Методика проведения предметного урока.

На предметных уроках важнейшим этапом является наблюдение, эксперимент, сравнение, сопоставление, заключение.

На предметных уроках учащиеся учатся выделять существенные признаки, обдумывать, анализировать, выделять, подводить итоги, доказывать правильность или ошибочность того или иного вывода.

Иногда признаки предметов выделяют и изучают с помощью опытов (снег, лед, растения, термометр, ...). На этих уроках максимум времени отводится на изучение нового материала (25-30 минут) и его закрепления (5-10 минут).

На проверку знаний на таких уроках время, как правило, не отводится.

В ходе изучения нового материала на предметных уроках важно выделить следующие этапы: задания учащимся для наблюдений за предметами или явлениями, которые с ними происходят; самостоятельные наблюдения за полученным заданием и беседа по результатам наблюдений. Закрепление материала традиционно проводится теми же приемами, что и на комбинированном уроке.

Эффективность учебной деятельности на предметных уроках достигается использованием таких методов, как демонстрация натуральных объектов, проведения наблюдений, опытов, выполнение практических заданий. В ходе этой деятельности необходимо систематически заинтересовывать детей в самостоятельном поиске знаний, вооружать приемами опытно-экспериментальной работы, учить наблюдать, анализировать, систематизировать, сравнивать, совершенствовать, делать выводы ...

Наблюдение представляет собой целенаправленное познание предметов и явлений окружающего мира органами чувств, что можно заметить в самой природе или классе. В процессе наблюдений у учащихся формируются четкие представления об окружающем мире. Учебное время для наблюдений ограничен, поэтому учитель планирует работу независимо от расписания уроков. Ежедневно на некоторых уроках по 1-3 минуты уделяется беседе по результатам тех наблюдений, что дети проводят самостоятельно.

БИЛЕТ №20

1.Хозяйство тундры.

Занятия коренного населения тундры практически по всей территории одинаковы: оленеводство, рыболовство и промысел лося, волка и птиц.
Одомашненного северного оленя отправляют на вольный выпас летом, и размер стада может достигать многих тысяч голов. Олени сами ищут подножный корм, в основном — ягель.
Северный олень обеспечивает выживание людей в тундре во всех отношениях: шкуры используют для шитья одежды и обуви, изготовления крыши и стен чумов и яранг, седел и нарт. Оборотная сторона шкур ранее использовалась для создания примитивных карт местности.
Мясо оленя служит для местных жителей одним из основных источников энергии. Его замораживают и запасают. Летом основу рациона составляет вяленая рыба и птица. Растительная пища почти нигде не используется (растения тундры в пищу непригодны, а привозные невозможно сохранить). Тем не менее на полках местных жителей можно увидеть покупные муку, чай и консервы. 2.Внеклассная работа по естествознанию.

Внеклассная работа, в отличии от внеурочной, не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учётом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся. Велика её роль в развитии исследовательских умений, в профессиональном становлении школьников. Внеклассная природоведческая работа развивает в детях интерес к естествоведческим наукам. Всё это является её существенным отличием от обязательной учебной деятельности ученика, в которой осуществляется его общее развитие, развитие по всем направлениям. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней. Внеклассная работа не регламентирована жёсткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т.п.

Внеклассная работа может быть организована в школе. Она является основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов и художественных школ. Таким образом, внеклассная работа имеет существенные отличия от урока и внеурочной работы.

Внеклассная работа может быть организована как массовая, групповая и индивидуальная.

Особенностью массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Они проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников может быть самая разнообразная, например, праздники урожая, «День птиц», «День леса» и др. Этому мероприятию предшествует огромная подготовительная работа. К сожалению, часто всё содержание природоведческих праздников сводится к последовательному показу номеров художественной самодеятельности на тему данного праздника. Считаем, что праздник надо рассматривать как показ результатов какой-то деятельности учащихся. Поэтому в них художественная самодеятельность должна выступать лишь фоном. Например, можно организовать выставку из овощей, выращенных руками школьников. При оформлении выставки, каждый экспонат снабжается этикеткой, на которой указано название растения, площадь сбора урожая, масса собранного, а также Ф.И. ученика, который выращивал данное растение или принимал участие в его выращивании. При оформлении выставки очень важно учесть её эстетичность, проявить творчество и фантазию. И, конечно, ведущую роль в этом надо отдать детям, учителя и родители которых выступают лишь как советчики.

Другие виды внеклассных массовых мероприятий - экскурсии в музей, в зоопарк, в заповедник и т.п. Обычно по числу участников они менее массовые, чем праздники. Как правило, они проводятся с одним классом.

Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных географов, юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т.п.

Занятия кружков проводятся с определённой периодичностью, например, раз в неделю. Заранее составляется план работы кружка, в который входит, непосредственно, работа с объектом. Желательно, чтобы было предусмотрено не только изучение особенностей объекта, но и определённая исследовательская работа с ним. Но, полезно, предварительно выявить, чтобы хотели исследовать сами дети. Такое предварительное предложение стимулирует их более особенный подход к исследованию объекта.

БИЛЕТ №21

1.Природа тайги.

Зона тайги в России – самая крупная по занимаемой площади ландшафтная зона, площадь тайги составляет 15 млн квадратных километров, ширина тайги — 2150 километров. Этот участок земли сформировался еще до появления ледников. Огромная часть тайги — это горные массивы, которые покрыты таежными лесами. К этим участкам относятся Алтай, Урал, Саяны, Прибайкалье.

Характерной особенностью тайги России является естественная, практически не тронутая рукой человека флора и фауна. Зимы здесь длинные и холодные, с глубоким рыхлым снегом, температура может опускаться до минус 50°С, а летом подниматься до +35 °С. По причине высоких температур и практически отсутствия осадков летом в тайге возникают масштабные лесные пожары.

В тайге в Сибири присутствуют труднодоступные чащи с болотистыми почвами, буреломами и сухостоями. В районе Амура хвойная тайга плавно переходит в крупнолистовую часть. Имеются и лиственные породы деревьев, такие как дуб, береза, осина, ольха, ива, липа. Вплоть до середины XIX века тайга считалась непригодной для проживания и тем более для земледелия. Это обусловливалось наличием горных массивов, заболоченных участков, суровостью климата и присутствием большого количества диких животных. Но в 1896 году вышел специальный закон, по которому эти местности подлежали специальному исследованию. В результате выяснилось, что во многих местах тайги почва подлежит земледелию, к тому же из-за больших количеств болот тайга насыщена микроэлементами, позволяющими увеличить урожай в разы.

Тайга России делится на три подзоны: южную, северную и среднюю. В северной части преобладают низкорослые деревья: ели, сосны и кедры. В средней зоне растут только ельники-черничники. Южная часть имеет большее разнообразие флоры. Высота вековых деревьев в тайге препятствует попаданию солнечного света, поэтому практически отсутствует подлесок, зато наблюдается много мохового покрова, на котором замечательно растут кустарники: можжевельник, жимолость, черника, брусника. В тайге также растут лекарственные растения и травы, такие как кислица и грушанка.

Большая увлажненность почвы в тайге благотворно влияет на ее химический состав. Содержание минеральных удобрений очень высокое, содержание гумуса составляет 6%, калия 2,5%, азота 0,2%, фосфора 0,17%.

Животный мир тайги широк и разнообразен. В тайге России, несмотря на низкие температуры, достаточно много оседлых животных, которые обитают здесь круглый год. Животные давно приспособились к особенностям этих мест. Например, северный олень кочует в зависимости от времени года из тундры в тайгу и обратно. Около 260 видов птиц населяет тайгу, некоторые из них занесены в красную книгу. Одни улетают на зимовку в теплые края, а другие живут и гнездятся в тайге постоянно. Очень часто в тайге можно встретить самые простые виды птиц, такие как глухарь, рябчик, кеклик, азиатская дикуша. Есть виды пернатых, которых проще услышать, чем увидеть, а именно соловья, синехвостку, соловья-красношейку, кедровку.

Также в тайге обитают несколько видов сов и дятлов. Нельзя не упомянуть таких таежных птиц, как сибирский дрозд, зеленый лесной певун, белошейная зонотрихия – эти виды птиц мигрируют на юг. Из пресмыкающихся и земноводных тайга насчитывает очень мало видов, которые смогли приспособиться к суровому климату. В тайге обитает амурская лягушка, греющаяся летом на камнях, разогретых солнцем. Как правило, зимой земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку.

В тайге обитают также живородящие виды пресмыкающихся, такие как обыкновенная гадюка и ящерица, множество двукрылых кровососущих насекомых, таких как гнусы и комары, слепни и мошки, которые являются переносчиками различного рода инфекционных заболеваний, в том числе и речной слепоты.

Из животных в тайге обитают медведи, лисы, волки, рыси, соболи, выдры, росомахи.

Нечасто вам выпадет возможность увидеть раскидистые рога северного и благородного оленя в живой природе. Именно в тайге находится ареал обитания данных видов.

Также тайгу населяют лоси и косули, многочисленные виды и подвиды грызунов и млекопитающих: зайцев, белок, бобров, бурундуков.

Достаточно часто в тайге можно встретить ежей, хорьков, норок, куниц, алтайских кротов.

Тайга России – это уникальное место на всем земном шаре. Массивные лесные угодья называют «легкими планеты», так как от состояния этих мест напрямую зависит кислородный баланс атмосферы. В тайге расположены промышленные заводы по переработке древесины, разрабатываются месторождения полезных ископаемых (нефть, газ и уголь) и драгоценных металлов. Местные жители собирают в тайге России лекарственные травы, ягоды и грибы, охотятся на пушных зверей.

2.Кружковая работа с младшими школьниками. Работа детей в кружках дает возможность глубже изучать предмет, использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые знания, развить определенные знания и навыки. Учебная работа в классе служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций, изготовление наглядных пособий, которые впоследствии используются на уроках.

Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Кружок способствует экологическому образованию и природоохранительному воспитанию учащихся. У них развиваются чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее богатств, они приучаются заботиться о живых организмах.

На кружковых занятиях по естествознанию учащиеся шире и глубже изучают природу, составляющие ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу.

Кружковая работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. В кружке учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленной цели. Огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе отмечали многие педагоги. Кружковую работу с младшими школьниками целесообразно начинать со 2-3 классов, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. При организации работы кружка следует иметь в виду, что его название должно быть эмоционально привлекательным для школьников, поэтому в его выборе должны участвовать сами дети. Формируемые в кружке понятия, представления и значения связаны с теми, которые школьники получают на уроках. Работа в кружке может опережать или продолжать учебную программу. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученных на уроке. Это обусловлено не только тем, что кружковая работа позволяет выйти за рамки учебной, но, прежде всего тем, что главным принципом ее организации является опора на интересы детей.

Кружковая работа является наиболее целесообразной для групповой экологической работы с учащимися начальных классов. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического воспитания:

- научно – познавательного;

- ценностного;

- нормативного;

- практически – деятельностного.

Научно – познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к материалу.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусматривать и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и т.д. Активизация деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм и методов работы: занятия в рабочей комнате продолжается экскурсиями в музеи; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, праздники. В практике школы часто используются заочные путешествия, прогулки «по экологической тропе». В ходе занятий изучение теоретического материала должно сменяться творческой деятельностью детей, игрой[24]. Кружковая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе.

Один из важнейших принципов организации кружковой работы – краеведческий, реализация которого дает детям возможность полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий, полезно включать информацию о состоянии природы области родного города (села). В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам применять на практике творчески полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

Успех работы кружка в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, эстетичность – вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.

С самого начала важно создать детский коллектив, объединенный общей совместной работой. Поэтому занятия в кружке целесообразно начинать с общей работы, а затем переходить на индивидуальные или звеньевые. Это может быть экскурсия в природу для проведения наблюдений и сбора материала, в музей, просмотр учебного или научно – популярного кинофильма о природе с последующим обсуждением.

Через любовь к природе у детей воспитывается чувство патриотизма, любви и гордости к своей Родине. Эти чувства будут прививаться тем успешнее, чем в большей степени учащиеся будут узнавать о своем крае, стране.

Кружковая работа по естествознанию открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело. Кружковое изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности, что способствует формированию диалектико – материалистического мировоззрения учащихся.

Успех работы кружка во многом зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы.

БИЛЕТ №22

1.Хозяйство тайги.

Тайга располагает большими возможностями для развития сельского хозяйства. Зерновые культуры, лен, картофель, овощи, кормовые травы, широко возделываемые на юге зоны, при условии высокой агротехники могут быть продвинуты далеко на север. Важно подчеркнуть, что в тайге еще далеко не полностью использованы пригодные для распашки земли. Низинные болота, кустарниковые пустоши и гари – северная целина, которая еще далеко не везде вовлечена в сельскохозяйственное производство. Наибольшие земельные резервы для расширения пашни сосредоточены в южной тайге. Они оцениваются здесь, включая и зоны смешанных лесов, в 25-30 млн. га. На территории всей средней и северной тайги пашня занимает сейчас лишь 1,7 млн. га, и увеличение ее примерно в 5 раз не составит здесь труда с точки зрения имеющихся земельных ресурсов. Богатство зоны пойменными и суходольными лугами, а также лесными пастбищами создает хорошие предпосылки для дальнейшего развития в тайге молочно-мясного скотоводства.

В тайге сосредоточены крупные запасы разнообразных полезных ископаемых. Здесь находятся основные залежи торфа.

Карело-Кольская область богата апатитами (Хибины), железом, никелем, редкими металлами, строительным камнем. В восточноевропейской и западносибирской тайге выявлены месторождения нефти и газа. Среди областей тайги богатством и разнообразием полезных ископаемых выделяется Средняя Сибирь. На ее территории лежат известные каменно- и буроугольные бассейны – Ленский, Тунгусский, Черемховский. Запасы железных руд открыты в бассейне Ангары. На р. Курейке и в низовьях Нижней Тунгуски расположены месторождения графита. Общероссийское значение имеют месторождения слюды. Все это в сочетании с очень крупными энергетическими ресурсами рек составляет благоприятные условия для развития промышленности.

Современные ландшафты южной тайги, представляющие собой чередование лесов, возделанных полей, суходольных и пойменных лугов, можно именовать лесопольными. В этом отношении южная тайга имеет много общего с зонами хвойно-широколиственных лесов Русской равнины и Дальнего Востока. По природно-сельскохозяйственному районированию земельного фонда СССР (1975 г.) она объединена с ними в одну южнотаежно-лесную зону, которую лучше именовать лесопольной. Леса в этой зоне занимают 55,9% ее площади, пашня и приусадебные земли – 13,8, сенокосы и пастбища – 8,7, болота – 10,7%.

2. Изучение экологических тем на уроках окружающего мира.

БИЛЕТ №23

1. Природа смешанных лесов . Смешанные лесса начинаются немного южнее тайги. Такие леса называются смешанными потому, что в них произрастают как лиственные деревья, так и хвойные. Естественно, такие условия являются благоприятными для населения их большим разнообразием других растений и животных.

В таких лесах можно встретить березы, сосны, осины, ели, липы, орех и многие другие деревья. Можно также увидеть дубы, вязы, клены. Среди кустарников широко распространены такие, как бузина, бересклет, малина, калина, крушина. Кроме того, есть большое количество различных трав, а также ягод.

Растения и животные леса, их разнообразие обуславливается взаимным симбиозом. Многие животные, в частности травоядные, питаются произрастающими ягодами, видов которых в таких лесах всегда много. Среди них черника, брусника, клюква, костяника, малина, земляника и многие другие. Кроме того, в лесах очень много съедобных и не съедобных грибов – боровики, подосиновики, сыроежки, бледные поганки, мухоморы, опята и другие.

Большое разнообразие травоядных животных, таких как зайцы, белки, олени, лоси и другие привлекает многих хищных животных. Среди них волки, лисицы и иные.

Растения и животные смешанного леса образуют особую атмосферу, которая позволяет проживать на их территории даже редким животным, таким, например, как бурый медведь. Сейчас их популяция резко сократилась,поэтому во многих местах на них запрещена охота. Встретить медведей можно только в таких лесах.

Среди настоящих гигантов смешанных лесов присутствует и лось. Встретить его тоже можно достаточно редко. Не часто встречаются барсуки. Очень большой популяцией обладают такие животные, как зайцы, кабаны, белки и другие. Как раз в местах их скопления можно встретить волков и лисиц.

2.Методика изучения темы «Природа родного края».

БИЛЕТ №24

1.Природа и хозяйство степей.

Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

К сожалению, этот вид природного ландшафта постепенно исчезает с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары.

Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

Однако стоит помнить, что равнинное безлесное пространство с влажным климатом уже не является степью. Это зона болотистых лугов, а на севере при таких условиях образуются тундры. Степная природная зона располагается между лесостепью и полупустыней. Степь – это безлесное пространство, сплошь покрытое травами. Травы образуют практически сомкнутый ковер.

Степные растения отличаются способностью переносить засуху и зной. Как правило, листья у степных растений мелкие, сероватые или сизо-зеленые. Многие растения обладают способностью сворачивать листья во время засухи, чтобы предотвратить испарение.

Поскольку степи занимают обширные пространства, виды растений очень разнообразны. Огромное значение для человека имеют, в первую очередь, кормовые растения: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур. Свекла, картофель, а также зерновые: овес, ячмень, просо.

Среди степных растений также выделяют лекарственные травы и медоносы. Животные степи мало чем отличаются от фауны пустынь и полупустынь. Им также приходится приспосабливаться к знойному лету и морозным зимам. Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников – лисы, волки и манулы. Много грызунов (сусликов, тушканчиков, сурков), пресмыкающихся и насекомых. Среди степных птиц обычно встречаются степные орлы, дрофы, жаворонки, луни. Большинство представителей пернатых зимой улетает в теплые края.

Многие степные животные и птицы находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.

Виды степей выделяют в зависимости от соотношения злаковых и травянистых растений.

• Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма.

• Луговые, или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири.

• Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.

• Пустынные, или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни.

Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.

Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.

В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.

Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. В основе — чернозем, лишь ближе к южным широтам встречаются каштановые почвы.

Чернозёмные степи называют житницей нашей страны: они снабжают хлебом многие районы России. Чернозёмная почва степей даёт высокие урожаи пшеницы, кукурузы, сахарной свёклы, подсолнечника.

Здесь растут помидоры, дыни и арбузы.

В садах выращивают яблони, груши, сливы, вишни. В южной части степей разводят виноград.

В колхозных и совхозных стадах много коров и свиней. В сухих степях разводят овец и верблюдов.

Колхозы и совхозы ведут борьбу с засухой: зимой задерживают снег на полях; обрабатывают почву так, чтобы в ней лучше сохранялась влага; уничтожают сорняки.

Во многих местах вокруг полей сажают полезащитные полосы. Там, где совсем мало воды, устраивают искусственное орошение — проводят воду из рек на поля, огороды, сады.

Учёные вывели такие сорта растений, которые хорошо переносят жару и недостаток влаги.

2. Задачи и содержание курса «Окружающий мир» в ОС ПНШ.

· Авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов

· УМК: Перспективная начальная школа

· Комплект:Для каждого класса разработан учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ

· Цель: формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных)

· Задачи: - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

· -формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признакии на их основе проводить обобщение;

· - развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

· - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

· - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

· - осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

· - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

· - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

· Особенности содержания:Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность); социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др). Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений(как учеником, так и учителем), прежде всего:

· – задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

· – задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

· – завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

· .][ Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира

БИЛЕТ №25 1.Природа и хозяйство пустынь.

Пустыни разместились в умеренном поясе Северного полушария и субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий (они характеризуются особенными условиями увлажнения — сумма осадков за год становит меньше 200 мм, а коэфициент увлажнения 0—0,15). Большинство пустынь образовались на геологических платформах, заняв самые древние участки суши. Как и другие ландшафты Земли, пустыни возникли закономерно, благодаря своеобразному распределению по земной поверхности тепла и влаги. Простыми словами, пустыни расположены в тех местах, куда попадает очень мало влаги или не попадает ее вообще. Причинами этого есть горы, которые закрывают пустыни от океанов и морей или близкое нахождение пустыни к экватору.

Главным признаком полупустынных и пустынных земель является засуха. К засушливым, аридным, зонам относятся земли, где жизнь людей, растений и животных полностью от нее зависит. Аридные земли становят почти треть всей суши планеты.

Рельеф зоны пустынь очень разнообразен — сложные нагорья, мелкосопочник и островных горы, пластовые равнины, древние речные долины и замкнутые озёрные впадины. Наиболее распространены эоловые формы рельефа, которые образовались под действием ветра.

Иногда территорию пустынь пересекают реки. Почвы развиты слабо — над органическими веществами преобладают водно-растворимые соли.
Грунтовые воды часто минерализованы.

Климат в пустынях континентальный: зима холодная, а лето сильно жаркое.

Дожди выпадают раз в месяц или всего один раз за несколько лет, в виде сильных ливней. Небольшие дожди попросту не доходят до поверхности земли, испаряясь под действием высокой температуры. Самыми сухими областями мира признаны пустыни Южной Америки.

Большее количество пустынь получает основные осадки весной и зимой, и только в некоторых пустынях максимальное количество осадков выпадает летом в виде ливней (в больших пустынях Австралии и Гоби).

Температура воздуха в этой природной зоне может сильно колебаться — днем поднимается до +50°С, а ночью снижается до О °С.
В северных пустынях температура зимой понижается до -40 °С.

Одной из важнейших особенностей есть сухость воздуха — днем влажность — 5-20 %, а ночью в пределах 20-60 %.

Большое значение в пустынях играют ветры. Каждый из них имеет свое названия, но все они — жаркие, сухие, несущие пыль и песок.

Особенно опасна во время урагана песчаная пустыня : песок превращается в черные тучи и затмевает солнце, ветер переносит песок на большие расстояния, разрушая на своем пути абсолютно все.
Еще одной особенностью пустынь являются миражи, созданные солнечными лучами, которые преломляясь, создают очень удивительные картины на горизонте.

2. Задачи и содержание курса «Окружающий мир» в ОС «Школа России».

Автор:Плешаков А.А.

УМК:Школа России

Комплект:Учебник «Окружающий мир» (2 ч.), рабочая тетрадь (2 ч.), CD, тесты, методический рекомендации

Цель:формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Особенности содержания:.][ведущим является проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания. Автор предполагает наличие на уроках разнообразных видов деятельности учащихся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Содержание раскрывается с опорой на следующие ведущие идеи: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру

БИЛЕТ №26

1.Реки и озёра Тверской области.

В Тверской области протекает свыше 800 рек и ручьев общей протяженностью 17 тыс. км. Однако крупных и средних, длиной более 100 км, всего 21 река. Наиболее крупная из них - Волга. По территории области проходит 685 км ее водотока, она принимает 150 притоков в области, в том числе крупных (река Тьма - 140 км). Общая площадь бассейна реки Волга 59 650 км2, то есть более 2/3 площади Тверской области. В Тверской области находятся исток и верхнее течение реки Волги.

На Тверской земле берут свое начало также реки Днепр и Западная Двина (Даугава). Большая часть территории принадлежит бассейну Каспийского моря, лишь западные и северо-западные районы - бассейну Балтийского моря. Общее количество озер в области площадью свыше 1 га – 1769 (1,4 % площади области), в них 4,3 км3 запасов пресной воды. Крупных Тверских озер (с площадью более 10 кв.км) всего 19. В Тверской области основная озерная площадь (96,8 %) приходится на проточные и сточные озера. Наиболее крупные: Селигер, Стерж, Вселуг, Пено, Волго, Сиг, Кафтино, Великое. Многие крупные озера нашей области, в том числе Селигер, Пирос, Удомля, Шлино, Щучье, Охват имеют сложное, смешанное происхождение. В образовании их котловин участвовали разные процессы: ледник выпахивал глубокие борозды и, отлагая моренный материал, перегораживал понижения в рельефе; падающие водные потоки углубляли днище ледниковых котловин; кое-где проявились термокарстовые процессы. Некоторые ученые не исключают того, что в образовании отдельных озерных котловин могли участвовать небольшие тектонические разломы (например, оз. Селигер) и карстовые явления (например, оз. Удом-ля ). Обычно это очень живописные озера с многочисленными островами, плесами, бухтами, песчаными пляжами. Глубина озер на разных участках различна. Здесь есть как мелкие плесы, глубиной всего 3—4 метра, так и глубокие, до 15—20 метров, ямы.

Большая часть озер очень живописны и являются местами отдыха, туризма, водного спорта, любительского рыболовства и спортивной охоты. На берегах многих озер расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, пионерские лагеря, турбазы. Особой известностью пользуется озеро Селигер.

На озере Селигер, на острове Столобный, расположен монастырь Нилова Пустынь, основанный в честь Нила Столобенского. В Селигере обитает около 30 видов рыб (промысловое значение имеют лещ, щука, судак, снеток, налим, ряпушка, лещ, щука, судак, налим, ряпушка, язь), ведутся работы по акклиматизации угря, карпа, пеляди. В окрестностях озера водятся медведь, волк, лось, кабан, белка, енот, лисица, заяц, куница, бобр и другие.

ВОЛГА Река Волга - одна из крупнейших рек на Земле и самая большая в Европе. Длина Волги составляет 3530 километра (до постройки водохранилищ — 3690 километров). Площадь бассейна реки — 1360 тысяч квадратных километра. Река Волга берёт начало на Валдайской возвышенности (исток Волги — ключ у деревни Волговерховье в Тверской области), впадает в Каспийское море. Является крупнейшей в мире рекой внутреннего стока. В пределах Валдайской возвышенности река Волга проходит через озёра — Малое и Большое Верхиты, Стерж, Вселуг, Пено, Волго. Последние четыре озера объединены в так называемое Верхневолжское водохранилище.

Площадь бассейна реки Волга в пределах Тверской области составляет 59,65 тысяч квадратных километра, общая длина (опять же в пределах области) - 685 километров. Река Волга принимает в Тверской области около 150 притоков - Тьма, Тверца, Медведица, Молога, молодой Туд, Шоша и другие. Основное питание Волги осуществляется снеговыми, грунтовыми и дождевыми водами.

2.Задачи и содержание курса «Окружающий мир» в ОС «Школа 21 век». Автор: Виноградова Н.Ф.

УМК: Начальная школа 21 века

Комплект:Учебник «Окружающий мир», рабочие тетради «Думаем фантазируем», «Наблюдаем и трудимся», CD, методическое пособие

Цель: формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи:автор тесно связывают задачи с предполагаемыми результатами обучения и выделяют:

- предметные – способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;

- метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений ( выделять существенные и несущественные признаки, классифицию, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка,его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;

- личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.

Особенности содержания:В основе построения курса лежат следующие принципы:

- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

- Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

- Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

- Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

- Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

- Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Виноградова Н.Ф. подчеркивает необходимость вовлечения детей в активную деятельность: исследовательскую, проектную, созидательную творческую (при интеграции с уроками технологии)

БИЛЕТ №27

1. Минералы Горные породы.

Вся толща земной коры состоит из разнообразных по свойствам, составу и происхождению горных пород. В свою очередь горная порода построена из минералов. Состав и свойства горной породы определяются составом и свойствами минералов, из которых она состоит, их размерами, формой, взаимным расположением и силой сцепления между ними.

Минералами называют однородные по составу и строению части горных пород и руд. Они представляют собой природные химические соединения, возникшие в результате различных геологических процессов. Минералов в природе великое множество. Для изучения и поиска их объединяют в однородные группы по химическому составу и физическим свойствам.

Большинство минералов встречается в земной коре в твердом состоянии. Однако есть жидкие (самородная ртуть) и даже газообразные минералы (углекислый газ, сероводород). Поразительно разнообразны внешние признаки, по которым минералы отличаются друг от друга. Одни из них прозрачны, другие мутны, полупрозрачны или совершенно не пропускают свет.

Важной особенностью многих минералов является их окраска. Так, киноварь всегда карминно-красная, а малахит ярко-зеленый, по металлически-золотистому цвету легко узнаются кубические кристаллики пирита. Очень важный внешний признак минералов - их форма. Чаще она кристаллическая, но для одних это форма куба (пирит), для других - шестигранной призмы (берилл), для третьих - многогранника (гранат) и т. д. Многие минералы образуют натечные массы причудливой формы, ничего общего не имеющие с кристаллами. Таковы, например, почковидные выделения малахита и сталактитоподобные наросты лимонита.
Одни минералы тверды настолько, что легко оставляют царапины на стекле (кварц, полевые шпаты, гранат). Другие сами царапаются обломками стекла или острием ножа (кальцит). Третьи мягки, и на них можно прочертить след ногтем (графит).
В минералогии применяется наиболее простой способ определения твердости - царапанием одного минерала другим. Для оценки твердости используется так называемая шкала Мооса, представленная десятью минералами. Их порядковый номер и соответствует условной единице твердости. Вот они: 1. Тальк. 2. Гипс. 3. Кальцит. 4. Флюорит. 5. Апатит. 6. Ортоклаз. 7. Кварц. 8. Топаз. 9. Корунд. 10. Алмаз. Каждый последующий в шкале Мооса минерал царапает своим острым концом все предыдущие.
Чтобы определить твердость неизвестного минерала, устанавливают, какой из эталонов минералов он царапает последним. Например, неизвестный минерал царапает апатит, а сам царапается ортоклазом, то его твердость заключена между 5 и 6.

В отличие от минералов, горные породы чаще всего не однородны. Это как бы агрегаты, состоящие из различных минералов. Но при всем многообразии эти агрегаты, как и слагающие их минералы, закономерно повторяются в земной коре. При этом не только состав входящих в них минералов, но и структура и другие свойства зависят прежде всего от того, где, на какой глубине и в каких условиях они образовались.

По условиям образования все горные породы делятся на три большие группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы. Глубоко в недрах Земли господствуют высокие температуры. На глубине около 100 км температура уже столь высока, что большинство горных пород должно было бы расплавиться, если бы этому не препятствовало огромное давление, достигающее нескольких десятков тысяч атмосфер. Но вот местами в земной коре возникают гигантские трещины - глубинные разломы. Там, где прошла зона разлома, давление резко падает, и тогда создаются условия для плавления глубинных горных пород; образуется огненно-жидкий силикатный расплав - магма.

Осадочные горные породы. Уже само название этих горных пород - осадочные - указывает на способ их образования: они осаждаются на дне океанов и морей, рек и других водоемов.

Под влиянием ветра, текучих вод, суточных и годовых колебаний температуры разрушаются скалы. Образовавшиеся обломки горных пород разных размеров уносятся ручейками и реками. Самые крупные обломки собираются на дне рек неподалеку от разрушающихся горных хребтов. Обломки меньших размеров и песок уносятся реками на далекие расстояния и отлагаются в прибрежной части морей и океанов. В глубоководной зоне океанов и морей, отстоящей на сотни километров от области сноса обломочного материала, на дно опускаются мельчайшие глинистые частицы. Так в процессе переноса осуществляется сортировка обломков по крупности. Наиболее крупные осаждаются вблизи разрушающихся гор, наиболее мелкие (глинистые частицы) - в глубоководной части морей и океанов. Осевшие на дно обломки пород и минералов под на грузкой вышележащих осадков уплотняются, цементируются, превращаясь в такие горные породы, как конгломерат, песчаник, глинистый сланец. Все это так называемые осадочные горные породы обломочного происхождения. Они залегают в виде слоев, которые можно увидеть на крутых склонах оврагов, берегах рек и морей.

Метаморфические горные породы. Каким бы путем ни образовались горные породы и как бы устойчивы и прочны они ни были, попадая в иные условия, они начинают изменяться. В результате тектонических движений большие массы пород, возникших на поверхности Земли, могут быть перемещены в ее глубины. Там под влиянием более высоких температур и давлений, при участии минеральных растворов, которые всегда существуют в недрах Земли, начинает изменяться химический и минеральный состав горных пород. Изменения эти происходят очень медленно, растягиваясь иногда на десятки и сотни миллионов лет.

Под нагрузкой вышележащих пластов и при повышенной температуре биогенный известняк, состоявший из ракушек и скелетов древних организмов, перекристаллизовывается и превращается в мрамор. Таким же образом из песчаников образуются кварциты. Возникшие в поверхностных условиях богатые водой минералы переходят в безводные или бедные водой. Так, например, опал переходит в кварц, лимонит - в гематит и т. д. Из глин образуются глинистые и аспидные сланцы - плотные породы, способные раскалываться на тоненькие пластинки. Граниты превращаются в слоистые гнейсы.

2. Особенности уроков по теме «Организм человека и охрана здоровья»

БИЛЕТ №28

1.Заповедники на территории России.

Россия – самая большая страна мира. Здесь есть всё: жаркие морские курорты, снежные вершины гор, глубокие озёра, кристально чистые реки, сказочная тайга, удивительные животные. Однако эта необычайно богатая природа нуждается в охране и заботе.В целях сохранения экосистемы были созданы особо охраняемые природные заповедники России. Всего на территории РФ насчитывается 103 заповедные зоны, которые разбросаны по всей стране. Они занимают площадь, равную 27,38 млн га без учёта акватории. Природные заповедники России являются базой для исследований: изучения животных в их обычной среде обитания, наблюдения за растениями, работы по сохранению животного и растительного миров.

Баргузинский заповедник

Самым старым заповедником России является Баргузинский. Он был основан 29.12.1916. Располагается в Бурятии в Северо-Байкальском районе. Он был основан как соболиный заповедник, основной идеей которого было сохранение этих маленьких зверьков. На время основания заповедник мог похвастаться всего 20-30 особями. На данный момент численность этих млекопитающих заметно возросла и теперь составляет 1-2 особи на 1 км2.

С 1996 года Баргузинский заповедник стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни животный мир этого чудесного места невероятно разнообразен. Здесь можно встретить лосей, зайцев, медведей, сурков и многих других интересных представителей фауны. Всего здесь обитает 41 вид млекопитающих. Также на территории заповедника протекает множество рек и озёр, в водах которых можно увидеть много рыбы. Далее, узнаем и про другие государственные природные заповедники России.

Наши рекомендации