Приведем пример работы с третьей неделей октября.
Первое обращение к дневнику: на этой странице дневника можно объединить работу со стихотворением, с картинкой осени и народной приметой. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и определить, совпадает ли содержание стихотворения с тем, что происходит в природе в настоящее время. Подчеркивается сходство и отличие явлений (какие птицы уже улетели, какие улетают сейчас, рано ли темнеет, часто ли замечали ветреную погоду, есть ли еще листопад), обсуждается, какое настроение вызывает это стихотворение у детей. Можно поддержать инициативу детей, если они захотят рассказать стихотворение об осени.
Далее детям предлагается рассмотреть предложенную в дневнике картину и нарисовать стаю улетающих птиц на фоне осенней природы, придумать название картины. Организуется обсуждение готовых работ: Как называется картина? Почему так? Стая, каких птиц, улетает на юг? Далеко ли они летят?
Поддерживается инициатива детей, которые делятся впечатлениями об увиденных стаях летящих птиц.
Затем педагог рассказывает детям народную примету: Если перелетные птицы летят низко к земле – это к морозной зиме, а если высоко – к теплой. Детям предлагается угадать, у кого на картинке ожидается теплая зима, а у кого морозная, объяснить почему?
В заключении дается задание: на прогулке в детском саду и с родителями понаблюдать улетающих птиц и поделиться своими впечатлениями.
Второе обращение к дневнику: В ходе наблюдения на прогулке предлагается заметить признаки первого заморозка: первый ледок на лужах, замерзшие росинки на траве, иней на крышах машин, на комочках земли.
Детские впечатления об увиденных признаках первых заморозков можно отразить в рисунках, мальчикам можно предложить тему рисунка: «Откуда берется лед?», а девочкам нарисовать «Ледовую страну». Детские объяснения и впечатления можно записать на обороте рисунков.
Третье обращение к дневнику можно провести в форме беседы в свободное время или на занятии на тему: «Перелетные и зимующие птицы». Детям предлагается объяснить Рите, почему одни птицы улетают на зиму, а другие остаются (для контроля детских высказываний воспитатель может пользоваться подсказкой в дневнике). Предлагается от имени Никиты объяснить причину отлета птиц. Для оживления образа Никиты и поддержания интереса детей предлагается использовать атрибуты: очки и лупу.
Далее от имени Никиты воспитатель предлагает рассмотреть картинку дневника и определить: названия нарисованных птиц, виды корма, какие птицы улетают и чем они питаются, могут ли эти птицы найти корм зимой и выполнить задание, описанное в дневнике.
Поддерживается инициатива детей по раскрашиванию картинки.
Четвертая неделя каждого месяца интересна тем, что в ней появляются рубрики: «Твоя Малая Родина» и «Лаборатория природы».
Дети старшего дошкольного возраста уже способны видеть маленькие экологические проблемы во взаимодействии человека и природы в привычных жизненных ситуациях (растение у дороги, покрытое копотью и грязью, мусор в водоемах, неубранный мусор у дороги, у остановки транспорта). В беседе с детьми воспитатель делает акцент на оценку таких явлений. Выполняя данное задание (четвертая неделя октября), дети могут составить «Жалобную книгу природы». Воспитатель не только разговаривает с детьми об экологических проблемах, но и старается подчеркнуть, как изменить эту ситуацию, кто и как может помочь природе. С детьми можно договориться о выполнении некоторых простых правил, например, стараться бросать мусор только в урну.
В этот период очень удачно можно сочетать конструирование из бросового материала и объяснить детям полезную направленность данной деятельности.
Рубрика «Лаборатория природы» посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей, которая может в конце месяца только набрать старт и являться направлением работы в течение еще некоторого времени.