Минерально-сырьевые ресурсы
Здесь учитывается группа полезных ископаемых, учитывается вид сырья, глубина залегания, мощность пустот.
Используется открытый способ добычи ресурсов. Возникает воспроизведение рекультивации территории.
Поверхностные подземные воды – компонент природного ландшафта, они называются гидрология и гидрография. С т.з. хозяйственного питьевого и промышленного решения. В число поверхностных вод входят болота. Возникает вопрос осушить или ограничить. Определяется 3 км3/сутки.
Гидрография показывает частоты речной сети, уклоны русел, их длину, ширину, скорость течения, площадь зеркала озер и их глубину.
Данные влияют на размер сельскохозяйственных территорий, обеспечение населения промышленной территории.
Климатические условия
В первую очередь учитываются климатические условия; жилые территории должны располагаться с поветренной стороны (Магнитогорск).
- осадки непосредственно влияют на каждое здание на планировочном уровне: в первую очередь проводятся мероприятия по отводу ливневых вод (ливневка, могут быть надземными и подземными).
В конце всей системы при сбросе воды в водоемы производится механическая очистка ливневых вод;
- для водоснабжения города устраиваются водозаборные сооружения, в виде водохранилищ, подземных цистерн, поземных скважин (артезианских).
Объем и уровень воды должен поддерживаться в рабочем состоянии, учет ведется по ежесуточному и ежесезонному показателю.
- отвести воду с кровли, учесть снеговые нагрузки (140 кг/м2)
- противостоять к обледенению, в каждом регионе свои климатические особенности, которые различаются по:
· Радиационно-термическим
· Влажностным и др.
Антропогенные ресурсы.
- транспортное и инженерно-техническое обслуживание;
- доступность основных центров производства и потребления;
- гигиенические условия и состояние природного комплекса;
- ценность капитального фонда;
- оценка необходимой реконструкции;
- наличие строительной базы;
- эстетические качества антропогенного ландшафта.
Сан. защитные зоны и классификация пром. предприятий
Сан. защитные зоны и классификация пром. предприятий
Определяющим при размещении пром. предприятий являются сан.-гигиенич. характеристики производства, которые в значительной степени влияют на условия формирования пром. районов и всей структуры города. Роль санитарно-защитной зоны может-озеленение транспорт. магистрали.
Типы пром. районов: удаленные от селитебной терр., на границе селит. терр., в пределах селит. терр. (расстояния от таких районов устанавливаются в каждом отдельном случаи в зависимости от технологии, эффективности улавливания производственных вредностей, взрыво- и пожароопасности произв.)
1.К предприятиям, выделяющим незначительные производственные вредности и не треб. полной изоляции от селитебных зон, но связанных со значительными грузооборотом и необходимостью устройства подъездных железнодорожных путей, относятся машиностроительные, текстильные, пищевые предприятия.(Сан-защ зона между ними и селитебной от 50-1000 м). Из-за необходимости обслуживания ж/д транспортом такие районы лучше распологать на границе селитебной зоны.
2.К предприятиям, не оказывающих вредное влияние на условия жизни и имеющий незначительный грузооборот- заводы механики, приборостроения, оптики.(Не требуют изоляции и могут находится в пределах селит.терр.)
Билет 23
Система озеленения населенных мест
На схеме озеленения мы показываем систему озеленения.
Система озеленения играет большую роль в формировании городской среды. Озеленение должно иметь развитую систему, в сумме составляет 50% жилой территории.
Функции:
- организации спорта и отдыха населения,
-улучшения санитарно-гигиенического состояния городской среды,
- эстетического совершенствования среды города.
Виды озеленения:
-лесопарковые зоны (за городом или по границе)
-лесопарковые зоны в жил районах
-парки культуры и отдыха
-бульвары, скверы
-пейзажные парки
-микрорайонные сады
-озеленения ДДУ, ООУ, дворовых
-магистральные
- на территориях промышленных предприятий, сан защитные и т.д.
Задача:
-Снижение не благоприятного воздействия на человека природных факторов: ветра, перегрева, сухости, пере увлажнения
-очищает атмосферу, водоемы, (водоохранные зоны должны быть озелененными деревьями и газонами, пни подпитывают ручьи и реки)
-Защита от шума и снежных заносов.
-эстетическая роль
Суммарная площадь парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и др.:
-Для крупных, крупнейших, больших городов-15-30 м2/чел
-средних -13 м2/чел
-малых -8 м2/чел
-курортных- 40-50 м2/чел
Парки :городские-15га, районные-10га, сельской местности. Линейноя или свободная посалка.
Состав парка: рощи, лесные массивы, аллеи, поляны, кустарники,
Бульвары –по ним передвигаются пешеходы, и являются зоной отдыха. На бульварах высажены деревья, декоративные кустарники-живые изгороди.
Система озеленения жилого района 3 вида отдыха:
· Ежедневный
· Периодический
· Эпизодический
1) Ежедневный.
· Детская игровая площадка
· Спортивные площади(хоккейные 15*30, баскетбольные 9*18)
· Площадки для пожилых
Все улицы должны быть зеленые для этого предусмотрены 2 полосы газона.
2) Периодичного посещения, к ним относят:
· Скверы
· Парки
· Бульвары ( R 10мин. доступности, около 1 км.)
· Парки
· Лесопарки (в месте жилого района или жилого города)
3) Эпизодический.
R 30-40 мин. доступности до 1 часа. (Чебаркуль, Миасс, Аргаяш)
Вокруг миллионного города должен быть зеленый пояс из насаждений до 60 км : лесные массивы, коммунально-складские зоны, садовые участки, селения и города-спутники.
Планировочная структура города
Характеристики планировочной структуры получают наиболее наглядное выражение в размещении основных
функциональных узлов и транспортных связей между функциональными зонами города. Транспортная инфраструктура фиксирует планировочную структуру, и во многом предопределяет ее последующее развитие. Территории, прибегающие к главным узлам и осям транспортной инфраструктуры, наиболее выгодные, комфортные с точки зрения условий транспортной доступности. Таким образом, конфигурация транспортной инфраструктуры закрепляется в планировке города . Вместе они составляют пространственно-планировочную организации города - «каркас»
Каркас существенно дополняет функциональное зонирование.
Если в до промышленную эпоху при относительно небольших размерах города каркас, как правило, имел форму компактного ядра с несколькими радиальными «выбросами», то в крупном современном городе он все чаще приобретает форму сложной «решетки».
Выявление каркаса становится важной задачей градостроительного исследования, имеющей практическое значение для эффективного управления развитием города. Эта задача решается с помощью аналитических и графоаналитических методов.
Комфортность среды обитания определяется также экологическими характеристиками, как санитарно-гигиенические, эстетические, историко-культурные.. Благоприятные экологические показатели часто несовместимы с высокими показателями интенсивности освоения территории.
Всесторонний учет природно-ландшафтных факторов, продуманное включение в систему планировки и бережное сохранение имеющихся зеленых массивов и акваторий, рекультивация пришедших в упадок городских ландшафтов, борьба с загрязнением воздушного и водного бассейнов за счет рационального взаиморазмещения объектов и зон - это основы современной экологической политики в проектировании города.
Наряду с каркасом, выделяется и его «заполнение»-территории. Эта территория структурно подчинена каркасу.
В малом и среднем городе такие единицы, как правило, соответствуют основным элементам функционального зонирования: жилые зоны, производственные районы, зоны отдыха, в некоторых случаях-комплексные производственно-селитебные районы. В городах большего размера возникает необходимость в более сложной структуре организованных планировочных образований. Основным элементом такой организации становится комплексныйпланировочный район с населением 100 тыс.,-(для большого города) ,500 тыс. человек -(для крупнейшего), в состав планировочного района входят жилые и производственные, зоны отдыха и т. п. В городах-миллионерах планировочные районы могут группироваться в более крупные планировочные образования -планировочные зоны с населением порядка 1 млн. человек.
Надо учитывать, что градостроительная ситуация крупного развивающегося города бывает сложной и может не допускать чистого варианта структурной организации, требовать его творческой модификации.
Билет 24
Вне селитебные зоны города
Производственная зона
Производственную зону города составляют городские промышленные районы, которые формируются на основе кооперирования предприятий, вспомогательных и обслуживающих объектов, инженерных сооружений, а также связанных с ними общественных и научно-исследовательских центров. Планировочная структура промышленного района должна быть взаимосвязана со структурой всего города.
Складская зона
Складские зоны должны быть приближены к пересечениям основных грузоподводящих транспортных комму- ]никаций и основным направлениям гру- зопотоков в городе. Они должны пере- хватывать и концентрировать внешниескладские грузопотоки с дальнейшим их'распределением к местам потребления. Складское хозяйство города состоит из складов нескольких отраслевых групп: промышленных, торговых, строительных, топливных и др. К градостроительным факторам, определяющим формы и принципы размещения складского хозяйства, относятся: функционально-пространственная организация складов в планировочной структуре города, интенсификация использования складских территорий, объемно-про- странственное решение складского комплекса. Основой планировочной органи: зации складского комплекса является зонирование его территории с выделением складской зоны, предназначенной для приема, хранения и отправления грузов; транспортной зоны, которая выполняет функции приема и отправки грузов, перегрузки их с одного вида транспорта на другой; зоны бытового и производ ственного обслуживания; санитарно-защитной зоны.
Зоны внешнего транспорта
Внешний транспорт города -же- лезнодорожный, автомобильный, воз-душный, водный-обслуживает приго-родные, местные и дальние перевозкипассажиров и грузов и является связую-щим звеном между городскимии межго-родскими процессами. Это положениевьщеляет объекты внешнего транспортав важную группу элементов, оказываю-щих непосредственное влияние на фор- мирование структуры городов и регио- нальных систем. Задача градостроитель- ства -определить принципы размеще- ния элементов внешнего транспортав городе, функциональную и планиро-вочную увязку их со структурой города,системой обслуживания населения;внутригородской транспортной сетью.
Пригородная зона
Понятием «пригородная зона» объединяют окружающие город терри-тории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам (). Планировка пригородной"зоны разрабатывается в специальном проекте планировки пригородной и зе-
леной зоны в комплексе с генеральным планом города. В использовании территории пригородной зоны преобладают Важной функцией является, организа-цияотдыха населения города. функции, непосредственно связанные жизнедеятельностью города. Первая сохранение экологического равновесия городской застройки и пригородного ландшафта в масштабе района расселения, а также обеспечение города необходимыми для его жизнедеятельности природными ресурсами, прежде всего связанными с водообеспечением и во- доотведением. Вторая функция пригородной зоны-обеспечение города продуктами питания, что, как правило, требует изменения отраслевой структуры сельского хозяйства, подчинения его нуждам города.
Элементы град. композиции
Структура градостроительной композиции формируется из пространственных элементов (пространство и масса)-пространство площадей, улиц, жилых дворов
-Масса зданий, массивы застройки, озеленения
-на территориальном уровне - долины, водоемы
-на более высоком уровне- массивов рельефа, поселения.
Пример:
При проектировании ансамбля оперируют объемами, пластикой застройки
При проектировании города оперируют транспортной структурой, массивом застройки.
Для характеристики выразительности композиции используют 2 типа:
4. Определяют эстетическую значимость элемента:
-композиционный центр (узел, доминанта)
-ядро -участок территории с высокой концентрацией.
-ось- линейная концентрация какого либо признака , и формирует каркас композиции.
-функц. ось- это линии коммуникаций (дороги, системы передвижения населения)
-композ. Ось-линия ансамблевых образований, ориентирована на ядро
2. Описывают свойства композиции, выделяют территории, описывают градостроительную среду
-зоны
-границы
Структура градостр. композиции формир-ся из простр-х элементов, их взаимосвязи.
Взаимосвязь этих элементов строится на основе сопоставления, чередования ,соподчиненности.
Задачами композиционной организации систем являются: гармония отношений форм, многообразия , сложности ,соподчиненности элементов.
Средства гармонизации градостроительной композиции:
1. гармонизация пропорций, метра, ритма пространственных систем;
2. контрастное и нюансное сопоставление элементов композиции (рисунку, пластике, цвету, и по значимости), преодоление монотонности,
3.Соразмерность и масштабность.
Иерархическая организация элементов, создание их необходимого многообразия и сложности композиционных связей, обеспечение «компактности» композиционных связей (визуальных, ассоциативных).
Композиция города предполагает ритмичность, чередование элементов разной значимости ,что помогает расчленить сложный процесс усвоения градостроительной композиции. А это в свою очередь составляет основу единого целостного восприятия композиции.
Билет 25
Художественная структура град. систем и ее анализ
Характеристика объективных свойств и эстетического воздействия определяется:
ú Эмоциональная сила и смысловая значимость взаимодействия среды (эстетическое воздействие) – доминантность («акцент») элементов, активность в системе композиционных связей (узлы, оси, рядовая застройка), композиционное совершенство.
ú Характер эмоционального и смыслового воздействия – спектр пространственно-планировочных и свето-цветовых средств градостроит. композиции (геометрия пространства, силуэт, рисунок элемента, свет и цвет и т.д.)
ú Восприятие гармоничности среды – соразмерность, уравновешенность.
ú Образно-целостное восприятие среды – визуальная, ассоциативная и логическая чсвязность элементов (компактность), соподчиненность (баланс функций), сложность (многообразие) композиционных приемов.
Отражают реальные свойства объектов, меру и характер пространственной упорядоченности комп. структур.
Задача композиции в:
ú Силе эстетического воздействия, с соответствием проектной значимости объекта.
ú Задуманном архитектором характером воздействия.
ú В целости восприятия, определяемой гармоничностью организации и связанностью элементов град. системы.
Закономерность композиционной структуры град.объекта в психологии и логике восприятия.
К закономерности относится способность к различению и обобщению получаемой эстетич. инфо.
Закономерности чувственного различения лежат в основе:
ú Гармонии пропорций, метра, ритма пространственных систем.
ú Контраст и нюанс сопоставление элементов композиции, преодоление монотонности.
Средства целостной композиции:
ú Иерархия организации элементов
ú Создание их необходимого многообразия и сложности композиционных связей
ú Обеспечение «компактности» композиционных связей
Эстетическая программа составляет определённый набор «правил» худож. организации пространства, позволяющие составить основу градостроительного композиционного анализа, в процессе проектирования.
Сан. защитные зоны и классификация пром. предприятий
Сан. защитные зоны и классификация пром. предприятий
Определяющим при размещении пром. предприятий являются сан.-гигиенич. характеристики производства, которые в значительной степени влияют на условия формирования пром. районов и всей структуры города. Роль санитарно-защитной зоны может-озеленение транспорт. магистрали.
Типы пром. районов: удаленные от селитебной терр., на границе селит. терр., в пределах селит. терр. (расстояния от таких районов устанавливаются в каждом отдельном случаи в зависимости от технологии, эффективности улавливания производственных вредностей, взрыво- и пожароопасности произв.)
1.К предприятиям, выделяющим незначительные производственные вредности и не треб. полной изоляции от селитебных зон, но связанных со значительными грузооборотом и необходимостью устройства подъездных железнодорожных путей, относятся машиностроительные, текстильные, пищевые предприятия.(Сан-защ зона между ними и селитебной от 50-1000 м). Из-за необходимости обслуживания ж/д транспортом такие районы лучше распологать на границе селитебной зоны.
2.К предприятиям, не оказывающих вредное влияние на условия жизни и имеющий незначительный грузооборот- заводы механики, приборостроения, оптики.(Не требуют изоляции и могут находится в пределах селит.терр.)
Билет 26
Комплексная оценка территории района
Цель: определение степени ее пригодности для разных видов использования. Проводится сопоставление качественных и природных характеристик, антропогенных ресурсов.
Комплексная оценка территорий в районной планировке, здесь сравнивают различные участки всей территории района.
Природно- антропогенные факторы с точки зрения благоприятного использования:
· На уровне генплана(использование материала районной планировки учитывается:
- оценки строительных условий;
- климат; геология, рельеф, овраги, геоморфология, гидрография, гидрологическое районирование)
· На уровне проектов планировки и определения территории для общего жилищного строительства, плюс учитывается степень загрязненности среды.
Все характеристики сводятся к показателям:
- баланс территорий 100%
*площадь покрытий
*площадь озеленения
*площадь под застройку
· Характеристики и требования инженерного оборудования и благоустройства
Емкость территорий определяется по min показателям ресурсов, имеющих жизненно важное значение.
Планировочная структура города
Характеристики планировочной структуры получают наиболее наглядное выражение в размещении основных
функциональных узлов и транспортных связей между функциональными зонами города. Транспортная инфраструктура фиксирует планировочную структуру, и во многом предопределяет ее последующее развитие. Территории, прибегающие к главным узлам и осям транспортной инфраструктуры, наиболее выгодные, комфортные с точки зрения условий транспортной доступности. Таким образом, конфигурация транспортной инфраструктуры закрепляется в планировке города . Вместе они составляют пространственно-планировочную организации города - «каркас»
Каркас существенно дополняет функциональное зонирование.
Если в до промышленную эпоху при относительно небольших размерах города каркас, как правило, имел форму компактного ядра с несколькими радиальными «выбросами», то в крупном современном городе он все чаще приобретает форму сложной «решетки».
Выявление каркаса становится важной задачей градостроительного исследования, имеющей практическое значение для эффективного управления развитием города. Эта задача решается с помощью аналитических и графоаналитических методов.
Комфортность среды обитания определяется также экологическими характеристиками, как санитарно-гигиенические, эстетические, историко-культурные.. Благоприятные экологические показатели часто несовместимы с высокими показателями интенсивности освоения территории.
Всесторонний учет природно-ландшафтных факторов, продуманное включение в систему планировки и бережное сохранение имеющихся зеленых массивов и акваторий, рекультивация пришедших в упадок городских ландшафтов, борьба с загрязнением воздушного и водного бассейнов за счет рационального взаиморазмещения объектов и зон - это основы современной экологической политики в проектировании города.
Наряду с каркасом, выделяется и его «заполнение»-территории. Эта территория структурно подчинена каркасу.
В малом и среднем городе такие единицы, как правило, соответствуют основным элементам функционального зонирования: жилые зоны, производственные районы, зоны отдыха, в некоторых случаях-комплексные производственно-селитебные районы. В городах большего размера возникает необходимость в более сложной структуре организованных планировочных образований. Основным элементом такой организации становится комплексныйпланировочный район с населением 100 тыс.,-(для большого города) ,500 тыс. человек -(для крупнейшего), в состав планировочного района входят жилые и производственные, зоны отдыха и т. п. В городах-миллионерах планировочные районы могут группироваться в более крупные планировочные образования -планировочные зоны с населением порядка 1 млн. человек.
Надо учитывать, что градостроительная ситуация крупного развивающегося города бывает сложной и может не допускать чистого варианта структурной организации, требовать его творческой модификации.
Билет 27
Теория эстетического восприятия град. среды
индивидуальное преломление заданных свойств среды обусловливается установкой и способностью индивида к их эмоциональному и осознанному восприятию. Поэтому эстетические программы формулируют лишь общую направленность решения, но конкретную содержательность эстетической информации.
В программах формулируется установка на взаимосвязь композиционного решения с характером природного ландшафта, на раскрытие художественными средствами исторических традиций, со--отнесение нового и старого!, на создание определенной атмосферы, степени динамичности среды, распределения эстетической «нагрузки» в системе компонентов среды и т. д.
Классификация населенных мест
Населенные места делятся на городские (города и поселки городского типа) исельские (села, деревни). При отнесении населенного места к числу городских или сельских поселений учитывается численность населения, преобладающий характер трудовой занятости его, административное положение.
Классификация городов осуществляется по ряду признаков. Один из главных среди них - численность населения.
Численности населения города делятся на:
- крупнейшие - более500 тыс. жителей,
- крупные-250-500 тыс.,
- большие- 100-250 тыс.,
- средние-50-100 тыс.,
- малые-менее50 тыс. жителей (поселки городского типа, сельское поселение).
С размерами города часто связано его административное значение: столичные города республик; административные центры областей, краев, округов и районов; города республиканского, областного и окружного подчинения.
Билет 28
Функционально типологический анализ разных уровней
Функционально- типологический анализ –это та группа задач, направленная на повышение эффективности использования градостроительно -организованного пространство, рациональное использование ресурсов территории.
функциональные типологические задачи имеет преимущественно -оценочный характер ,определяет пространственную организацию среды. Социальный смысл -отражение конкретных форм деятельности в ее пространственной организации.
Два основных показателей определяют типологию градостроительных решений :планировка-«геометрия пространства»и характер его ресурсообеспечения (оборудования)
Типологические характеристики ,выявляют характерные пространственные особенности объектов различного назначения.
по типологическому принципу организована проектирование зданий и сооружений; производственных ,жилых и общественных комплексов различных функциональных зон города и систем расселения.
Типологические задачи макроуровня : разрабатывают в виде схемы функционального зонирование территории районов расселения и типологии их элементов -городов и сельских поселений,промышленных узлов и коммуникаций.
Классификация населенных мест в районной планировки связно с решением типологических задач.
1- определение народнохозяйственного профиля поселения.
2. специализация городов в соответствии с их место в системе расселения.
3. функциональная классификация городов с позиций требования к их планировочной организации.
Типологический анализ на уровне города- определяющие планировочную организация территории являются: 1.типология функциональных процессов
2. санитарно-гигиенические требования
3. технологические требования строительного производства.ч
Типология жилой застройки
Планировочная обусловлена характером застройки. Организация застройка осуществляется преимущественно квартирными жилыми домами.
По этажности разделяются: на малоэтажные-1-2 этажа, среднеэтажные - 3-5 этажей, многоэтажные-6-10 этажей, повышенной этажности-11-16 этажей и высотные- выше 16 этажей.
Характер жилой застройки определяется размерами города, природными условиями, демографической структурой.
Эффективность освоения жилой территории, определяетсяплотностью населения, которая выражается (кол-во чел./га).
Требования к жилой застройки:
-санитарно -гигиенический комфорт
-комфортная функциональная организация
-эстетические
- соблюдение противоподжарных норм
-экономичность
Малоэтажноя застройка. 1-2эт.приемуществено использование в сельских поселениях и пригородах.
Плюсы:
-связь с землей,
-считается самым комфортным
- прост в строительстве
-достигает большую плотность (при использовании ковровой застройки достигает плотность 2000/га
-отсутствие вертикальных инженерных коммуникаций.
Традиционная застройка арабских и среднеазиатских городов, характерна двориками и высокими плотностями как населения, так и застройки. напоминающая узорчатый ковер, получила название «ковровая». При этом малая высота зданий, отсутствие лестниц и вертикальных инженерных коммуникаций упрощают и удешевляют строительство. Она находит себя в проектировании западной и северной Европы.
Минусы:
-возникает перерасхд территории, удлиняются расстояния.
-уменьшение плотнлсти озеленения (появляется тенденция размещать озеленение 7на кровли)
Средней этажности. 3-5эт.Составляют значительную часть застройки.
Плюсы:
- наиболее экономичным.
-просты в конструктивном отношении
-выдержка норм инсоляции
-не нужны лифты мусоропроводы , внутренний водосток.
-позволяет сделат полностью периметральную систему планировки жилого дома
Минусы:
низкой плотностью, неорганизованностью внешней жилой среды, эстетической неполноценностью. Требует усовершенствования .
Многоэтажная жилая застройка 6-10эт , повышенной этажности-11-16 этажей и высотные- выше 16 этажей.
Преобладает в формировании крупных и крупнейших городов.
Плюсы:
-максимальноя плотность населения на при низкой плотности застройки .
Недостатки:
-сложность в конструкциях
- затрудненная инсоляция территории ,
-ограниченные возможности солнечной и ветровой ориентации
- недостаточная связь с землей
-затраты на вертикальные инженерные комуникации.
25-30эт-придел рациональной высоты. Предел жилого дома определяется атмосферно-влажностными условиями, ветровым режимом, температурой и давлением. Помимо того, что жилище на высоте более 100 м экологически неполноценно и требует кондиционирования при изоляции от внешней среды, сверхвысокая застройка теряет градостроительный смысл из-за сложности конструкций и вертикальных коммуникаций как транспортных, так и инженерных.
Комбинирование разной этажности:
- связь с землей
-достигает большую плотность
-контрастные сочетания объемов и высот
-способствует арх. Выразительности жилой среды.
Билет 29
Задачи сохранения исторически сложившихся мест
Особое место в ряду проблем градостроительной реконструкции занимают вопросы сохранения и обновления исторически сложившейся среды. Это происходит по тому что, в исторически сложившихся районах сосредотачиваются главные функции городских центров и это тесно связано с решением вопроса о соотношении «старого» и «нового».
Вторжение новой архитектуры в сложившуюся среду городских центров часто порождает конфликтные ситуации.
Особенно сложен вопрос реконструкции исторического центра как особо значимой в функциональном, художественно-композиционном и символическом отношении части города. Здесь расположено большинство общественных зданий и памятников культуры. Это делает ядро города не только важнейшим элементом но специфической зоной «культурного - восстановления».
Задача охраны культурного наследия не только в сохранении памятника, но и сохранения среды в которую он вписан. В центральной части Москвы например образован ряд заповедных зон, охватывающий наиболее хорошо сохранившиеся ценные в историко-культурном отношении районы ( Арбат, Замоскворечье и т.д.)
Однако есть и другая сторона проблемы: старые городские центры плохо приспособлены для условий современной жизни. Плохое состояние, затесненные условия, нехватка парковок и инженерных коммуникаций - далеко не полный перечень проблем. И их не возможно решить не осуществляя широкого и планомерного вмешательства в исторически сложившуюся среду.
Вопросы сохранения и обновления исторической среды должны решаться комплексно. Чтобы сохранить исторически сложившуюся среду надо сделать ее по настоящему дееспособной. Опыт многих городов (Ленинград, Вильнюс, Тбилиси) убеждает что это возможно. Без какого-либо ущерба для историко-культурного наследия, а напротив, с огромной пользой для ее сохранения.
Элементы град. композиции
Структура градостроительной композиции формируется из пространственных элементов (пространство и масса)-пространство площадей, улиц, жилых дворов
-Масса зданий, массивы застройки, озеленения
-на территориальном уровне - долины, водоемы
-на более высоком уровне- массивов рельефа, поселения.
Пример:
При проектировании ансамбля оперируют объемами, пластикой застройки
При проектировании города оперируют транспортной структурой, массивом застройки.
Для характеристики выразительности композиции используют 2 типа:
5. Определяют эстетическую значимость элемента:
-композиционный центр (узел, доминанта)
-ядро -участок территории с высокой концентрацией.
-ось- линейная концентрация какого либо признака , и формирует каркас композиции.
-функц. ось- это линии коммуникаций (дороги, системы передвижения населения)
-композ. Ось-линия ансамблевых образований, ориентирована на ядро
2. Описывают свойства композиции, выделяют территории, описывают градостроительную среду
-зоны
-границы
Структура градостр. композиции формир-ся из простр-х элементов, их взаимосвязи.
Взаимосвязь этих элементов строится на основе сопоставления, чередования ,соподчиненности.
Задачами композиционной организации систем являются: гармония отношений форм, многообразия , сложности ,соподчиненности элементов.
Средства гармонизации градостроительной композиции:
1. гармонизация пропорций, метра, ритма пространственных систем;
2. контрастное и нюансное сопоставление элементов композиции (рисунку, пластике, цвету, и по значимости), преодоление монотонности,
3.Соразмерность и масштабность.
Иерархическая организация элементов, создание их необходимого многообразия и сложности композиционных связей, обеспечение «компактности» композиционных связей (визуальных, ассоциативных).
Композиция города предполагает ритмичность, чередование элементов разной значимости ,что помогает расчленить сложный процесс усвоения градостроительной композиции. А это в свою очередь составляет основу единого целостного восприятия композиции.
Билет 30
Социально-функциональное задание на проектирование
Основа составления градостроительных проектов социально-функциональные программы - задания на проектирование, определяющие перспективы; социального развития объектов, требования к их пространственной организации. Программы-задания основываются на данных социальных и экономических прогнозов и планов и характеризуют перспективы развития города или региона. В составе проекта определяется комплекс социально-экономических показателей, характеризующих перспективы развития города или региона: численность и структура населения, структура и количественные показатели развития народнохозяйственного комплекса, показатели по жилищной обеспеченности и нормам культурно-бытового обслуживания населения и др. Социально- функциональная программа развития города опирается на соответствующие данные проекта районной планировки, проект детальной планировки жилого района опирается на генеральный план города.
Социально-функциональная программа проектирования представляет собой комплекс взаимосвязанных документов. Это – нормы проектирования, расчетные показатели.
Нормативные показатели составляют разделы социально-функциональных программ заданий на проектирование, одинаковые для всех или значительной части градостроительных объектов определенного вида (например, для определенных природных условий, для городов разной величины и др.). Эти показатели разрабатываются специально, вне собственно проектных работ и непосредственно опираются на общегосударственные планы и прогнозы социального и экономического развития.
Программа всегда результат анализа потребностей и ресурсов. Для градостроительства особо важным является анализ территориальных ресурсов.
Классификация населенных мест
Населенные места делятся на городские (города и поселки городского типа) исельские (села, деревни). При отнесении населенного места к числу городских или сельских поселений учитывается численность населения, преобладающий характер трудовой занятости его, административное положение.
Классификация городов осуществляется по ряду признаков. Один из главных среди них - численность населения.
Численности населения города делятся на:
- крупнейшие - более500 тыс. жителей,
- крупные-250-500 тыс.,
- большие- 100-250 тыс.,
- средние-50-100 тыс.,
- малые-менее50 тыс. жителей (поселки городского типа, сельское поселение).
С размерами города часто связано его административное значение: столичные города республик; административные центры областей, краев, округов и районов; города республиканского, областного и окружного подчинения.