Пример выполнения третьей задачи Киотского Протокола

  Развитая страна А Развивающаяся страна В
Обязательства по сокращению выбросов ПГ (млн т)
Затраты на одну тонну выбросов (долларов)
Итого затрат

Государственное регулирование природопользования в РБ не ограничивается участием в международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 г. Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.

В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Важнейшими принципами экологической политики определены:

§ поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;

§ снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);

§ защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;

§ социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;

§ расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический механизм природопользования. Стратегическими целями экологической политики РБ являются: создание благоприятной окружающей среды; улучшение условий и проживания и здоровья населения, обеспечение экологической безопасности.

Сохраняющиеся экологические проблемы связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, в том числе с длительным сроком пользования; старением действующих мелиоративных систем; неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья; низкой степенью утилизации отходов производства и потребления; усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы. Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств.

Общими направлениями осуществления экологической политики на период до 2020 г. являются:

- развитие механизма экономического природопользования;

- экономическая оценка природных ресурсов и определение ущерба, связанного с их использованием;

- лицензирование видов деятельности;

- развитие мониторинга окружающей среды.

Необходимость решения этих проблем определяет стратегическую цель экологической политики РБ на очередное пятилетие: обеспечение качества окружающей среды; сохранение целостности природных экосистем; устойчивое ресурсосбережение; обеспечение экологической безопасности в интересах нынешних и будущих поколений.

Согласно Программе социально-экономического развития РБ на 2006–2010 гг. необходимо обеспечить:

· приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;

· совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей;

· создание системы экологического страхования;

· дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;

· экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;

· безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнения, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.

Методы регулирования природопользования условию делятся на нормативно-правовые, организационно-административные, финансово-экономические.

Правовые методы включают законы, правовые акты и т.д. Важнейшими являются: Конституция РБ, где в ст.46 выделена экологическая функция государства; законы: «Об охране окружающей среды» 1992 г., «О праве собственности на землю», «О государственной экологической экспертизе», «Об охране использования животного мира»; земельный и водный Кодексы и т.д.

Регламентация хозяйственной деятельности, ограничивающая воздействие на природную среду, определяется также нормативными методами регулирования. Большую роль играет кадастровая оценка ресурсов. Кадастр – систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов и явлений, в ряде случаев с их экономической оценкой. В настоящее время ведется множество кадастров: земельные, почвенные, водные, лесные. Также в республике действует система реестров: реестр природно-заповедных территорий и объектов (заповедников, национальных парков, памятников природы) и реестр загрязнителей, в котором ведут учет загрязнителей, выбросов, сбросов, захоронений, даются качественные и количественные показатели.

К организационно-административным методам регулирования природопользования относят: регламентацию хозяйственной деятельности; мониторинг объектов природной среды и ресурсов; контроль за соблюдением стандартов и нормативов; лицензирование и разрешительную деятельность; государственную экологическую экспертизу.

Финансово-экономические методы природопользования построены на принципе платности природопользования, который действует через систему платежей, налогов, штрафов. Принцип платности заключается в том, чтобы пользование природными ресурсами направить на решение экономических и экологических задач, повысить заинтересованность в их эффективном использовании, формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов. В Республике Беларусь действует плата за землю, за использование недр, за пользование водными объектами, лесными ресурсами и т.д. Порядок установления оплаты состоит из трех этапов: определения базовых нормативов платы; дифференцированных нормативов; конкретных размеров платы за загрязнение.

Ограниченность природных ресурсов вызывает необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем самом заложена основа для устранения этих противоречий.

Поэтому необходимо комплексное решение хозяйственных проблем с учетом требований природной среды и наоборот. Противостояние экономики и экологии должно решаться в современных условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений.

Основные выводы

1. Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражение в ценах. Эти эффекты являются «внешними» по отношению к рыночным ценам и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.

2. Различают: совокупные внешние издержки – совокупный ущерб, наносимый третьим лицам; предельные внешние издержки – дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, не оплачиваемые производителем и перекладываемые на третьих лиц; предельные общественные издержки, равные сумме предельных издержек производства фирмы и предельных внешних издержек.

3. Формы внешних эффектов многообразны. Различают: отрицательные и положительные внешние эффекты; технологические и денежные; экстерналии производства, потребления, смешанные (производство – потребление, потребление – производство); предельные и интрамаржинальные; Парето-непротиворечивые и Парето-противоречивые; позиционные, сетевые, интернализируемые государством или рынком.

4. Не отражаясь в рыночной цене блага, внешние эффекты искажают информацию об издержках и выгодах, что приводит к неэффективному использованию ресурсов, связанному с недопроизводством благ с позитивными внешними эффектами и перепроизводством с отрицательными внешними. Негативные внешние эффекты возникают вследствие занижения цены блага из-за различий в уровне частных и общественных предельных выгод. Положительные внешние эффекты возникают вследствие недостаточного спроса на благо из-за различий в уровне частных и общественных предельных выгод.

5. Причиной существования внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы, что приводит к искажению стоимости ресурса для альтернативных способов его использования.

6. Условием устранения потерь эффективности, вызванных внешними эффектами, является обеспечение равенства между общественными предельными издержками и общественными предельными выгодами.

7. Существует 2 альтернативных подхода к интернализации внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии Пигу и формирование рынка права собственности Коуза.

8. Использование на практике теории внешних эффектов связано с экологическим регулированием, где основными методами регулирования являются административные и экономические.

Основные понятия

Внешние издержки, выгоды

Внешние эффекты

Денежные внешние эффекты

Интернализация внешних эффектов

Интрамаржинальные внешние эффекты

Корректирующие налоги

Корректирующие субсидии

Лицензии

Механизм «компенсаций»

Механизм «кредитования»

Мониторинг

Общественные издержки, выгоды

Отрицательный внешний эффект

Парето-непротиворечивые внешние эффекты

Позиционный внешний эффект

Положительный внешний эффект

Права собственности

Предельные внешние эффекты

Рынки прав на загрязнение

Сетевой внешний эффект

Теорема Коуза-Стиглица

Технологические внешние эффекты

Трансакционные издержки

Частные издержки, выгоды

Экологические стандарты

Экстерналии производства, потребления

Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды

Вопросы для самопроверки

1. В чем выражается влияние внешних эффектов на рыночный обмен?

2. Каковы причины возникновения внешних эффектов?

3. В чем сущность интернализации внешних эффектов?

4. В чем сущность теоремы Коуза?

5. Каковы примеры практического применения теории внешних эффектов?

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли утверждать, что предельная общественная выгода уменьшения загрязнения в густонаселенных районах выше, чем в малонаселенных?

2. Как правительственная политика, направленная на борьбу с загрязнениями, влияет на занятость и цены продукции в отраслях, где эта политика осуществляется?

3. Можно ли на основании теории внешних эффектов объяснить более быстрый рост сферы услуг по сравнению с промышленностью?

Задачи и тесты

1. Важная экономическая функция прав собственности:

а) упорядочивать социальные взаимодействия;

б) давать стимулы для превращения внешних эффектов во внутренние;

в) снижать потери граждан от внешних эффектов.

2. При отрицательном внешнем эффекты третьи лица несут издержки:

а) да; б) нет.

3. При положительном внешнем эффекте третьи лица получают полезность:

а) да; б) нет.

4. Введение корректирующего налога оказывает понижающее воздействие на цены:

а) да; б) нет.

5. Продажа лицензий на право загрязнений окружающей среды определенным количеством выбросов способствует их сокращению:

а) да; б) нет.

6. Предельные общественные издержки равны:

а) ущербу, наносимому третьим лицам;

б) дополнительным внешним издержкам;

в) сумме индивидуальных и внешних предельных издержек;

г) совокупной полезности.

7. Корректирующая субсидия:

а) повышает цену продукта;

б) понижает обмен выпуска;

в) трансформирует внешний эффект во внутренний.

9. Преимущества рынка прав на загрязнение перед законодательным установлением стандартом по вредным выбросам связывается с тем, что такой рынок позволяет сократить загрязнение, прежде всего, тех источников, у которых издержки по устранению выбросов являются наименьшими:

а) да; б) нет.

10. Вблизи поселка расположен аэропорт. Ежесуточно выполняется 10 рейсов. В связи с расширением потока пассажиров руководство аэропорта собирается ввести 11-й рейс в сутки, который (в связи с ограниченной пропускной способностью аэропорта) может осуществляться лишь поздно вечером. Введение дополнительного рейса принесет валовой доход аэропорту в размере 1500 ден.ед. в день, при этом издержки на его организацию составят для аэропорта 1000 ден.ед. в день. Однако вечерний рейс причинит серьезные неудобства обитателям поселка, негативно сказываясь на их отдыхе и, следовательно, на их производительности. Уменьшение производительности обитателей поселка на своих рабочих местах приведет к снижению их совокупного дохода на 800 ден. ед. в день. Будет ли организован 11-й рейс в сутки, если учесть, что:

а) жители обладают правом на запрещение полетов над поселком;

б) аэропорт обладает правом на беспрепятственную организацию полетов?

Литература

1. Современная политическая экономия. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ.: В 2-х т. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

5. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.

Наши рекомендации