История развития экологического образования в России.

Психолого-дидактические аспекты обучения естествознанию».

Преподаватель: Амброжевич Ярослав Евгеньевич

Экологическое образование младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

Учебники для самостоятельной работы:

· Ботаника

· Зоология

· Землеведение

Тема 1: «Экологическое образование».

Экология – эта наука , о взаимосвязи живых организмов в окружающей среде. (Связь со средой обитания)

Экологические взаимосвязи

Условно говоря, они могут быть со знаком «+» и « - ».

1) История развития экологического образования в России. - student2.ru Растения неживая природа (абиотические факторы среды)

«+» - плодородная почва, тепло, свет, влажность.

« - » - почва не плодородная, температура слишком высокая.

2) История развития экологического образования в России. - student2.ru Растения живая природа (биотический фактор среды)

История развития экологического образования в России. - student2.ru а) растения растения

История развития экологического образования в России. - student2.ru культурные сорные

История развития экологического образования в России. - student2.ru ель кислица

История развития экологического образования в России. - student2.ru б)растения грибы

История развития экологического образования в России. - student2.ru «- » - Береза Чага

История развития экологического образования в России. - student2.ru «+» - белый гриб сосна

История развития экологического образования в России. - student2.ru в) растения животные

« - » - эвкалипт - коала

« - » - заяц – осина

«+» - дятел – насекомые

История развития экологического образования в России. - student2.ru г)растения бактерии

Сделать с животными и человеком взаимосвязь с другими

Образование - составляющий элемент воспитания, обучения и развития.

Экологическое образование – важно, потому что:

· Истощаются природные ресурсы;

· Быстро загрязняется окружающая среда;

· Сформировать потребность побуждать учащихся к действию;

· Важным инструментом решения экологических проблем человечества.

1992 год – Рио де Жанейро, конференция по устойчивому развитию (устойчивое развитие общества в согласии с экологическими законами природы)

От экологии зависит:

ü Политика;

ü Экономика.

На ряду с мерами экономическими и политическими Россия взяла обязательства.

Приоритетность экологического образования отражается в законах РФ:

- «об образовании»;

- «об охране окружающей среды»;

- постановление Министерства образования; Министерства окружающей среды и экологии;

- «об экологическом образовании, обучающихся в образовательных учреждениях РФ»

«Признание экологического образования приоритетным направлением, выделив его как стратегическое».

90-е годы принята Федеральная программа «Экологическое образование населения России».

История развития экологического образования в России.

Слово «экология» в Советском Союзе считалось ругательным словом.

В середине 60-х годов 20 века происходит:

- основы экологии включены в общее биологическое образование (но только в общее экологическое образование)

Цель: развивать элементы экологической грамотности

Экологические сведения ведутся в других дисциплинах:

v Физика;

v Химия;

v География.

70-е годы – впервые появляется предмет природоведение , который включает в себя, экологические сведения.

Усиливается внимание к проблеме охраны природы.

Появляется термин «природоохранительное образование», которое постепенное преобразуется в термин «экологическое образование».

80-е годы – разрабатывается концепция непрерывного экологического образования. Впервые появляется определение «экологическое образование» в школе, его цели и содержание.

90-е годы – в школе вводится специальный предмет «Экология», как самостоятельны, но обязательный предмет.

Впервые появляются по - настоящему экологизированные учебные программы.

Наше время: экологическое образование в школе не соответствует тем требования, которое ему предъявляют и тем идеям, на которых оно должно основываться.

Причины:

1. Своеобразие взглядов на приоритеты учебных дисциплин;

2. Недостаточность в готовности учителей к осуществлению экологического образования;

3. Слабая материальная база.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы:

§ Экологических знаний,

§ Ценностных ориентаций,

§ Поведения и деятельности

обеспечивающих становлению развития, воспитания экологической культуры личности (И.Н. Понамарева, Цветкова, Симонова)

Экологическая культура личности – это система ценностной ориентации знаний, деятельности и отношений, которые проявляются в духовности и поступках как часть к общей культуре личности.

Наши рекомендации