораториях, на самолетах, вертолетах и космических ап­паратах наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почв, дон­ных отложений, околоземного пространства, организуют «сле­жение» за состоянием земель, минерально-сырьевых ресурсов недр, сохранностью животного и растительного мира и т. д.

Основной объем наблюдений выполняют службы Коми­тета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сре­ды (Роскомгидромет России). С 1995 г. в России с целью ра­дикального повышения эффективности службы наблюдения введена Единая государственная система экологического мо­ниторинга (ЕГСЭМ). К основным ее задачам, в частности, относятся введение специальных бан­ков данных, характеризующих экологическую обстановку и гармонизация их с международными эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объек­тов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды.

Наши рекомендации