Стратегическая экологическая оценка

Решение об осуществлении любого крупного проекта, напри-
мер нефтеналивного порта, принимается в рамках отраслевых про-
грамм или планов территориального развития, которые должны
иметь стратегическую ЭО. Следствием принципа превентивности
является то, что оценка деятельности должна осуществляться до
принятия соответствующего решения в контексте самого плана
или программы. В ходе такой оценки, в частности, могут быть рас-
смотрены альтернативные способы достижения поставленных це-
лей (например, выбор вида транспортировки нефти: железная до-
рога, трубопровод, танкеры «река —море»), в том числе варианты
осуществления конкретных проектов для достижения этих целей.
Однако роль стратегической ЭО не ограничивается обеспечени-
ем своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними
воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного про-
екта может в той или иной мере предопределять направление раз-
вития территории. Например, сооружение нефтяного терминала
может в значительной мере предопределить развитие нефтеперера-
батывающих производств и, с другой стороны, существенно огра-
ничить возможности развития туризма, рекреационного использо-
вания территории. Разумеется, такие направления должны опреде-
ляться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных
проектов, а осознанно, на основании приоритетов, установленных
систематическим образом. Стратегическая ЭО может сыграть важ-
ную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факто-
ров при выработке приоритетов развития.

Таким образом, стратегическая ЭО не только устраняет неко-
торые ограничения экологической оценки проектов, но и являет-
ся ключевым элементом устойчивого развития.

9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической
оценки

Термином «стратегическая экологическая оценка», являющим-
ся официальным переводом англоязычного понятия Strategic
Enviroптепtа1 Аssеssтепt (SЕА), обозначают применение принци-

пов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, чем
решения о создании конкретных единичных объектов. Стратеги-
ческая ЭО способствует рассмотрению экологических последствий
намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии при-
нятия решений. Она представляет собой систематический процесс
выявления и учета экологических факторов при возможной реали-
зации предлагаемых стратегий, концепций, планов и программ.
Еще в 1996 г. Экономическая комиссия ЕС одобрила применение
стратегической ЭО при разработке планов и программ, связанных
с землепользованием в таких областях, как энергетика, обраще-
ние с отходами, добыча полезных ископаемых и транспорт, а с
2001 г. в соответствии с Директивой 2001/42/ЕС этот перечень зна-
чительно расширился за счет сельского, водного и лесного хозяй-
ства, рыболовства, промышленности, телекоммуникаций, туриз-
ма, городского и сельского планирования.

Термин «стратегические документы» охватывает всю совокуп-
ность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объек-
тов. Как правило, между ними предполагаются иерархические от-
ношения — разработка, например, интегрированного стратеги-
ческого плана развития района должна опираться на более общие
решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом ре-
зультаты, полученные в ходе оценки стратегических документов,
могут использоваться при экологической оценке проектов, выте-
кающих из них. Результаты стратегической ЭО могут содержать ука-
зание на потенциальные проблемы, которые должны быть осо-
бенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничные
условия и т. п.

В России наибольшее распространение получили крупные науч-
но-технические и целевые программы федерального и региональ-
ного уровней. Такие программы охватывают несколько конкретных
проектов, объединенных географической, отраслевой или какой-
либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой «пирами-
ды», на котором принимаются наиболее частные и детальные ре-
шения, рассматривается уровень конкретных проектов.

В качестве иллюстрации сошлемся на Республиканскую целевую про-
грамму «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Рес-
публики Карелия на 2000 — 2002 — 2010 гг.». В Программе рассмотрены пер-
спективы освоения недр и развития горных предприятий республики в
соответствии с Концепцией социально-экономического развития Респуб-
лики Карелия на период 1999 — 2002—2010 гг.

Программой намечается значительно увеличить объемы производства
действующих горных предприятий (строительный щебень, облицовочные
блоки и изделия, полевошпатовая и шунгитовая продукция), освоить семь
новых видов продукции (хромовый, ильменитовый, ванадиевый, нике-
левый, тальковый и кианитовый концентраты, золото) и выявить про-
мышленные месторождения алмазов.

Естественно, что в Программе такого уровня не может быть выполне-
на оценка воздействия прогнозируемой горнопромышленной деятельно-
сти на окружающую среду, поскольку детальная проработка этих вопро-
сов возможна лишь в рамках конкретных технических проектов. Поэтому в
ней рассматриваются экологические ограничения планируемой деятель-
ности и приводятся оценки возможных видов и уровней техногенных воз-
действий на окружающую среду и здоровье населения.

Предметом стратегической ЭО могут быть проекты таких стра-
тегических документов, как:

законы и другие нормативные акты, в том числе международ-
ные соглашения;

планы развития отдельных отраслей;

целевые программы, направленные на решение какой-либо
проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например,
программа энергосбережения);

территориальные планы и схемы развития;

схемы землепользования.

Основной целью стратегической ЭО является обеспечение вы-
сокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчи-
вому развитию путем нормативного обеспечения обязательного
проведения ЭО планам и программам, которые могут иметь зна-
чимые воздействия на окружающую среду.

Стратегическая ЭО призвана обеспечить решение следующих
главных задач.

1. Установление экологических ограничений для будущего раз-
вития проектов. Стратегическая ЭО позволяет проводить оценку
рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оцен-
кой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспе-
чить учет экологических факторов на всех уровнях принятия реше-
ний, а не только на проектном уровне.

2. Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это
прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий,
например оценка общего загрязнения, создаваемого-несколькими
проектами, осуществляемыми в рамках плана или программы. Воз-
вращаясь к примеру Республиканской минерально-сырьевой про-
граммы Карелии, где отмечена необходимость укрупненной оцен-
ки техногенного воздействия всей горной промышленности, при-
ходится констатировать, что степень генерализации все же недоста-
точна для получения представления о будущем уровне нагрузки на
природные системы, так как изолированно рассматривается воз-
действие только горнорудной отрасли вне контекста с остальными
антропогенными источниками (предприятия лесного комплекса,
целлюлозно-бумажной промышленности, жилищно-коммунально-
го хозяйства, транспорта, энергетики). Видимо, высшим уровнем
СЭО в этом случае была бы некая федеральная программа (напри-
мер, Концепция устойчивого развития России).

3. Выявление столкновения интересов и предупреждение воз-
никновения конфликта между группами землепользователей и
жителями муниципальных образований.

Наши рекомендации