Государственная экологическая экспертиза
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Процедура и проведение государственной экологической экспертизы основывается на принципе экологической оценки и использования ее результатов в принятии решений по намечаемой деятельности с учетом возможных экологических последствий до начала ее осуществления и необходимости разработки эффективных мер по их предотвращению или компенсации.
При проведении экологической экспертизы используются основные принципы экологической оценки:
– презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
– обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта государственной экологической экспертизы;
– комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
– обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
– достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
– независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
– научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
– гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
– ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Отношения, нормы и требования в области экологической оценки регулируются основными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ:
– Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
– Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ;
– Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 698;
– Регламентом проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным приказом Госкомэкологии от 17 июня 1997 г. № 280;
– Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной на деятельности окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372;
– Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной приказом Минприроды от 29 декабря 1995 г. № 539.
На протяжении последних лет предметом многочисленных обсуждений и дискуссий являлся вопрос о том, кто должен организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу – Российская Федерация (Ростехнадзор или Росприроднадзор) либо субъекты Российской Федерации, которым последовательно в течение 2005–2006 гг. на условиях выделения субвенций из федерального бюджета передавались многие федеральные полномочия в сфере экологии и природопользования.
С 1 января 2007 г. вступила в силу ст. 10 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ, которая вносит изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В соответствии с вышеупомянутой статьей с 1 января 2007 г. вступило в силу положение ст. 6 Федерального закона «Об экологической экспертизе», изложенной в новой редакции, в которой регулируется передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области экологической экспертизы:
– принятие нормативных правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации;
– организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
– осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об экологической экспертизе», федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы в числе прочего:
– согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов федерации в области экологической экспертизы;
– осуществляет надзор за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов федерации по вопросам переданных полномочий;
– осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.
Уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности в 2007 г. являлись:
– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальные органы (Положение о службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401);
– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы (Положение о службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400);
– органы государственной власти субъектов Российской Федерации.