Международные природные ресурсы и объекты охраны окружающей среды

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения лекционного занятия

по дисциплине «Экология»

для курсантов 2 курса по специальности 280705.65 –

«Пожарная безопасность»

ТЕМА 8

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

ЗАНЯТИЕ 8.1

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Обсуждена на заседании ПМК

протокол №__ от «___»________2015 г.

Владивосток

I. Цели и задачи

Учебные

1. Дать обучающимся представление о международном сотрудничестве в области экологии, ознакомить обучающихся с основными принципами международного экологического сотрудничества, международными экологическими организациями.

2. Способствовать формированию у обучающихся знаний и способностей по теме занятия для решения вопросов обеспечения экологической безопасности.

Воспитательные

3. Воспитывать чувство ответственности и грамотный подход в решении вопросов экологической безопасности.

II. Расчет учебного времени

№ п/п Учебные вопросы Время, минут
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:Принять доклад о готовности группы к занятию,проверить наличие обучающихся, внешний вид, готовность к занятию. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучающихся.  
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы:  
1. Международные природные ресурсы и объекты охраны окружающей среды.
2. Основные принципы международного экологического сотрудничества.
3. Международные экологические организации.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:Напомнить тему, цели занятия, ответить на поставленные вопросы, дать задание на самостоятельную работу, объявить о характере последующих занятий по данной теме.  
Итого

III. Литература

Основная:

1. Коробкин В.И., Предельский Л.В. Экология : учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Предельский. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 608 с.

2. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность : учебное пособие для вузов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / Ю. Л. Хотунцев. – 2-е изд., перераб. – М : Academia, 2004. – 478 с.

Дополнительная:

1. Дубовик О.Л., Экологическое право: Учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 720 с.

2. Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учебник / Н.М. Ларионов, А.С. Рябышенков. – М.: Юрайт, 2012. – 495 с.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийная техника (интерактивная доска).

2. Презентация (слайды) по теме.

Место проведения: лекционный зал.

Время: 2 часа.

V. Текст лекции

Введение.

Из всех видов безопасности (военной, экологической, экономической и др.) именно экологическая на сегодняшний день является самой актуальной. Ряд ее проблем, конечно, возможно и нужно решать в пределах отдельно взятого государства или региона, но в целом экологическая безопасность жителей Земли может быть обеспечена лишь усилиями всего человечества. Для этого требуется единое понимание проблемы экологического кризиса планеты и совместные скоординированные действия всех стран и народов по его преодолению.

Ни одна страна в мире, как бы богата и развита она не была, не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку. Нужны четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на международно-правовой основе, чтобы обеспечить выход мирового сообщества из экологического кризиса.

Природа всеобща и едина, она не знает государственных границ. Поэтому нарушение в экосистеме одной страны неминуемо вызывает ответную реакцию в сопредельных. Достаточно в этом аспекте вспомнить Чернобыльскую трагедию: она охватила своими последствиями не только Россию, Украину и Белоруссию, ной многие другие европейские страны.

Объектами международно-правовой охраны окружающей природной среды признаны Ближний Космос, Воздушный бассейн. Мировой океан, озоновый экран, Антарктида, климат, разделяемые международные ресурсы, редкие и исчезающие растения и животные и многое другое.

Учебные вопросы

Международные природные ресурсы и объекты охраны окружающей среды

До сравнительно недавнего времени в научно-правовой литературе упоминались две категории природных ресурсов: национальные и международные природные ресурсы. В.А. Чичварин (1970) определяет национальные (внутригосударственные) природные ресурсы как органические элементы государственной территории, связанные с нею неразрывным образом. Другие авторы, уточняя эту формулировку, указывают, что национальные природные ресурсы сосредоточены на территории одной страны.

В противоположность национальным, международные природные ресурсы могут быть или являются частью общего мирового наследия, т.е. обладают экстратерриториальностью, и находятся за пределами национальной юрисдикции (Бринчук, 1998).

Учитывая динамичность процессов, происходящих в природе, а также обилие и взаимодействие связей внутри целостных природных объектов и систем, невозможно правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов, опираясь только на эти два понятия. Как отмечает О.Н. Хлестов (1996), “деятельность государства, ведущая к загрязнению, разрушению окружающей среды в пределах его территории, не является ныне внутренним вопросом, входящим во внутреннюю компетенцию государств. Эти проблемы стали международными. Нельзя при этом не отметить, что утверждения об отсутствии трансграничных последствий являются часто спорными: природа тесно взаимосвязана”. Возникла необходимость выделения еще одной категории природных ресурсов, сочетающей в себе некоторые свойства двух вышеназванных. Наиболее глубоко и последовательно эту тему разрабатывал А.С.Тимошенко, давший общее определение новой категории, так называемого разделяемого природного ресурса (далее – РПР). По А.С.Тимошенко (1977), это – “используемый человеком элемент природной среды, являющийся биогеофизическим единством и расположенный одновременно на территории двух или нескольких государств”. Его отличительный признак заключается в том, что “внутренние связи, взаимодействующие в этом единстве, не могут быть изменены или вовсе отменены наличием государственных границ”.

Вышеприведенное определение РПР сохранило свое значение и на сегодняшний день, хотя нуждается в некоторых поправках и уточнениях. Так, А.С.Тимошенко указывал на одновременность нахождения РПР на территории нескольких государств как один из основных отличительных критериев. Тем самым он исключал из перечня РПР мигрирующие виды животных. Сейчас специалисты пришли к выводу, что мигранты также входят в категорию РПР (Бринчук, 1998). Это правомерно как с юридической, так и с биологической точки зрения. Ведь нанесение вреда популяциям птиц, сконцентрированным в локальных местах зимовок в одних странах, обязательно скажутся на процессах воспроизводства этих же популяций в местах гнездования на территории других стран. И те, и другие страны разделяют (используют, изучают, охраняют) популяции мигрирующих животных, но не на географическом пространстве, а во времени (на протяжении жизненного цикла). В то же время мигрантов нельзя отнести к международным ресурсам, так как эта категория отличается своей экстратерриториальностью и не связана с национальной юрисдикцией.

Одной из важнейших характеристик природного ресурса вообще является возможность его использования в материальном производстве. Какие-то качества ресурса могут использоваться человеком в данный момент, в будущем эти же или иные качества можно будет использовать новыми, более совершенными, способами. Тем более, что современное природоохранительное законодательство толкует термин “использование” шире, чем просто участие в материальном производстве. Кроме того, формулировать определение природного ресурса с точки зрения его потребительской ценности для человека (общества) необходимо с учетом его возможного неиспользования (консервации) в настоящее время.

С учетом этих соображений, можно определить РПР как элемент природной среды, который может использоваться человеком (обществом) для удовлетворения материальных и духовных потребностей, являющийся биогеофизическим единством и расположенный одновременно или в течение жизненного цикла одной мигрирующей особи на территории двух и более государств.

Учитывая то, что отдельные части разделяемого природного ресурса (РПР) разделяются государственными границами либо перемещаются через них, термин “разделяемый” в настоящем контексте идентичен понятию “трансграничный”, т.е. перемещающийся через границу. Различие только в смысловых оттенках, так как применение термина “разделяемый” отражает функциональный аспект этой категории природных ресурсов, а “трансграничный” – ее географический аспект.

В связи с этим следует с полной серьезностью рассматривать возможность придания трансграничного статуса охраняемым природным территориям (далее – ОПТ), расположенным вдалеке от государственных границ, но отвечающим следующему условию: эти территории должны быть постоянной средой обитания конкретных популяций мигрирующих животных на отдельных этапах их жизненного цикла в течении длительного (не менее одного сезона) временного периода. Сложность заключается, в первую очередь, в научном обосновании причинной связи этих территорий с конкретной популяцией, а не вообще с любыми особями данного вида. Потребуются тщательные многолетние исследования, связанные с мечением и учетом отдельных особей, на всех этапах жизненного цикла (выведение потомства, взросление, миграция на места зимовок и возвращение оттуда) с привязкой к конкретным территориям.

Рассматривая терминологию, применяемую специалистами в области трансграничного сотрудничества, обращаешь внимание на разнообразие наименований ОПТ подобного типа и, тем самым, на различный подход к оценке их правового статуса.

Наиболее распространенными терминами применительно к охраняемым природным территориям(ОПТ), наряду с “трансграничной”, являются “международная”, “совместная”, “межгосударственная”. С некоторой долей допущения сюда же можно отнести понятие “групповых биосферных заповедников”, используемое в развивающейся одноименной концепции как один из синонимов трансграничных ОПТ (Гунин, Востокова, Матюшкин, 1998). Все эти наименования отражают организационно-правовой статус ОПТ, хотя не всегда соответствуют действительности. Скорее, это то, к чему следует стремиться в развитии трансграничного сотрудничества. Учитывая, что основой организации подобных ОПТ является разделяемый (трансграничный) природный ресурс, а не международный, то логичнее и точнее было бы официально именовать такие ОПТ трансграничными.

Кроме того, учитывая, что шкала категорий ОПТ в странах бывшего СССР отличается от международной градации IUCN, необходимо избегать использования всуе термина “заповедник” для всех без исключения видов трансграничных ОПТ. Точнее было бы обобщенное название “трансграничная охраняемая природная территория” (ТОПТ) (в частном случае: “трансграничный природный (биосферный) заповедник”, “трансграничный парк” и т.п.), которое и должно использоваться в официальных документах, в том числе и в законодательных актах. Тем более, что это название в общем-то подразумевает не один конкретный охраняемый объект, а комплекс, сохраняющий природу на территории нескольких государств.

Применительно к конкретным ТОПТ возможно в качестве личных логотипов использовать иные наименования, отражающие определенную специфику конкретной ТОПТ.

Высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не означает полного решения проблемы обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты. Принято все бъекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые). Вне пределов национальной юрисдикции имеются природные ресурсы, которые интенсивно эксплуатируются и подвергаются воздействию мирового сообщества.

Международные объекты охраны окружающей природной среды — это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида) либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных).

• Космос— самый характерный международный объект охраны — достояние всего человечества.

• Антарктида— материк мира и международного сотрудничества, принципы охраны и использования которого установлены еще в 1959 г. специальным Договором об Антарктиде.

• АтмосфераЗемли, в которой из-за природной циркуляции воздуха возникли глобальные экологические проблемы: погодно-климатические изменения; разрушение озонового слоя; трансграничный пере нос загрязняющих веществ.

• Мировой океан— огромная кладовая природных ресурсов и общепланетарная транспортная система, давние попытки национальных притязаний на которые завершились лишь в 1973 г. с подписанием Конвенции ООН по морскому праву, где подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (кроме территориальных вод, внешняя граница которых установлена на расстоянии 12 миль от берега); признано суверенное право государств на биоресурсы в их прибрежных 200-мильных зонах.

Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Заинтересованное в сохранении благоприятного состояния природы этих районов сообщество осуществляет международное сотрудничество в области охраны и использования природных ресурсов.

К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Объекты, входящие в юрисдикцию государств:

• разделяемые природные ресурсы, находящиеся в пользовании двух и более государств (реки Дунай, Рейн, моря Балтийское, Средиземное и др.);

• редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в международную Красную книгу;

• уникальные природные объекты,принятые на между народный контроль (заповедники, национальные парки, памятники природы и др.), на содержание и охрану которых выделяются средства международными организациями за счет специальных фондов.

в процессе хозяйственной и иной деятельности на своей территории государства могут оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды соседних государств либо иным образом затрагивать их экологические интересы.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это:

² во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы);

² во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Для повышения эффективности природоохранительной деятельности на национальном уровне государства вынуждены принимать согласованные меры по охране собственной окружающей среды.

Эти основные факторы предопределяют необходимость международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования и развития сотрудничества в данной сфере.

Выводы:

1. Для сотрудничества в области охраны окружающей среды, рационального природопользования должны быть чёткие определения национальные и международные природные ресурсы.

2. Национальные (внутригосударственные) природные ресурсы как органические элементы государственной территории, связанные с нею неразрывным образом. Национальные природные ресурсы сосредоточены на территории одной страны.

3. Международные природные ресурсы могут быть или являются частью общего мирового наследия, т.е. обладают экстерриториальностью, и находятся за пределами национальной юрисдикции.

4. В научно-правовой литературе упоминается новое понятие - разделяемый природный ресурс (РПР). Это – элемент природной среды, который может использоваться человеком (обществом) для удовлетворения материальных и духовных потребностей, являющийся биогеофизическим единством и расположенный одновременно или в течение жизненного цикла одной мигрирующей особи на территории двух и более государств.

Наши рекомендации