Или Преимущества социально ответственного бизнеса

Тала, мне более нравится РЕЗЮМЕ, как короткий вывод, но в той связи, что теперь этот термин повсеместно связан с Анкетой претендента на работу, пожалуйста, выбери сама

Социально ответственный бизнес, по сути, предусматривает прибыльность как основной индикатор эффективности, поскольку компания не может считаться ответственной, принося убытки владельцам и акционерам. В этой связи актуальным является вопрос: «Каким именно образом принесут прибыль ресурсы, инвестированные в программы, разработанные и реализованные в рамках стратегии корпоративной социальной ответственности?».

В экономическом контексте социальная ответственность бизнеса - это инвестиции в развитие персонала, общины, коммуникации с потребителями, охрану окружающей среды и т.д. При этом следует понимать, что социальные инвестиции являются долгосрочными и в этой связи получение положительных результатов ориентировано на перспективу. Как результат от реализации программ социальной ответственности бизнес имеет существенные преимущества. [9]

Формирование позитивного имиджа предприятия. Это значимый аспект, поскольку имидж - это мощный инструмент развития бизнеса и значимое преимущество в конкурентной борьбе. Устойчивая позитивная репутация предприятия является одним из факторов, обеспечивающих сохранение и увеличение доли рынка и получение прибыли в долгосрочной перспективе. Именно поэтому репутация, как любой другой актив, имеет стоимостную оценку.

Практика показывает, что общественное заангажирование укрепляет позитивный имидж, поскольку компания позиционируется себя уже не только как сугубо бизнес-структуру, но и как предприятие, которое работает на социум в целом. Таким образом, социальная ответственность становится имиджевым инструментом, который положительно влияет на стабильность бизнеса и узнаваемость бренда.

Повышение интереса инвесторов. Компании, ориентированные на социально ответственную деятельность, могут рассчитывать на благосклонность инвесторов. Для большинства инвесторов уровень общественного доверия к предприятию является определяющим фактором. В настоящее время инвесторы зачастую проводят этический скрининг, от результатов которого нередко зависит решение об инвестировании.

Улучшение взаимоотношений с общественностью и органами местного самоуправления. Реализациясоциальных программ обеспечивает «врастание» компании в местную среду, формирует благосклонность местной общины и доверие со стороны органов местного самоуправления.

Кроме этого, постоянная заинтересованность жизнедеятельностью общины помогает предотвратить скандалы способные нанести вред репутации компании. Т.е. в случае возможных угроз или рисков предприятие может рассчитывать на поддержку общины. Следовательно, участие компании в жизни местных общин, реализация долгосрочных социальных программ способствует формированию бесконфликтных эффективных коммуникаций.

Повышение мотивации и производительности персонала. Внутренние социальные программы компаний направлены на улучшение условий труда и жизни персонала. Разработка и реализация поощрительных программ и увеличение оплаты труда являются мощным мотиватором и формируют лояльное отношение работников к предприятию.

Кроме этого доверие к компании персонала и окружения повышает рейтинг предприятия на рынке труда, что позволяет привлекать лучших специалистов. Таким образом, социальная ответственность может стать одним из элементов нефинансовой мотивации персонала.

Увеличение объемов продаж и доли рынка. Участие в социальных проектах делает бренд более узнаваемым и привлекательным для потребителя. Исследователи Поль Блум, Стив Геффлер, Кевин Келлер и Карлос Басурто утверждают, что потребители пристально следят и акцентируют внимание на маркетинге брендов. И если социальное мероприятие, которое поддерживается в маркетинговой программе близко потребителю по духу или вызывает у него положительные ощущения в процессе формирования вкусов - этот бренд имеет больше шансов утвердиться в их сознании, чем бренд с несоциально ориентированным маркетингом [3].

Снижение операционных расходов. Вследствие реализации корпоративных социальных проектов могут снижаться расходы в некоторых звеньях бизнеса. Результатом реализации экологических инициатив является уменьшение количества отходов, повторное использование материалов, экономия воды и электроэнергии.

Еще одна значимая статья сокращения расходов - это уменьшение издержек на рекламу, т.к. социально ответственные мероприятия являются рекламой бренда как таковые.

Следовательно, можно сделать вывод, что эффективное внедререние программ социальной ответственности обуславливает значительные выгоды для бизнеса, что подтверждается практическим опытом компаний, которые сформировали устойчивые конкурентные преимущества в результате разработки и реализации социально ответственных программ.

Список использованной литературы

1. Благов Ю.Е. «Генезис концепции корпоративной социальной ответственности» // Вестник Санкт-Петергбургского университета. — 2006. — Сер. 8, вып.2.

2. Благов Ю.Е. «Концепция корпоративной ответственности и стратегическое управление» // Российский журнал менеджмента. — 2004. — Т. 4, № 3. С. 17-34.

3. Братанич Б. Рост регулирующих функций государства и социальный маркетинг // Персонал. – 2005. - №3. – С.74-78.

4. Ильина И. Ю. Социальная ответственность бизнеса и предпринимательства. /Социальная ориентация развития экономики. //Сб. науч. тр. МГСУ. М., 1996.

5. Корпоративна соціальна відповідальність: підручник/ О. Гирик, О.Денис, О. Дубовик, І. Жеребило, А. Зінченко, Н. Реверчук, М. Саприкіна, Р. Семів, З. Скринник, К. Телюк; за заг.ред. д-ра екон.наук, проф. Т.С. Смовженко, д-ра екон.наук, проф.А.Я. Кузнєцової. — К.: УБС НБУ, 2009.].

6. Котлер Ф., Н.Лі. Корпоративна соціальна відповідальність. Як зробити якомога більше добра для вашої компанії та суспільства / Пер. з англ. С. Яринич. — К.: Стандарт, 2005. — 302 с.

7. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. — «Корпоративная социальная ответственность», 2007

8. Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность —новый фактор взаимодействия бизнеса и общества.: Сб. ст., лекций и выступлений / Под общ. ред. Л.Г. Лаптева. — М.: ЗАО Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2004. – 310 с. 116 cтр

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента; Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993. – 703с. стр.142

10. Стефан П. Робінс, Девід А. Де Ченцо Основи менеджменту. Переклад з англ. – К.: Основи, 2002.- 670 с.

11. Bowen, H. Social Responsibilities of the Businessman / H. Bowen. – N.Y.: Harper and Row, 1953. – 198 с.

12. Carroll A.B. The pyramid of corporate social responsibility: toward the moral management of organizational stakeholders. Business Horizons. 1991.

13. Carroll A.B. Corporate social responsibility: Evolution of a definitional construct. Business and Society, 1999.

14. Carroll, A. B. (1979). A three-dimensional conceptual model of corporate social performance. Academy of Management Review, 4, 497-505.

15. Davis, K. Can Business Afford to Ignore Social Responsibilities? California Management Review. 1960.

16. Drucker P.F. 1984. The new meaning of corporate social responsibility. California Management Review 135

17. Elisabet Garriga, Domènec Melé Untangling the Jungle of Corporate Social Responsibility Theories, Journal of Business Ethics 53: 51-71, August 2004. http://www.iese.edu

18. Freeman, R. Strategic management: a stakeholder approach. Pitman, 1984.

19. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profit New York Times. 1970. 135Johnson H. 2

20. Frans Paul van der Putten A Research Agenda for International Corporate Social Responsibility, NRG working paper series November 2005 no. 05-09 http://www.nyenrode.nl/download/NRG/workingpapers/NRG05-09.pdf

21. Business for Social Responsibility www.bsr.org

22. Corporate social responsibility. A business contribution to sustainable development. European Commission Directorate-General for Employment and Social Affairs Unit D.l Manuscript completed in July 2002 Employment and Social Affairs//http://europa.eu.int/comm/employment_social/

23. World Business Council for Sustainable Development www.wbcsd.ch

24. Меморандум про соціальну відповідальність бізнесу в Україні, затв.рішенням громадського об’єднання «Форум соціально відповідального бізнесу України» 16 грудня 2005 р.

25. Ассоциация Менеджеров России www.amr.ru

26. Хмиль Ф.И. «Менеджмент организаций в условиях трансформации экономики Украины»: Автореф. д-ра экон. наук/ Ф.И.Хмиль; Киевский торгово-экон. ун-т. -Киев, 1998.-33 с. -Библиогр.:с. 30-31.

Наши рекомендации