Ситуационные задачи для разбора на занятии. Оцените физическое развитие:
Оцените физическое развитие:
1) Девочка 10 лет 5 мес. Рост 142 см, вес 34 кг, окружностью грудной клетки (ОГК) 59 см.
2) Мальчик 12 лет 6 мес: 147 см, 48 кг, 85 см. Девочка 10 лет 5 мес.: 142 см, 43 кг, 80 см
3) Мальчик 13 лет 6 мес: 150 см, 50 кг, 86 см. Мальчик 6 лет 3 мес.:125 см, 30 кг, 62 см.
4) Мальчик 12 лет 5 мес.: 145 см, 38 кг, 66 см. Девочка 10 лет 5 мес.: 142 см, 34 кг, 59 см.
5) Девочка 8 лет 4 мес.: 130 см, 21 кг, 60 см. Мальчик 11 лет 9 мес.: 132 см, 33 кг, 65 см.
Рекомендуемая литература: Основная литература:
1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
- Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011 г.
- Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011 г.
Дополнительная литература:
- Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010 г.
- Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
- Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009 г.
Методические рекомендации подготовлены:_ст. преподавателем Патуровой И.Г._________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №_____ от «____________»
Зав. кафедрой:_ д.м.н., профессор Камакин Н.Ф.______________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра_ нормальной физиологии
Методические указания для студентов_2_ курса
Специальности (направлению подготовки)_ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
к практическому занятию по дисциплине__ ЭКОЛОГИЯ
Тема: 8. Расы. Интеллектуальная деятельность в различных экологических условиях.
Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний об основных расах.
Задачи:1. Изучить взаимосвязь типов конституций и рас.
2. Рассмотреть интеллектуальное развитие, интеллектуальную деятельность в различных экологических условиях.
3. Рассмотреть понятие о здоровом образе жизни.
4. Изучить организацию охраны здоровья населения.
Студент должен знать:
1) до изучения темы: некоторые характеристики расовой принадлежности.
2) после изучения темы: расы и подрасы, их характеристики, иммунологические проблемы.
Студент должен уметь: оценивать функциональную асимметрию мозга.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль. Решение ситуационных задач.
2. Беседа по теме занятия.
Конституция и расы. Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных экологических условиях. Иммунологические проблемы. Понятие о здоровом образе жизни. Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.
3. Практическая работа.
Лабораторная работа «Оценка функциональной асимметрии мозга».
Цель работы:Оценить функциональную асимметрию мозга.
Ход работы:
Тест 1.
Посмотрите внимательно на рис. 1, где изображены две «рожицы». Какая изних Вам кажется веселой? Если левая, то у вас преобладает правое полушарие, если правая, то у вас доминирует левое полушарие.
Тест 2.
1. Проба на «переплетение пальцев». Переплетите пальцы рук. Большой палец какой руки оказался сверху? (отметьте для себя буквой Л - левая или П – правая; то же самое для других заданий).
2. Проба Розенбаха. Определите ведущий глаз. Для этого возьмите лист бумаги размером 6×10 см, в центре сделайте в нем отверстие 1×1 см. Держа на расстоянии 30-40 см от глаз, зафиксируйте на расстоянии 2-3 м любой предмет через это отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно правый и левый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом. Отметьте Л или П.
3. Проба «поза Наполеона». Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
4. Изобразите «бурные аплодисменты», ладонь какой руки оказалась сверху? Отметьте Л или П.
В зависимости от получившейся комбинации букв определите доминирующий тип межполушарной асимметрии в соответствии со следующим заключениями.
ПППП – ориентация на общепринятое мнение, стереотипы. Это консервативный тип характера с наиболее стабильным (правильным) поведением.
ПППЛ – неуверенный консерватизм, слабый темперамент, не решительность.
ППЛП – такому человеку присущи следующие качества: решительность, кокетство, чувство юмора, активность, энергичность, артистизм. Сильный тип характера, людей со слабым типом не воспринимает.
ППЛЛ – редкий и самостоятельный тип характера. Близок предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче.
ПЛПП – деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт в «лоб», у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.
ПЛПЛ – самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны как с необходимостью идти на конфликт, так подверженностью различным влияниям. Как правило, встречается только у женщин.
ПЛЛП – склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Как правило, встречается только у женщин.
ПЛЛЛ – непостоянный и независимый тип характера. Основнаячерта – аналитичность. Встречается очень редко.
ЛППП – один из наиболее часто встречающихся типов характера с адаптацией к различным условиям. Основная черта – эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется прежде всего, в стратегических вопросах жизни – брак, образование и т.д. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
ЛППЛ – тип «маленькой королевы». Требует особо тщательного к себе отношения, в меньшей степени проявляет мягкость, настойчивость, уступчивость стороннему влиянию.
ЛПЛП – самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению, для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявить настойчивость, но иногда она переходит в «зацикливание» на второстепенных целях. Сильная индивидуальность. Обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
ЛПЛЛ – сильный, но ненавязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта – внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
ЛЛПП – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость (основные черты). Это очень редкий тип и в основном встречается у женщин.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят тому, что под влиянием эмоций они часто принимают непродуманные решения. В общении с ним важны дополнительные «тормозные механизмы».
ЛЛЛЛ – люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по-новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.
Сравните, совпадают ли результаты первого и второго теста.
Тест 3.
Проба Т.К. Чернаенко, Б.В. Блинова на психологическую пригодность к управленческой деятельности.
1. Поставьте на первое место результаты пробы Розенбаха определение ведущего глаза: Л или П.
2. Поставьте на второе место результаты пробы «переплетение пальцев»: Л или П.
3. Поставьте на третье место результат пробы «поза Наполеона»: Л или П.
4. Проанализируйте сочетания и сравните с предложенными заключениями.
ПЛП – высокий уровень психологической пригодности к менеджерской деятельности. Люди такого типа – более гибки и адаптивны, спокойно относятся к переменам.
ППП и ЛЛЛ – достаточный уровень психологической пригодности к менеджерской деятельности.
ПЛП и ППЛ – низкий уровень психологической пригодности к менеджерской деятельности. Обладатели данного типа более тревожны, нервозны адаптивны. У них сильнее выражено стремление к доминированию.
Межполушарная асимметрия мозга.
В левом полушарии коры головного мозга локализуются функции: речь, чтение, счет, слух (правое ухо), правая рука – движение, осязание, память на слова. Школа тренирует левополушарную логику. Левому полушарию принадлежит ведущая роль в преобладании положительных эмоций, логических рассуждений. Здесь принимается, перерабатывается, анализируется сложная речевая, знаково-символическая абстрактная информация. Проявляется способность считать, писать, играть в шахматы, изучать правила, теоретические сведения, читать схемы, карты, анализировать предметы и явления, расчленяя их на отдельные элементы, составлять логические цепочки.
Правое полушарие (чувственное). В правом полушарии коры головного мозга локализуются функции: музыкальность, ориентация в пространстве, слух(левое ухо), левая рука – движение, осязание, восприятие геометрических, художественных и музыкальных образов, конкретно-образное мышление,память на предметы, события, картины природы. Преобладают эмоции грусть,тоска, печаль. Правополушарность тренируется с помощью образного мышления, мира живой природы, музыки, художественных произведений, общения со зверюшками.
Коррекция межполушарной асимметрии
Левое полушарие доминирующее | Правое полушарие доминирующее |
Ведущую роль играет в организации тревожной активности, побуждающей человека к поисковой деятельности, к преодолению препятствий. Вносит свою лепту в формирование положительных эмоциональных реакций. Информационная включенность в деятельность человека, перерабатывает информацию внешнего мира. Необходимо больше «нагружать» правое полушарие, шире использовать мир живой природы, музыку, художественные произведения, увлекательные прогулки | Ведущую роль играет в формировании астенических отрицательных эмоций (грусть, тоска, печаль). Энергетическое – ориентировано на генерализацию психической деятельности. Оригинальное видение окружающего мира. Интуиция. Необходимо создавать больше положительных эмоций. Развивать интуицию и умение образно мыслить, распознавать целое по частям. Развивать конкретно-образное мышление. Образное движение правой и левой рук. Оценивать простые речевые и знаковые сигналы |
Люди со смешанным типом регуляции два Л и два П в любом сочетании называются амбиверты. У них скрытая леворукость может проявиться в экстремальных условиях и при занятиях спортом. Для гармонизации личности необходимо в равной степени развивать оба полушария, т.к. левое оперирует дискретными понятиями, а правое обеспечивает целостное, систематическое, аналоговое описание мира.
Результаты: Оформляются в тетради.
Выводы: Подводятся итоги о межполушарной асимметрии мозга.