Плата за лесные пользования

В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь лесные пользования являются платными, за исключением:

- общего лесопользования;

- пользования участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях.

Размер платы за лесные пользования исчисляется юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, исходя из утвержденных такс (размеров платы), а также цен и объемов лесных пользований.

Плата за лесные пользования остаются в распоряжений организаций лесного хозяйства и направляются на финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства.

3. Платежи в области охраны и использования растительного мира

регулируются Законом Республики Беларусь «О растительном мире» (2003 в редакции 2009 г.).

Установлены следующие виды платежей:

- за специальное пользование объектами растительного мира;

- удаление объектов растительного мира;

- ввоз или вывоз дикорастущих растений, их частей или дериватов;

- выдачу разрешений в области обращения с объектами растительного мира.

Средства, поступающие в счет платежей за удаление объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, используются только на озеленение, воспроизводство объектов растительного мира, выполнение мероприятий, направленных на охрану и защиту объектов растительного мира.

Платежи в области охраны и использования животного мира.

установлены в соответствии с Законом Республики Беларусь «О животном мире» (2007 в редакции 2009 г.) и взимаются в следующих формах:

- экологического налога (плата за добычу (изъятие) виноградной улитки, личинок хирономид );

- государственной пошлины за предоставление права на охоту;

- платы за пользование объектами животного миром (промысловая охота и рыболовство, закупка диких животных);

- платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий.

Арендная плата.

взимаетсяв размере, определяемом договором аренды, за использование:

- земельных участков;

- участков лесного фонда (для ведения охотничьего хозяйства в охотничьих угодьях);

- водных объектов (для ведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях).

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПП

Основными инструментами экологического регулирования ведущих западных странявляются:

1) Платежи за загрязнение ОС: выплата предприятиями-природопользователями определённых сумм в бюджет государства за «услуги» разбавления и ассимилирования их отходов, сбросов сточных вод в водоёмы, выбросов в атмосферу, за складирование твёрдых отходов.

2)Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями: это плата за услуги местных органов власти. (стоки, твёрдые отходы).

3) Ресурсные платежи: плата за право пользования ПР, их воспроизводство и охрану.

4) Экологический налог в ценах на продукцию: надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на ОС. Служит средством вытеснения с рынка экологически «грязных» продуктов и технологий.

5) Дифференциация налогов на прибыль: система применения льготных налогов для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию, и завышенных нормативов налога для предприятий, которые выпускают «грязную» продукцию.

6) Субсидии: государственная помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий.

7) Экологическое страхование: страхование экономической ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам в связи с аварийным и внезапным загрязнием ОС.

УЩЕРБ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОС

Под ущербом, наносимым окружающей среде, понимают фактические или возможные потери, возникающие в результате каких-либо событий или явлений, в частности, негативных изменений в природной среде вследствие антропогенного воздействия, или дополнительных затрат на компенсацию этих убытков.

По особенностям возникновения (проявления) ущерб может иметь прямой и косвенный характер. Количественная оценка ущерба может быть представлена в натуральных, балльных и стоимостных показателях.

По характеру проявления различают следующие виды ущерба:

- экономический (потери от недополучения продукции);

- социально-экономический (рост заболеваемости экономически активного населения, снижение трудового потенциала);

- социальный (снижение продолжительности жизни);

- экологический (исчезновение биологических видов).

Под экономическим ущербом от загрязнения окружающей среды понимается стоимостная оценка фактических и возможных убытков, обусловленных воздействием загрязнения. Оценка экономического ущерба может быть выполнена методом прямого счета как сумма величин убытков у всех объектов, подвергшихся воздействию вредных выбросов. Применяется следующая последовательность расчетов: выбросы вредных примесей из источников их образования; концентрация примесей в атмосфере (водоеме); натуральный ущерб; экономический ущерб.

Первая стадия расчетов содержит анализ объемов и структуры выбросов. На втором этапе для измерения концентрации выбросов проводится расчет рассеивания вредных примесей. На третьем этапе оценивают натуральный ущерб от загрязнения окружающей среды. На четвертом этапе осуществляется оценка натуральных изменений в стоимостном выражении.

Экономическая оценка экологического ущерба определяется потребностью общества в их соизмерении с затратами, необходимыми для предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду. Классификация экологического ущерба по характеру и степени его проявления осуществляется на основе экономической оценки воздействия антропогенных факторов на окружающую среду.

Социальный ущерб — это ущерб, наносимый здоровью людей загрязнием воздуха, экологически неблагополучными продуктами питания, питьевой водой плохого качества, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения и жизнедеятельности в целом.

Социальные потери можно условно подразделить на восполнимые и невосполнимые. Социальные ущербы в части восполнимых потерь могут быть измерены в стоимостных показателях. Так, можно определить прямые расходы в здравоохранении и соцобеспечении: на оплату больничных листов, затраты на лечение (амбулаторное или стационарное), а также потери производства от невыходов на работу. Невосполнимый социальный ущерб – это ущерб, который невозможно оценить стоимостными показателями, как-то: потеря здоровья, досрочный уход на пенсию по состоянию здоровья, сокращение продолжительности жизни, психологический дискомфорт и т.п.

Но наибольший практический интерес представляет определение совокупного (суммарного) ущерба региону вследствие загрязнения и истощения ОС, который складывается из экономического и социального ущербов.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА - ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОД) И ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (ПОМ)

Усиление природоохранного аспекта природопользования привело к возникновению нового понятия - «экологическая сфера».Возникновение экологической сферы вызвано не выпуском новых видов продукции, а необходимостью выполнения обязательных производственных функций по охране природы и целенаправленного решения возникающих в обществе экологических проблем. Экологическая сфера – это не окружающая природная среда, а природоохранный труд, связанный с ее воспроизводством.

Природоохранная деятельность (ПОД)— процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.

Природоохранное мероприятие (ПОМ) — часть природоохранной деятельности, направленная на существенное улучшение состояния окружающей среды, осуществляемая в определенном временном интервале.

В соответствии с “Классификатором видов ПОД и затрат на охрану ОС” выделяют две формы ПОД:

1.Текущая ПОД – направлена на достижение стабильности или улучшение состояния ОС. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения.

2.Природоохранные мероприятия (ПОМ) – деятелтьность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния ОС или создания условий для ее улучшения. Результатом ПОМ может быть создание основных фондов природоохранного назначеияя.

В классификаторе указаны наиболее характерные виды ПОД:

охрана атмосферного воздуха;

охрана водных ресурсов;

охрана земель и недр;

охрана биоразнообразия и ландшафтов;

специальные сферы ПОД (борьба с шумом, вибрацией и т.д.);

управление и контроль в области ПОД.

На ПОМ в РБ расходуется значительная часть капитальных вложений. В среднем по промышленности они составляют 3% общих капиталовложений.

Основная часть капвложений экологического назначения в РБ идет на охрану и рациональное использованиее водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений. Расходы, необходимые для стабилизации экологической обстановки, должны быть соизмеримыми с оценкой ущерба от загрязнияя среды. Такие средства пока не могут быть выделены ввиду отсутствия экономических возможностей, однако, в дальнейшем обществу придется выделять для ликвидации негативных экологических последствий антропогенной деятельности все более значительнуюю часть своего нацтонального дохода.

К текущим затратам на ПОД относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природозащитного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окрОС. В состав текущих затрат на содержание и обслуживание основных фондов входят ежегодные затраты на зарплату обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетические расходы, затраты на реагенты.

Выбор ПОМ требует всестороннего экономического обоснованияя экологических затрат, что имеет особо важное значениее при ограниченности государственных средств и необходимости их использования с наибольшей отдачей в условияхях перехода к рыночным отношениямям.

СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОД

Система финансирования ПОД начала складываться в РБ еще в период существованияя плановой экономики.

В планах социально-экономического развития определялись мероприятия и намечались задания по их выполнению. Эти задания ставились на всех уровнях: республиканском, обласном, районом, уровне предприятий, организаций.

Система планированияя соответствовала системе финансирования и фондирования ПОМ. Финансы и материальные ресурсы выделялись целевым назначением. Источник средств – госбюджет. Из него также выделялись бюджеты областей, министерств, ведомств и предприятий на охрану природы.

Предприятия могли финансировать ПОД из своей прибыли, но она также строго планировалась, а, следовательно, также была проводником госбюджета.

Грамотная реализация идей функционирования целевых природоохранных (экологических) фондов позволяет устранить многие недостатки действовавшей прежде системы финансирования, в частности, слабый учет местной специфики финансируемых объектов и необходимых пропорций в выделении средствв на отдельные направления охраны ОС.

Механизм образования фондов содействует увеличению притока средств и частичному самофинансированию природоохранных работ за счет платежей предприятий за загрязнения.

В РБ целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990г., а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом РБ "Об охране окружающей среды" (1992), который четко определил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране ОС:

- республиканский и местные бюджеты;

- средства юридических лиц, добровольные взносы населения, иностранных граждан и иных источников;

- республиканский, местные внебюджетные фонды и общественные фонды охраны природы;

- кредиты банков.

По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экологической обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В настоящее время, исходя из анализа существующей тенденции в соотношении источников финансирования ПОД политику инвестирования экологической сферы следует строить на основе собственных ресурсов субъектов хозяйствования, средств природоохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.

Внебюджетные государственные экологические фонды формируются за счет средств госбюджета, средств предпредприятий, внутр. кредитов, иностранных инвестиций, зарубежных кредитов, частных инвесторов, грантов, экологического налога, чернобыльского фонда, поступлений от реализации незаконно добытой продукции, платы за ущерб, платежей за производство озоноразрушающих веществ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАТРАТ НА ПОД

Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды необходима для наиболее рационального использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов.

Годовой объем полного экономического эффекта для многоцелевых ПОМ (Э) выражается в сумме прдотвращенного годового экономического ущерба от загрязнения окруж. среды (П) и годового прироста дополнительного дохода от улучшения производственных результатов деятельности предприятия после внедрения ПОМ (дельта Д).

Э=(П+Δ Д - С)/К.

Где С-годовые расходы на содержание ПОМ;

К-капитальные вложения на реализацию ПОМ.

Величина снижения экологических платежей в результате внедрения ПОМ представляет собой разность между величиной налога за загрязнение до внедрения ПОМ и после.

Э=((Н1-Н2) - С + Δ Д)/К.

Важнейший параметром, который требует учета при обосновании природоохранных решений, является фактор времени. При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде.

Учитывая, что по затраты направлены на предотвращение не только экономического, но и социального ущерба от загрязнения ОС, можно рассчитать социальную, а затем и совокупность социально-экономическую эффективность экологических издержек.

Социальная эффективноть — это, по сути, экономическая эффективность затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения ОС и т.д. Другими словами, это та часть экономической эффективности, котораяр отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условийй жизнедеят-льностити человека.

Показатель социальной эффективности Эс определяется, как и общая экономическая эффективность, отношением годового эффекта (в данном случае — социального) к совокупным экологическим затратам:

Эс = Э/(С+Ен*К)

Социальный эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономических результатов: экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т.п.

В общем виде социальный эффект можно определить через экономические показатели:

Э=Эч.п.+Эс.с.+Эз.л.+Эп.т.

где Эч.п. - эффект от предотвращения потерь чистой продукции в результате заболеваемости из-за загрязнияя среды;

Эс.с. - эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования;

Эз.л - эффект от сокращения затрат на лечение;

Эп.т. - эффект от роста производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки, который рассчитывается по приросту чистой продукции.

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОД ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ

Согласно закону РБ «Об особо охраняемых природных территориях(ООПТ) и объектах» (1994), к таковым относятся: гос. заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБ.

Заповедники являются исключительно природоохранными научно-исследовательскими учреждениями государственного значенияя, в задачи которых входит:

- сохранение в натуральном состоянии природного комплекса, входящего в состав заповедника;

- проведение научных исследований;

- организация мониторинга ОС;

- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;

- популяризация природоохранных взглядов и дела охраны природы.

Национальные парки – комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения, задачами которых является:

- сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы;

- организация экологического просвещения и воспитания населения;

- проведение научных исследований;

- организация рекреационной деятельности;

- ведение комплексного хозяйства.

Заказники – территории, выделенные с целью сохранения и восстановл-я 1-го или нескольких видов ПР и поддержания общего экологического.. баланса. Хозяйственная деятельность в заказниках осуществляется форме, которая не наносит ущерба охраняемому объекту.

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Устойчивое развитие (УР) – это такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на ОС остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества.

При УР удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Концепция УР рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого приумножением капитала и улучшением экологических условий. Стратегия УР подразумевает развитие региона через самоорганизацию при рамочной внешней поддержке, предупреждающей возможность его перехода в состояние необратимой деградации среды. Для человечества в целом эта концепция подразумевает частичное, целенаправленное, поддерживающее перемещение финансовых ресурсов из богатых регионов в бедные при широком обмене экологическими знаниями и информацией.

Стратегией социально-экономического развития РБ является поэтапное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальной специфики для повышения жизненного уровня населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологичекого способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Основной целью государственной политики является обеспечение устойчивого развития, которое базируется на экономике, сочетающейся с принципами экологической безопасности и социальной справедливости в демократическом обществе.

Этапы становления концепции УР:

1) Конференция по охране ОС (1968г). ЮНЕСКО в г. Стокгольме.

2) В 1987 г. Комиссия ООН по ОС и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд) - доклад "Наше общее будущее"- о необход-ти поиска новой модели развития цивилизации, выработки новых ориентиров, осн. на концепции перехода к устойчивому развитию.

3) Конференция ООН по ОС и развитию на уравнене глав государств и правительств в Рио-де-Жанейро (1992), которая призвала к скорейшему принятию всеми странами стратегии, базирующейся на концепции устойчивого развития.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ООН принадлежит ведущая роль в международном экологисчеком сотрудничестве. 1-я международная природоохранная организация (Международный союз защиты природы) была создана в 1948г. В 1956г. он был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

В 1972 был учрежден постоянно действующий орган ООН по охране ОС — ЮНЕП.

Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны ОС является заключение международных договоров и иных соглашений. Сейчас в этой области действует более 70 договоров. Важнейшим в истории межгосударственных соглашений является договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанный более чем 100 странами в Москве в 1963 г.

Всеобщую заинтересованность представляет и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты.

В целом гос-ва приняли более 178 экологических соглашений.

Расширяется взаимодействие РБ с такими крупными междунар. организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный эколог. совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк и др.

В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов РБ с Программой развития ООН (ПРООН) в РБ, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития.

Одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).

Наши рекомендации