Тема: Головной и спинной мозг. Нервы. Гигиена умственного труда

Цели: формировать элементарные представления о нервной системе человека, о том, как работает мозг и нервы, расширить знания о гигиене умственного труда; содействовать осознанию учащимися важности соблюдения правил гигиены умственного труда, воспитания стремления их выполнять в повседневной жизни; развивать умения самостоятельной работы с учебником, рассуждать, делать необходимые выводы и обобщения.

Оборудование: таблицы «Организм человека», «Нервная система человека», муляжи черепа и головного мозга, карточки с заданиями.

Ход урока

Проверку домашнего задания можно начать с работы по методике «Улучшить и повторить». В микрогруппах ученики отвечают на вопросы:

1. Что объединяет человека с растениями?

2. Что у человека общего с животными?

3. Чем человек отличается от животных?

4. Что доказывает, что человек – часть живой природы?

5. Что воспринимает человек с помощью органов зрения?

6. Что нужно делать для того, чтобы сохранить хорошее зрение?

7. Какое значение органов слуха в жизни человека?

8. Как нужно беречь органы слуха?

После работы в микрогруппах проводится тестовый контроль знаний:

1. Отметь знаком «+», что нужно делать для того, чтобы сохранить хорошее зрение:

– не читать в транспорте, лежа;

– смотреть телевизор более 2- 2, 5 часа;

– читать при хорошем освещении;

– оберегать глаза от ударов, острых предметов;

– делать гимнастику для глаз.

2. Закончи предложения.

Если в глаз что-то попало, нужно …

Если глаза устали, нужно сделать …

3. Что нужно сделать для того, чтобы сохранить хороший слух и обоняние? Соедини написанное в столбцах, закончи правила.

Защищать от громкой музыки и … Хороший слух Не простывать
  Хорошее обоняние Закалять свой организм
Не ковырять острыми предметами, …   Защищать от ветра
Мыть теплой водой с мылом Вкус Не есть горячую пищу, не пробовать …

4. Ответ на вопрос.

Напиши, что будет, если человек станет плохо видеть.

Изучение нового материала можно начать с проблемных вопросов: Без помощи какого органа не смогут работать органы чувств? Какой орган в организме человека называют самым главным? После ответов учащихся учитель делает вывод о том, что в организме человека все органы важны, и жить человек не сможет без любого их них. Без дыхания, пищи долго не протянешь. Без скелета человек будет совсем бесформенным, без мускулов застынет как статуя и шагу не сделает. Но есть орган, который действительно называют главным потому, что он управляет работой всех остальных органов человека, обеспечивает их согласованное взаимодействие. Не зря говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, а мозг!». После этого учитель формулирует тему урока, знакомит учащихся с его задачами.

С целью знакомства с нервной системой человека предлагается прочитать первых два абзаца текста в учебнике «Почему мозг называют главным органом?». В процессе объяснительного чтения составляется опорная схема на доске, а учениками в тетрадях. В процессе чтения текста учитель спрашивает: О чем идет речь в первом абзаце? Во втором? Найдите в тексте и прочитайте, чем управляет мозг. Что является в организме помощником головного мозга? Что отходит от головного и спинного мозга? Сделайте вывод, что составляет нервную систему человека. Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, где находится головной мозг? Потрогайте свою голову. Что вы нащупываете? Почему головной мозг находится в крепкой костяной защите? В какой костяной защите находится спинной мозг? После прочтения первого и второго абзаца на доске появляется схема:

  Нервная система  
Мышление   Умственный труд Головной мозг    
  нервы – сигналы управляют всеми органами
  Спинной мозг    

С помощью этой схемы учитель объясняет механизм управления нервной системой работой органов человека (на основе текста учебника).

Физкультпауза. Учитель читает стихи, ученики имитируют движения за ним.

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

Основной этап урока – правила гигиены умственного труда.

Учеба – нелегкий умственный труд, от которого устают как от любого другого вида труда. Учитель обращается к учащимся с вопросом: Что же нужно делать для того, чтобы учеба не вызывала переутомления, а мы дольше сохраняли работоспособность? Для ответа на этот вопрос, организуется работа в микрогруппах или парах: на основе текста учебника «Что надо делать, чтобы сохранить здоровой нервную систему?» дети определяют правила гигиены умственного труда. После 5-7 минут самостоятельной работы учитель предлагает учащимся задание-тест, которое выполняют ученики в микрогруппах (или парах).

Примерное содержание задания.

На основе самостоятельной работы с текстом учебника заполните пропуски в правилах, исправьте допущенные ошибки.

Правила гигиены умственного труда

Главное правило – выполнение … дня.

Необходимо чередовать умственный и … труд.

Нужно чередовать также труд и ….

После уроков нужно погулять …

Домашние задания нужно выполнять в хорошо освещенном и … помещении.

После каждых 2-3 часов работы, нужно делать перерыв.

Во время выполнения домашних заданий нельзя включать …

Надо всегда хорошо … , потому что … – отдых для нервной системы.

При обсуждении результатов работы учитель комментирует правила, просит учеников объяснить некоторые их них. Например: Объясните, что такое режим дня. Может ли он быть для всех одинаковым? Почему после уроков нужно гулять на свежем воздухе? Когда лучше всего выполнять домашние задания? (С 8 до 12 учащимся второй смены, с 16 до 17 – 18 учащимся первой смены). С какой стороны должен падать свет при выполнении домашних заданий? С каких предметов лучше начинать выполнение домашних заданий? Какие упражнения полезно делать после каждых 40 – 45 минут работы? (Ученики могут показать эти упражнения, учитель может порекомендовать также ряд простых упражнений, например, дыхательные упражнения, потягивания туловищем, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и т.п.). Сколько должен длится сон, чтобы организм отдохнул?

После обсуждения результатов работы ученики рассуждают над вопросом, какая связь существует между занятиями физкультурой, физзарядкой и умственным трудом.

Если есть время можно выполнит задание «Хорошо – плохо», направленное на установление правил здорового сна. Ученикам на карточках предлагается ряд действий, из которых они должны выбрать хорошие, обеспечивающие здоровый сон:

– принимать душ;

– проветривать комнату;

– перед сном хорошо покушать, выпить много сока или чая;

– на ночь смотреть страшные фильмы;

спать

– гулять перед сном на свежем воздухе;

– слушать громкую музыку;

– играть в шумные игры.

Подведение итогов работы. Что нового узнали на уроке? Что было узнать особенно полезным? Устали ли на уроке?

Что сегодня запишем на листе «Азбука здоровья»? Учитель открывает следующий лепесток со словами: соблюдение режима дня, чередование умственного и физического труда, труда и отдыха; здоровый сон.

Домашнее задание: прочитать тексты на стр. учебника …, подготовить сообщение о нервной системе человека, правилах гигиены умственного труда; составить собственный распорядок дня.

Наши рекомендации