Послепроектная экологическая оценка

Не следует думать, что если воздействия правильно оценены,
то будут автоматически разработаны и выполнены меры по их
минимизации. После того как проведено выявление, предсказание
и документирование воздействий, возникает закономерный воп-
рос: «А что дальше?». Что происходит после того, как ОВОС вы-
полнена и передана лицам, принимающим решения, проект одоб-
рен и его финансирование началось? Среди множества причин,
по которым рекомендации ОВОС и заключения экологической
экспертизы могут оказаться неэффективными или вовсе не вы-
полняться, основными являются:

1) неполный учет экологических рекомендаций при введении и
строй и функционировании хозяйственных объектов;

2) возможное непредвиденное изменение внешних условий, в
том числе состояния окружающей среды или возникновения иной
хозяйственной деятельности;

3) ошибки прогнозных моделей;

4) слишком обшие и неопределенные прогнозные выводы;

5) неполнота знаний о воздействии какой-либо деятельности
на окружающую среду.

Поэтому самым важным является то, как выводы ОВОС и ГЭЭ
будут выполняться при осуществлении проекта, т.е. насколько ре-
алистично составлены программа мониторинга и план природоох-
ранных мероприятий. Задачами после проектных стадий экологи-
ческой оценки при этом оказываются:

обеспечение выполнения рекомендаций, разработанных и сфор-
мулированных в процессе ОВОС для предотвращения и уменьше-
ния воздействий;

оценка, анализ фактических воздействий и сопоставление их
характера и величины с ранее предсказанными; корректировка,
если необходимо, мероприятий по предотвращению и уменьше-
нию воздействий;

развитие системы экологической оценки в целом путем сбора и
анализа информации об адекватности сделанных предсказаний и
эффективности предложенных мер.

Планы экологического менеджмента

Важным механизмом обеспечения выполнения перечисленных
задач служат планы экологического менеджмента (Епvirоптеntal
Мапаgетепt Р1апs) — ПЭМ, включение которых в итоговые доку-
менты ЭО требуется все возрастающим числом международных
организаций и национальных систем. По определению Всемирно-
го банка, ПЭМ представляет собой взаимоувязанную иерархичес-
кую систему организационных, технических и мониторинговых

мероприятий, необходимых на стадии выполнения проекта для
устранения негативных экологических и социальных эффектов, их
компенсации или уменьшения до приемлемых значений.

Важность составления ПЭМ заключается не только в том, что
они сводят в единый документ требования к природоохранным
мероприятиям, облегчая таким образом контроль над их исполне-
нием. В современных системах экологического регулирования одоб-
рение проектов и контроль за их исполнением могут осуществ-
ляться на различных уровнях административного и государствен-
ного управления.

План экологического менеджмента — это механизм, обеспечи-
вающий передачу ответственности за выполнение мер по умень-
шению воздействий от разработчика проекта и разрешающего го-
сударственного органа к владельцу/руководителю объекта и конт-
ролирующему государственному органу.

Одними из наиболее продвинутых требований к ПЭМ в составе
документации по экологической оценке являются требования Все-
мирного банка. Ведущие специалисты-экологи Всемирного банка
придают ПЭМ столь большое значение, что даже предлагают сде-
лать их основным документом, подытоживающим процесс ЭО, и
использовать традиционную ОВОС в качестве обосновывающего
приложения к ПЭМ.

Экологический послепроектный мониторинг.Основу ПЭМ состав-
ляет описание мероприятий по мониторингу. Послепроектный
мониторинг широко применяется в международной практике и
более точно описывает деятельность, направленную на выполне-
ние двух основных задач:

определение соответствия осуществляемых проектных решений,
в том числе экологических мероприятий, утвержденному плану (в
том числе ПЭМ);

корректировку, при необходимости, мер по предотвращению
и уменьшению воздействий.

Послепроектный анализ.Послепроектный анализ, понимаемый
в широком смысле, может рассматриваться как деятельность, не-
зависимая от ПЭМ, и включать такие разнообразные мероприя-
тия, как периодические и эпизодические наблюдения за проектом
и параметрами окружающей среды, инспекции и аудиты, прово-
димые самим заказчиком, его подрядчиками иди внешними сто-
ронами, например государственными органами, общественностью,
научными организациями и другими участниками процесса ЭО.

По К.Вуду (Wood С., 1995), послепроектный анализ охваты-
вает:

мониторинг реализации, который подразумевает надзор и кон-
троль (в том числе государственный) за осуществлением проекта,
например за соблюдением условий природопользования и выпол-
нением запланированных мер по уменьшению воздействий;

мониторинг воздействия на окружающую среду, который мо-
жет предоставлять информацию для корректировки ранее приня-
тых решений, а также вносит вклад в формирование информаци-
онной базы для экологической оценки аналогичных проектов.

Учитывая разнообразие форм и методов послепроектного ана-
лиза и вытекающую отсюда сложность его организации и исполь-
зования полученной информации, рекомендуется составлять от-
дельный план послепроектного анализа в составе ПЭМ или вне
его.

Специалисты Всемирного банка считают, что, хотя список па-
раметров, по которым проводится мониторинг, должен быть по
возможности полным, необходимо ограничиться исследованием
«значимых, измеримых, реалистически достижимых элементов,
основываясь на опыте и здравом смысле».

Послепроектный анализ подразумевает взаимодействие несколь-
ких сторон. Это относится к координации мониторинговой дея-
тельности заказчика (руководства предприятия) и органов госу-
дарственной власти, ответственных за экологический и иной мо-
ниторинг. Эффективный послепроектный анализ не только предо-
ставляет данные заинтересованным сторонам (в том числе обще-
ственным организациям и населению), но и активно использует
полученную от них информацию. Сотрудничество между предпри-
ятиями, государственными службами, неправительственными орга-
низациями и широкой общественностью дает дополнительные
возможности для эффективного снижения негативных воздействий
на окружающую среду.

Данные послепроектного анализа, так же как и выводы соб-
ственно ОВОС,только предоставляют информацию для осуще-
ствления мер по уменьшению воздействий на окружающую среду.
Для того чтобы эти меры воплотились в реальность, необходимы:
определение ответственности, выделение ресурсов, подготовка пер-
сонала и создание организационных структур и механизмов, обес-
печивающих выполнение этих мероприятий. Все эти элементы дол-
жны подробно описываться в ПЭМ.

Система экологического менеджмента. Всистематическом виде
процедуры послепроектного анализа, как обоснованно указывают
авторы исследования «Экологическая оценка и экологическая эк-
спертиза» (2001), превращаются в систему экологического менед-
жмента (СЭМ). Определение ресурсов и ответственности при разра-
ботке ПЭМ может сформировать прототип будущей СЭМ. Любая
система менеджмента подразумевает план менеджмента, поэтому
СЭМ и ПЭМ связывают отношения общего и частного.

Международный стандарт ISО 14001 определяет СЭМ как часть
общей системы менеджмента, включающей организационную струк-
туру, планирование деятельности, распределение ответственности,
практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для

разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализа-
ции и совершенствования экологической политики, целей и задач.

Наши рекомендации