Тесты для самоконтроля знаний студентов
1. К физическим факторам, влияющим на условия проживания, относятся:
Варианты ответа:
а) микроклимат
б) инсоляция
в) шум, вибрация
г) антропотоксины
д) микроорганизмы
2. Основные функции жилища:
Варианты ответа:
а) сохранение здоровья человека
б) создание благоприятной среды обитания
в) создание условий для отдыха и трудовой деятельности
г) все ответы верны
3. К неблагоприятным факторам, влияющим на воздушную среду жилища, относятся:
Варианты ответа:
а) табачный дым;
б) формальдегид и др. токсические вещества;
в) биологические факторы;
г) природный газ и продукты его сгорания;
д) электромагнитные поля;
е) освещенность.
4. В состав жилых помещений входят:
Варианты ответа:
а) кабинет
б) спальня
в) общая комната
г) все верно
5. Основными мерами защиты от электромагнитных полей являются:
Варианты ответа:
а) ограничение времени пребывания в местах повышенного уровня магнитного поля промышленной частоты;
б) максимальное удаление от источников облучения спальных мест;
в) использование средств индивидуальной защиты.
6. Оптимальной системой отопления в жилом помещении с экологической точки зрения является:
Варианты ответа:
а) водяное отопление
б) панельное отопление
в) жаровое отопление
7. Воздушный куб на 1 человека должен составлять не менее:
Варианты ответа:
а) 20 м3
б) 40 м3
в) 30 м3
8. Вентиляционные системы должны:
Варианты ответа:
а) обеспечивать необходимую частоту воздуха;
б) поддерживать оптимальные параметры микроклимата;
в) быть простыми в эксплуатации;
г) быть бесшумными и безопасными;
д) все верно;
е) верно а, в, г.
9. Основные физические параметры ЭМП характеризуются:
Варианты ответа:
а) длиной волны;
б) магнитной проницаемостью;
в)диэлектрической проницаемостью;
г) частотой колебаний;
д) эффективной температурой.
10. Поражения глаз возникают при воздействии ЭМП диапазона:
а) СВЧ;
б) УВЧ;
в) ВЧ.
11. Основным источником поступления радона в жилые помещения являются:
Варианты ответа:
а) грунт;
б) атмосферный воздух;
в) водопроводная вода;
г) газовая плита.
12. Для обеспечения теплового комфорта человека в жилище важное значение имеют:
Варианты ответа:
а) температура воздуха;
б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте помещения и горизонтали;
в) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте помещения и горизонтали, температура внутренних поверхностей стен;
13. Санитарным показателем эффективности работы вентиляции помещений жилых и общественных зданий служит:
Варианты ответа:
а) аммиак;
б) диоксид углерода;
в) окисляемость;
г)оксиды азота;
д) пыль.
14. Биологический эффект при ионизации воздуха определяется комплексным воздействием:
Варианты ответа:
а) аэроионов;
б) озона;
в) оксидов азота;
г)атомарного кислорода;
д) электрического поля.
15.Искусственная ионизация воздуха приводит:
Варианты ответа:
а) увеличению легких ионов;
б) уменьшению легких ионов;
в) к росту содержания пыли, задерживаемой в дыхательных путях.
Лабораторная работа
1. Провести экогигиеническое обследование жилой квартиры (общежития) по схеме. Дать гигиеническую характеристику основным внешним и внутренним источникам низкочастотных электромагнитных полей.
2. Изучить субъективную реакцию организма на низкочастотные электромагнитные поля и влияние на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы в реальных условиях проживания.
3. Предложить комплекс рекомендаций по оптимизации условий проживания на основе результатов исследования.
Результаты обследования занести в таблицу.
Критерии оценки влияния ЭМП | Норматив | Результаты Обследования | Балльная оценка |
1. Место прохождения электрических силовых кабелей | По стенам не смежным с жилыми комнатами | ||
2. Расположение пунктов электропитания | Должны располагаться в помещениях, граничащих со вспомогательными помещениями смежных квартир | ||
3. Размещение силовых кабелей, кабельных линий и распределительных пунктов электропитания | На расстоянии не менее 3,5 от внешних стен жилых помещений | ||
4. Наличие общего контура заземления | Трехполюсные розетки:»фаза»,»ноль» и заземленная нейтраль | ||
5. Размещение мест отдыха и частого нахождения людей (кровать, кресло, стулья, столы и т.п.) | Вдали от источников ЭМП, не менее 1,5-2 м | ||
6. Время работы с электробытовой техникой в течение суток (миксер, фен, кофемолка, кухонный комбайн) | Необходимо уменьшать время контакта с электробытовыми приборами в процессе эксплуатации | ||
7. Размещение холодильника, электроплит, печи СВЧ, обогревателя, стиральной машины, чайника и др.) | Минимальное расстояние нахождения людей должно быть не менее 1,5-2,5 м | ||
8. Совместное размещение электроприборов (на холодильнике СВЧ-печь и т.п.) | запрещается | ||
9. Расстояние от телеприемников | Не менее 15,-2,5 м от любой поверхности телеприемника | ||
10. Выключение из электросети приборов после эксплуатации | Не оставлять включенными в сеть в режиме «ожидания» | ||
11. Расположение рабочих мест | На расстоянии 20-35 см от розеток, скрытой в стене электропроводки и проводов | ||
12. При наличии компьютера время непрерывной работы за монитором | Не более 45 мин. | ||
13. Время использование сотовой связи в течение суток | Не более 0,5 часа в течение суток, непрерывного использования не более 3 мин. |
* слабое -1-4 балла, среднее воздействие – 5-8 баллов, сильное – 9-13 баллов.
Задание 2. Ответить на предложенные вопросы для оценки влияния ЭМП на организм человека.
Общие симптомы:
1. Отмечаете ли Вы нарушение концентрации внимания?
2. Бывают ли у Вас головные боли?
3. Ощущаете ли Вы общая слабость, потерю сил?
4. Отмечается ли у Вас снижение работоспособности?
5. Чувствуете ли Вы непроходящую усталость?
6. Бывают ли у Вас приступы головокружения?
7. Отмечается ли у Вас плохой, поверхностный сон?
8. Отмечаете ли Вы снижение потенции?
9. Ощущаете ли Вы состояние внутреннего опустошения?
10. Отмечается ли у Вас нестабильность температуры тела?
11. Страдаете ли Вы аллергическими реакциями?
Симптомы со стороны нервной системы:
12. Отмечаете ли Вы функциональные нарушения центральной и вегетативной нервной системы (чувство тревоги, повышенная возбужденность и т.п.)?
13. Характерны ли неврастенические проявления (раздражительность, агрессивность и т.п.)?
14. Отмечаете ли Вы склонность к потливости?
15. Отмечаете ли Вы легкое дрожание пальцев?
Симптомы со стороны сердечно-сосудистой системы
16. Отмечаете ли Вы нарушения сердечного ритма?
17. Отмечаете ли Вы нестабильность артериального давления?
18. Бывают ли у Вас обморочные состояния?
19. Бывают ли у Вас неприятные ощущения, боли в области сердца?
20. Если ли изменения со стороны ЭКГ?
За каждый положительный ответ ставите 0 баллов, за каждый отрицательный ответ 1 балл. Если Вы набрали до 7 баллах, отмечается слабое воздействие ЭМП, 8-14 — средняя степень выраженности воздействия, 15-20 — сильное воздействие.
Сделать необходимые выводы и предложения.
Вопросы для закрепления материала
1. Укажите основные источники поступления в воздушную среду помещений веществ, влияющих на здоровье человека. Назовите наиболее значимый источник загрязнения внутренней среды токсическими веществами.
2. Какова роль отдельных источников загрязнения воздушной среды в зданиях и помещениях различного назначения?
3. Чем определяется степень загрязнения воздушной среды жилых и общественных зданий?
4. Какие загрязнители воздушной среды помещений могут вызвать злокачественные новообразования у человека?
5. Какие загрязнители воздушной среды помещений могут вызвать аллергические реакции?
6. Перечислите источники поступления радона в воздух жилых и общественных зданий, его действие на организм.
7. В чем опасность пассивного курения. Назовите группы риска.
8. Укажите основные проявления токсического действия формальдегида на организм человека.
9. Укажите основные проявления действия ЭМП на организм человека.
10. Перечислите внешние и внутренние источники ЭМП.
11. Какие основные направления профилактики неблагоприятного воздействия ЭМП на организм человека?
Основная литература
1. Стожаров, А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие/ А.Н. Стожаров – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002 — 98с.
2. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: Учебник для студентов высш. мед.учеб.заведений /Ю.П. Пивоваров и др. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 528с.
3. Королев, А.А. Медицинская экология: Учебное пособие для студ. заведений / А.А. Королев, М.В. Богданов и др.; Под ред. А.А. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
4. Гигиена: Учебник, 2-е изд., перераб.и доп / Под ред. Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. -608с.
Дополнительная литература
1. Губернский Ю.Д. Перспективные направление гигиенических исследований урбанизированной жилой среды //Гигиена и санитария. -200. -№1. – С. 8-12.
2. Небел Б. Наука об окружающей среде. – М.,1993.
3. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания.-М.:Мир,1994./в 4-х книгах.