Об охране окружающей среды в Ростовской области

Настоящий Областной закон в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" регулирует отношения, связанные с охраной окружающей среды в Ростовской области.

Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства в Ростовской области являются основой жизнедеятельности населения, проживающего на ее территории, и подлежат охране, рациональному использованию и сохранению для последующих поколений.

На территории Ростовской области органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица руководствуются принципами охраны окружающей среды, определенными Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

К объектам, подлежащим охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, уничтожения и других негативных воздействий, относятся:

а) земли, недра, почвы;

б) воды;

в) леса и иная растительность;

г) животные и иные организмы;

д) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы;

е) естественные экосистемы и природные ландшафты и комплексы;

ж) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры и фауны;

з) особо охраняемые природные территории, определенные законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

На территории Ростовской области деятельность по охране окружающей среды осуществляют Законодательное Собрание Ростовской области и Правительство Ростовской области в пределах своей компетенции.

14. Понятие экологического правоотношения и его виды.

Экологическое правоотношение - это регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются или прекращаются в этой сфере.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

- они складываются на основе норм экологического права;

- субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей;

- носят сознательно-волевой характер;

- гарантируются государством.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные экологические правоотношениянаправлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения.

Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона.

Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

Правоотношения в экологической сфере отличаются наличием обязательных элементов: субъект, объект, правовые нормы.

15. Субъекты экологических правоотношений.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Виды субъектов:

§ Публичные субъекты:

· РФ

· Субъекты РФ

· Муниципальные образования

· Высшие органы гос.власти:

¨ Президент

¨ Фед.Собрание

¨ Правительство

· Спец.уполномоченные гос.органы в области охраны окр.среды и природопользования

· Представительные и исполнительные органы гос.власти субъектов РФ

· Органы МСУ

§ Частные субъекты:

· Граждане РФ

· Иностр.граждане

· Лица без гражданства

· ИП

· Общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в том числе российские отдельные международные неправительственные экологические объединения.

16. Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные районы и т. д.

Особенности содержания экологических правоотношений находятся в зависимости от природного объекта, в отношении которого они возникают. Исходя из того различают права и обязанности в земельном, водном, лесном и недренном правоотношениях, которые связаны с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр. При этом особо выделены отраслевые права и обязанности, которые направлены на защиту отдельных природных объектов. Однако наряду с отраслевыми существуют и комплексные полномочия. Они устанавливают права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Такими полномочиями наделены специальные органы государства по охране природной среды и хозяйствующие субъекты – природопользователи, которые используют природу для выполнения своих практических задач.

17. Содержание экологических правоотношений.

Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения.

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

18. Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события.

Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки.

Юридические акты - действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий.

Юридические поступки - это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение.

События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления - землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

19. Право граждан на благоприятную окружающую среду.

Конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду - это предмет правового регулирования правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области охраны окружающей среды.

Конституция закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

20. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Право на информацию вообще является основополагающим правом личности и закреплено в ст. 19 Всеобщей Декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

Конституция РФ не только в наиболее общем виде провозгласила право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, но и закрепила положение о том, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Статья 24 гласит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. А статья 41 Конституции РФ предусматривает ответственность в соответствии с федеральным законом за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды установлено в федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и в других нормативных правовых актах как Российской Федерации, так и субъектов РФ.

21. Экологические права и обязанности граждан.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологические права человека:

§ право на благоприятную окружающую среду;

§ право на достоверную информацию о ее состоянии;

§ право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В части второй ст. 24 Основного закона записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 (в ред. от 10.01.2003) предусматривает защиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф, информацию о безопасности населенных пунктов.

Права и обязанности (полномочия) граждан в области охраны окружающей природной среды установлены ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды".

Права граждан:

• создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Обязанности граждан:

§ сохранять природу и окружающую среду;

§ бережно относиться к природе и природным богатствам;

§ соблюдать иные требования законодательства

22. Права общественных объединений граждан в области охраны окружающей среды.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

23. Гарантии реализации экологических прав граждан.

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан.

Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст.26).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан – необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан:

а) самозащиту

б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту.

24. Защита экологических прав граждан.

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. В связи с закреплением в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия российских законов, других нормативных правовых актов, заключаемых договоров Конституции РФ.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу.

25. Понятие и значение права собственности на природные ресурсы.

Под понятием права собственности на землю и иные природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст.ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах, т.е. право собственности в объективном смысле. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности – т.т право собственности в субъективном смысле. В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками. На основании всего вышесказанного целесообразно сделать вывод, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого другого правоотношения собственности.

Делится на виды:

Государственная,

Частная,

Муниципальная

26. Формы права собственности на природные ресурсы. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы.

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:

- отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);

- только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);

- при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

27. Право государственной собственности на природные ресурсы.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

К федеральным природным ресурсам могут относиться:

• земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны;

• земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами;

• виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

• месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

• водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

• иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

28. Право муниципальной собственности на природные ресурсы.

Право муниципальной собственности на природные ресурсы устанавливается в общем виде ст. 9 Конституции России и рядом законов.

В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

В земельном законодательстве объекты муниципальной земельной собственности не определены. Вне федеральной земельной собственности земли принадлежат субъектам РФ.

Водный кодекс РФ прямо установил право муниципальной собственности на водные объекты. В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд.

Лесной кодекс РФ не устанавливает непосредственно права муниципальной собственности на леса.

В собственности муниципальных органов могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения.

29. Защита права собственности на природные ресурсы.

Способы защиты права собственности на природные ресурсы определяются законодательством. Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом.

Наиболее широкий выбор способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Защита таких прав осуществляется путем:

• признания права;

• самозащиты права;

• присуждения к исполнению обязанности в натуре;

• возмещения убытков;

• взыскания неустойки;

• компенсации морального вреда;

• прекращения или изменения правоотношения;

• неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

30. Понятие права природопользования.

Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования.

Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», Федеральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

· право землепользования,

· право недропользования,

· право водопользования,

· право пользования атмосферным воздухом,

· право лесопользования,

· право пользования растительным миром вне лесов,

· право пользования животным миром.

31. Право общего природопользования.

При установлении основ общего природопользования законодатель исходит из следующих критериев:

1. субъектами общего природопользования в большинстве случаев являются физические лица, осуществляющие природопользование для собственных нужд,

2. общее природопользование не предполагает значительного воздействия на окружающую среду.

Та, граждане имеют право свободно находиться в лесах, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, лекарственные растения, участвовать в культурно-оздоровительных мероприятиях. Граждане имеют право свободно использовать водные объекты для собственных нужд без применения технических средств и устройств. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Собственники, владельцы земельных участков могут свободно добывать общераспространенные полезные ископаемые и строить подземные сооружения для собственных нужд на глубину до 5 м, а также устраивать и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первый водоносный горизонт.

32. Право специального природопользования.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, выдаваемых соответствующими государственными органами. Оно носит целевой характер и предполагает значительное воздействие на окружающую среду.

Специальное природопользование — это направленное на удовлетворение экономических интересов природопользователей использование природных ресурсов, осуществляемое в соответствии с разрешительной системой регулирования природопользования и предполагающее, как правило, выделение природного объекта в обособленное пользование отдельным субъектам.

Специальное природопользование реализуется в формах комплексного природопользования и специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Имеются следующие виды специального природопользования:

• особое водопользование (ст. 87 ВК. РФ) — водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, по решению Правительства РФ могут предоставляться в особое пользование: для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд;

• пользование водными объектами для сброса сточных вод (ст. 144 ВК РФ);

• пользование атмосферой — для выброса загрязняющих веществ

предприятиями и иными стационарными источниками (ст. 15—22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

33. Объекты и субъекты права природопользования.

Объектом права природопользования могут являться лишь те природные объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном правовом порядке. Такими объектами являются земля, недра, водные объекты, животный мир, леса. В предмет права природопользования не входят, например, отношения пользования атмосферным воздухом для дыхания, пользование солнечной энергией для удовлетворения физиологических потребностей. Эти отношения составляют предмет регулирования природоохранительного права

Субъектами права природопользования могут быть юридические лица и граждане.

Право природопользования производно от права собственности на природные ресурсы. Природопользователи осуществляют свое право либо в силу принадлежащего им права собственности на природный объект, либо на основе предоставляемого собственником природных ресурсов титульного права пользования природным объектом, например, права аренды, права постоянного или временного пользования и т. д.

34. Права и обязанности природопользователей.

Права и обязанности субъектов специального природопользования нашли детальное отражение в соответствующем законодательстве. Так, природопользователи вправе:

1. осуществлять право пользования природными ресурсами в пределах, установленных законодательством, соответствующим решением, договором, самостоятельно определяя формы своей деятельности,

2. получать информацию о состоянии используемых природных ресурсов в предусмотренном законом порядке,

3. в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка возводить строения и сооружения, проводить культуртехнические и мелиоративные работы, сооружать пруды и иные закрытые водоемы с учетом установленных законодательством требований,

4. осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.

Установленные законодательством обязанности природопользователей призваны детализировать, подробно регламентировать порядок исполнения конституционно закрепленных обязанностей охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природопользователи обязаны:

1. соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды, установленных нормативов, условия лицензий и заключенных на их основе договоров,

2. осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природных ресурсов,

3. своевременно вносить установленные законодательством платежи за пользование природными ресурсами,

4. не допускать нарушений прав иных природопользователей,

5. выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

35. Понятие и содержание организационного механизма (управления) в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Экологическое управление — совокупность общественных отношений, возникающих между управляющим субъектом и управляемым субъектом по поводу соблюдения экологического законодательства, обязательных экологических требований. В качестве управляющих субъектов в экологическом управлении могут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении экологического управления на предприятии.

В качестве управляемых субъектов выступают граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязанные соблюдать обязательные экологические требования, выполнять предписания органов государственного или муниципального управления.

Система органов управления окружающей средой представляет собой совокупность организационных форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компетенцией, занимающих определенное место и имеющих связи в политической системе, направляющих свои усилия на осуществление основных управленческих функций. Она строится из двух основных подсистем - общего и специального управления.

Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, делятся по своему статусу на общие и специальные, по масштабам деятельности - на федеральные и территориальные (субъектов РФ).

36. Виды управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление.

Общественное управление. Данный вид управления осуществляется общественными организациями и гражданами. Участие общественных организаций и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экспертизы, экологического контроля.

Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему эколого-правовых требований. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами непосредственно предприятия, с учетом его специфики.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом.

Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Государственные органы занимают особое место и обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению.

37. Система органов управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

· органы общей компетенции;

· специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;

· иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

· Президент России;

· Правительство России;

· правительства (администрация) субъектов РФ.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

· федеральные министерства;

· федеральные агентства;

· федеральные службы.

38. Специально уполномоченные государственные органы в области управления природопользованием и охраной окружающей среды.

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

· федеральные министерства;

· федеральные агентства;

· федеральные службы.

В соответствии с указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 "Структура федеральных органов исполнительной власти" (в ред. указа Президента РФ от 30 мая 2008 г. №863) в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

2. Министерство сельского хозяйства РФ

3. Министерство экономического развития РФ

4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

5. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

7. Федеральное агентство лесного хозяйства.

39. Понятие и основные характеристики технического регулирования.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

Принципы технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

единой системы и правил аккредитации;

единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

40. Понятие экологического нормирования и виды экологических нормативов.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Виды нормативов:

· Нормативы качества окружающей среды

· Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

· Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов

· Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

· Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду

· Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

· Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

41. Экологическая сертификация.

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации.

.

42. Экологическая стандартизация.

Экологическая стандартизация - это установление показателей предельно допустимого влияния на окружающую среду. Учитывают при этом загрязнение окружающей природной среды (ОПС) - наиболее распространенное и опасное отрицательное воздействие. Нормативы качества ОПС разделяются на группы: экологические, санитарно-гигиенические и комплексные.

К экологическим нормативам относят нормативы выбросов вредоносных веществ. При помощи них устанавливаются требования к источнику вредного влияния, ограничивается его деятельность пороговой величиной выброса.

Санитарно-гигиенические показатели - наиболее разработанные нормативы качества ОПС. Цель их создания - определить показатели качества окружающей человека среды по отношению к его здоровью. К таким нормативам относят нормативы предельно допускаемых концентраций (ПДК) химических и биологических вредоносных веществ, физических воздействий, нормативы защитных, санитарных зон, нормативы предельно допускаемых уровней (ПДУ) воздействия радиации и др.

43. Правовые основы, содержание и этапы оценки воздействия на окружающую среду и ее место в механизме экологического права.

Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа:

1) уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

2) проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

3) ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний;

4) подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

44. Понятие экологической экспертизы. Законодательство в области экологической экспертизы. Виды экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Виды экологической экспертизы

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

45. Принципы и порядок проведения экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды

2) проекты федеральных целевых программ,

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности;

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза объектов проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе.

Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, но не должен превышать шесть месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

46. Общественная экологическая экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

47. Понятие, виды и задачи экологического контроля.

48. Государственный экологический контроль.

49. Органы государственного экологического контроля и их полномочия.

Наши рекомендации