Использование практических заданий при проверке знаний.
Весьма важны вопросы, выявляющие и оценивающие умения учащихся применять свои знания на практике. На уроках природоведения имеются большие возможности для организации такого опроса по результатам систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе «Дневник наблюдений» позволяет систематически проводить такую работу, применяя приобретенные практические умения и навыки. Так, в III классе в сентябре можно предложить учащимся следующие задания:
- Выкопайте на школьной клумбе одно цветущее растение, посадите его в горшок и ухаживайте за ним. Результаты наблюдений записывайте.
- Определите с помощью компаса, в каком направлении от вашего дома находится школа, магазин, сквер, лес.
- Начертите схемы реки с притоками и озера.
- Заполните сводную таблицу наблюдений.
Система практических работ и заданий имеет большое значение в проверке умений учащихся применять полученные знания на практике. Во II классе учащиеся могут показать части растения на живых объектах, выбрать те или иные веточки лиственных растений, продемонстрировать умение пользоваться термометром. В III классе учащиеся могут находить и показывать на карте географические объекты, читать карту по условным знакам, измерять расстояния между объектами. Давая в классе топографический диктант, учителя проверяют умение изображать направление на чертеже, знание условных обозначений и умение изображать их на бумаге. Учителя проверяют знания детей при демонстрации опытов индивидуально, когда опыт делает один из учеников, а остальные следят за его действиями, или фронтально, когда опыт проводит весь класс.
Во время проверки знаний учителя применяют работы графического характера, которые выражаются в умении изобразить объект природы схематично. Учащиеся рисуют схемы холма, реки, оврага, контуры различных деревьев, следов животных на снегу и т. п. Проверка знаний при помощи графических работ позволяет определить качество усвоения пройденного, осмысленность и умение выразить это наглядным образом.
Важно проводить проверку умений работать с простейшими приборами (компасом, термометром, флюгером). Проверка таких умений проводится не только в классе при выполнении практических заданий, но и во время домашней учебной работы, при проведении экскурсий, практических занятий на открытой местности, во время внеклассной работы.
Заключение.
Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих представлений и понятий всего класса, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.
Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.
Трудности проверки знаний путем опроса связаны с тем, что по программе 1—3 во II классе всего один урок природоведения в неделю, а в III классе - по два. Поэтому лучше комбинировать на уроках различные виды опроса: опрос по карточкам (письменно), фронтальный и индивидуальный устный опрос. Каждый вид опроса в отдельности имеет свои преимущества и недостатки.
Выставляя оценку за четверть или год, учитель учитывает результаты своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках природоведения, устного его опроса, общий уровень теоретических знаний и умений применять их на практике (прежде всего при работе с «Дневником наблюдений» и проведении практических занятий).
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что учителям на уроках природоведения следует проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.