Природный туризм и социально-экономическое развитие регионов
Опыт зарубежных стран показывает, что развитие природного туризма может вызывать самые разнообразные последствия на местном, региональном и национальном уровнях, спектр которых—от очень благоприятных до разрушительных. На каждом из этих уровней экономические, экологические и социальные последствия туризма могут существенно различаться в зависимости от егомасштабов, уровня развития и диверсификации местной экономики, культурных особенностей страны или региона. Кроме этого, очень важным моментом являетсяхарактер и тип природного туризма, который развивается в регионе.
Необходимо хорошо представлять себе потенциальные положительные и негативные социально-экономические эффекты, которые могут возникать при развитии природного туризма, и учитывать их при планировании и управлении туристической деятельностью.
Ниже приводятся наиболее важные социально-экономические аспекты, связанные с развитием природного туризма, примеры как положительного, так и негативного влияния, и некоторые комментарии (по материалам Ceballos-Lascurain, 1996, и Steck et al., 1999).
1. Содействие экономическому развитию стран и регионов
+ | |
sas- Туризм стал неотъемлемой частью экономики многих развивающихся стран (Кения, Коста-Рика, карибские страны, Непал) и является для них самой важной или, по крайней мере, одним из самых важных источников твердой валюты. | са° Туризм — сфера экономики, подверженная кризисам. Для многих развивающихся стран не имеет существенного значения. |
си Увеличение притока иностранной валюты в страну | cs- Для «принимающих» стран опасны туристические моноструктуры, поскольку туризм подвержен очень сильным флуктуациям спроса. |
Хотя многие страны (особенно развивающиеся) получают значительные преимущества от международного природного туризма, зависимость от него—рискованная стратегия. Туризм являетсянестабильным источником доходов, подверженным влиянию разнообразных факторов, не поддающихся контролю. Например, туристическая отрасль может быть значительно подорвана политическими изменениями (они оказывают огромное влияние на приток туристов в страну), природными бедствиями, флуктуациями курсов валют или отсутствием должного планирования. Причем роль этих «внешних» факторов тем сильнее, чем большую долю экономики обеспечивает туризм.
Во избежание экономических проблем регионы и тем более целые страны не должны полностью полагаться на доходы от туризма. Необходима диверсификация экономики и развитие различных отраслей хозяйства.
Другой распространенной проблемой, связанной с природным туризмом, является егосезонная природа. Существуют пиковые сезоны и сезоны спада туристической деятельности. Это означает, что гостиницы, транспорт и другие объекты инфраструктуры туризма, а также персонал остаются незанятыми значительную часть года. Кроме того, в сельских районах пик туристического сезона нередко совпадает с разгаром сбора урожая и других важных работ. Однако туризм может быть весьма удачным дополнением к другим видам деятельности местных жителей, особенно если пиковые периоды туризма и сельхозработ отличны во времени. Особенно это относится к сельским местностям, где проблема постоянной занятости на протяжении всего года стоит не так остро, как в городах.
2. Приток твердой валюты в страну/регион
+ | |
№ Эффекты мультипликатора | ss- Доходы от туризма в твердой валюте нередко сильно редуцированы из-за его большой потребности в импорте товаров и услуг («утечки» валюты, неблагоприятный нетто-баланс) |
Влияние, которое в итоге оказывает туризм на социально-экономическую сферу, в значительной степени зависит от«эффекта мультипликатора» или «множественного эффекта» — т.е. степени, в которой первичные доходы, получаемые от туризма, продолжают «вращаться» в местной экономике и с каждым «витком» генерируют новые доходы (Healy, 1988). Например, если водитель туристического автобуса тратит заработанные деньги на покупку бензина, продуктов и других товаров местного производства, тем самым экономическая деятельность идет как бы по спирали. Величина «множественного эффекта» от природного туризма зависит от степени «утечки» получаемых доходов из местной экономики в результате налогов, покупки импортных товаров и услуг и т.д.
Экономические преимущества туризма в некоторых странах, особенно развивающихся, нередко завышаются, поскольку подобные предприятия включают существенные«утечки» доходов из страны. Это связано с использованием импортных товаров для обеспечения туристов, преобладанием иностранных туроператоров и фирм на туристическом рынке, низкой долей местного населения среди занятых в сфере туризма. К этому надо добавить необходимость расходов на рекламу и маркетинг за рубежом, возвращение сумм, вложенных иностранными инвесторами... Таким образом, хотя туризм и приносит ценную для страны иностранную валюту, существенная ее часть снова покидает страну (рис. 1.13). В экономиках менее развитых стран такие «утечки» весьма значительны, поскольку им приходится использовать в туристическом бизнесе много импортных товаров, относящихся к «индустрии роскоши». По сведениям Мирового банка (1990), 55% валового дохода от туризма в развивающихся странах возвращается обратно в развитые страны. Чем меньше анализируемая территория по площади и чем ниже уровень ее экономического развития, тем выше утечки при каждом цикле расходов (Healy, 1988). По оценкам Мирового Института ресурсов, в Зимбабве остается только 10% средств, выручаемых от природного туризма, а в регионе Аннапурна в Непале—даже меньше 10%. В то же время, следует отметить, что в странах с более высоким уровнем развития экономики (в том числе в странах с переходной экономикой) «утечки» валюты, вызванные импортом, являются минимальными.