Вопрос №1. Зоны чрезвычайной ситуации и зоны экологического бедствия
ФЗ от 21 дек 1994 г « О защите населения от ЧС природного и техногенного характера», Пост правительства от 21 июля 2007 г. «О классификации ЧС природного и техногенного характера». Выделяют 2 вида эколог неблагоприятн территорий:
- Зоны ЧС – это такие участки территории страны, где в результате хозяйсвтенной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окр среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естеств экологич систем, генетических фондов животных и растений. ЧС может сложиться в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и иного бедствия, могут повлечь человеческие жертвы, ущерб окр среде. (локальные, муниц, межмуниц, регион, межрег, фед). МЧС
- Зона экологического бедствия – участки территории России, где в результате хоз и иной деят-ти произошли глубокие необратимые изменения окр среды, повлекшие за собой сущесвт ухудшение здоровья населения, разрушение эк систем, деградацию флоры и фауны. Территория объявл зоной эк бедствия по заключения гос эк экспертизы, согл ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе». МПР
Вопрос №2. ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 (ред. от 26.07.2010).
При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; (Правила определения размера разовых платежей за пользование участками недр, утв. ПостПравительства РФ от 4 февр 2009г., Методика расчета минимального (стартового) разового платежа, утв. Приказом МинПрироды России от 30 сент 2008 г.)
2. регулярные платежи за пользование недрами – взимаются отдельно по каждому виду работ (кроме пользований для рег геологич изучения), опред в завис от условий, вида полезн ископ, стпени риска, и т.д. размер уст-ся Роснедрами в рублях за 1 кв метр участка недр. В ден форме.
3. плата за геологическую информацию о недрах – Методика утв. Приказом МПР РФ от 15 дек 2005 года, мин размер сост 10т.р.)
4. сбор за участие в конкурсе (аукционе)- все участники вносят.
5. сбор за выдачу лицензии – опред исходя из стоимости затрат на подготовку, оформл, и регистр выдачи лицензии.
Пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Вопрос №3. В соотв. с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03. 1995г. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
2. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
Создают условия для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения.
На территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков.
В соотв. с Лесн. К В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Билет 19
Вопрос № 1.В соотв. с ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года.
Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов.
Нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:
проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов проведение экспертизы, установление оснований разработки или пересмотра нормативов
осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;
формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов;
оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативо.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
2. К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
Вопрос №2.В соотв. с ФЗ"О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995г. Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. (1 морская миля = 1852 метра).
Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.( Постановление Правительства о 16 июня 1997 года «О порядке утвержд перечней географич координат точек опред линий внешних границ КШ РФ» )
Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов.
2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
4) юрисдикцию в отношении:
морских научных исследований;
защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;
прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Постановление Правительства о 16 июня 1997 года «О порядке утвержд перечней географич координат точек опред линий внешних границ КШ РФ»
Вопрос №3.В соот с ФЗ"О животном мире" от 24 апреля 1995г. В целях реализации требований законодательства осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания – фед, рег, местные.
Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством Российской Федерации.
Мероприятия по охране отдельных объектов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей среде.
Организация охраны животного мира осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, которой подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
Порядок проведения экспертиз устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях охраны жив мира могут быть введены ограничения. Запрещения либо приостановления разл видов деятельности.
При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.
Билет 20
Вопрос №1 постановлениее Правительства РФ "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" от 29.05. 2008г.
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, включая:
– управление государственным фондом недр и лесным хозяйством;
– использование и охрану водного фонда;
– использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов;
– эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам:
– геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
– использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
– использование и охрана водных объектов;
– охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
– особо охраняемые природные территории;
– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
– охрана атмосферного воздуха;
Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства водных ресурсов , Федерального агентства по недропользованию.
Осуществляет лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии (разрешения).
Осуществляет возложенные на него полномочия либо непосредственно, либо через свои территориальные органы
Вопрос №2.. Водный Кодекс От 03.06.2006г. Водпользование – юр. Обусловленная деятельность ФЛ и ЮЛ связ с использованием водных объектов.
По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Содержание договора водопользования
1. Договор водопользования должен содержать:
1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) 3) срок действия договора водопользования;
4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме и пояснительная записка к ним.
Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.
Вопрос №3.В соотв. с Лесным Кодексом от 4 дек 2006 года.
Использование лесов в Российской Федерации является платным.
За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. 22 мая 2007 года принято Пост Правительств «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящ в фед. Собственности» в ред от 9 ноября 2009 г.
Оценка лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
оценка может проводиться в различных территориальных масштабах - от небольших участков внутри лесных кварталов до обширных зон. Основными элементами оценки лесных ресурсов следует рассматривать следующие:
1. Объем - общая площадь лесов оцениваемого объекта, суммарный запас древесины;
2. Природные свойства - концентрация запасов (запас на единицу площади), качество и структура древостоев (состав по породам, , классам возраста);
3. Природные и экономические условия освоения.