Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих
в нем лиц. Другими словами, любой человек на территории Российской Федерации обладает правом на то, чтобы посторонние не переступали «порог его дома», не чинили помех его привычным занятиям или времяпрепровождению, избранному им образу жизни.[4]
Ограничение этого конституционного права возможно только при наличии хотя бы одного из двух условий:
Во-первых, когда в конкретном федеральном законе определены обстоятельства, при которых какой-то компетентный государственный орган вправе проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц.
К числу таких федеральных законов можно отнести Закон о милиции, в п. 18, ст. 11 которого сказано, что работники милиции вправе
«входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках».[5]
Такого же рода действия могут совершать и работники органов безопасности с безотлагательным (в течение 24 часов) уведомлением о них прокурора.[6]
В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления либо когда имеются данные об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления руководителя органа контрразведки или его заместителя при проведении контрразведывательных мероприятий допускается ограничение указанных в настоящей статье конституционных прав граждан без предварительного судебного постановления с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов с момента ограничения конституционных прав граждан. Орган контрразведки в течение 48 часов с момента ограничения конституционных прав граждан обязан получить постановление судьи о таком ограничении либо отменить указанное ограничение. (ст. 9).
Ходатайство руководителя органа контрразведки или его заместителя о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, постановление судьи и материалы, послужившие основанием для его принятия, представляются в органы прокуратуры в случае проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свиде-тельствующим о нарушении органами контрразведки законодательства РФ.
В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепят-ственно входить в жилое помещение. Орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи обязан уведомить об этом прокурора.(ст. 9)
Согласно п.З ст.13 сотрудники ФСБ РФ имею право беспре-пятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
Во-вторых, когда такое проникновение разрешено постановлением судьи, вынесение которого допускается Законом об оперативно-розыскной деятельности (ч. 2, ст. 8), либо УПК в связи с необходимостью выполнения оперативно-розыскных или следственных действий по выявлению и расследованию преступлений.[7]
3. Ограничения неприкосновенности жилища.
3.2. Нормы УПК и судебные постановления.
Статья 12 УПК РФ, в которой определяется содержние рассматриваемого принципа в сфере уголовного судопроизводства, исходит из того, что в ходе предварительного расследования возможно три вида следственных действий, связанных с проникновением в жилище, а именно: осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, которые производятся по правилам, установленным законом (ст.ст. 176, 177, 180, 182, 183 УПК РФ).
Осмотр жилища, осуществляемый с согласия проживающих в нем лиц, проводится без судебного решения, а когда отсутствует такое согласие – то на основании судебного решения, постановляемого в порядке, установленном для получения разрешения на прозводство следственных действий (ст. 165 УПК РФ).
Обыск и выемка в жилище без согласия проживающих в нем лиц производится, как при осмотре жилища, на основании судебного решения, постановляемого в том же порядке.
Ограничение неприкосновенности жилища допускается только при наличии к тому оснований (осмотр, обыск, выемка) и в строгом соответствии с условиями, установленными УПК РФ. Эти условия варьируются в зависимости от вида процессуального действия, связанного с проникновением в жилище.
Так согласно ч. 1 ст. 12 УПК РФ, осмотр жилища допускается как с согласия проживающих в нем лиц, так и на основании судебного решения (в случае, когда такого согласия не получено). Такие следственные действия, как обыск и выемка, в жилище могут производиться только на основании судебного решения (независимо от согласия лиц, проживающих в жилище). Остальные процессуальные действия, производство которых сопряжено с проникновением в жилище (например, проверка показаний на месте т.д.), производится либо с согласия лиц, проживающих в жилище, либо на основании судебного решения.
Согласно ст. 10 ФЗ «О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ» часть 2 СТ. 29 УПК РФ, касающаяся передачи судам в ходе досудебного производства по уголовному делу полномочий по разрешению производства осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих там лиц, по производству обыска и (или) выемки в жилище, введена в действие с 01.01.2004 г.
Дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов лиц, в жилище которых производится осмотр без получения на то судебного решения, являются следующие предусмотренные ч. 5 ст. 165 УПК РФ требования:
1. о производстве такого осмотра выносится постановление;
2. следователь в течение 24 часов с момента начала производства
следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве осмотра жилища без предварительного получения на то согласия проживающих в жилище лиц и судебного решения;
3. к уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола осмотра жилища для про-
верки законности решения о его производстве;
4. в течение 24 часов после получения указанного уведомления,
судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление об его законности или незаконности;
5. если судья признает произведенный осмотр незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются не имеющими юридической силы.
По общему правилу без судебного решения также не может производиться обыск и (или) выемка в жилище. Производство таких следственных действий без судебного решения не может быть оправдано даже отсутствием возражений против обыска (выемки) проживающих в жилище лиц. Так же как в случае с осмотром жилища, осуществляемым против воли проживающих в нем лиц, обыск и (или) выемка в жилище без судебного решения могут быть произведены лишь в исключительных случаях - случаях, не терпящих отлагательства, при обязательном последующем соблюдении вышеуказанных гарантий прав и законных интересов обыскиваемых (лиц, в жилище которых производится выемка).[8]
Законодатель налагает запрет на производство выемки и обыска до возбуждения уголовного дела. Осмотр же места происшествия - единственное следственное действие, которое разрешено производить на первой стадии уголовного процесса, - нельзя осуществлять против воли проживающих в осматриваемом жилом помещении лиц. При наличии оснований для отыскания и изъятия в жилище предметов и (или) документов, имеющих отношение к исследуемому, содержащему признаки преступления происшествию, когда проживающие в нем лица возражают против этого, проникнуть в помещение следователь (дознаватель и др.) вправе только после возбуждения уголовного дела и получения соответствующего разрешения от суда.
Основания и общий порядок обыска, выемки и осмотра жилища урегулированы ст. 176-177, 182-184 УПК РФ. Помимо указанных статей правовая основа названных уголовно-процессуальных действий закреплена в ст. 450 УПК РФ, а также в
ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»,
ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и
ст. 12 Федерального конституционного закона от 25 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
3. Ограничения неприкосновенности жилища.
3.3. Законы РФ.
Согласно ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» неприкосновенность судьи помимо неприкосновенности личности включает в себя неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
Осуществление в отношении судьи следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с нару-шением его неприкосновенности, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:
• в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;
• в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе
трех судей соответственно верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального значения, суда
автономной области, суда автономного округа.
Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые помещения. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Исключение из этого правила лишь случаи задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления (ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в течение всего срока его полномочий не может быть без согласия Государственной Думы подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность Уполномоченного также распространяется на его жилище (ст. 12 Федерального конституционного закона от 25 декабря 1996 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).
Приведенные положения позволяют сделать вывод, что законодательством не только установлены общие правила действия данного принципа, но также установлены и ограничения его реализации.
4. Гарантии законности
принципа неприкосновенности жилища.
Обязательным условием правомерности вмешательства в право на неприкосновенность жилища, согласно п. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, является необходимость такого вмешательства и его соразмерность поставленной цели.
Каждый, считая незаконными действия должностных лиц, нарушающие неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их в суд (ст. 46 Конституции), а при определенных условиях – обратиться в суд с иском о компенсации причиненного морального вреда.[9]
Гарантией соблюдения положений, составляющих данный принцип, следует признать некоторые нормы уголовного права. Так, за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 139 УК РФ). Незаконное проникновением в жилище является, кроме того, по ряду преступлений квалифицирующим признаком (п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 161, п. «в» ч. 2 ст. 162 УК РФ).