Глава 10. Использование водных объектов
Статья 85. Цели и способы использования водных объектов
В данной статье Водного кодекса отражены долговременные цели и основные апробированные способы использования водных объектов. Особенности использования водных объектов для определенных в этой статье целей предусматриваются в статьях 133-146 настоящего Особенной части Кодекса (разд. VI "Целевое использование водных объектов").
Кроме указанных в статье 85 ВК целей раздел VI Кодекса предусматривает "использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод" (ст. 144 настоящего Кодекса); по-видимому, законодатель понимал под этим " иные цели" в части 1 статьи 85 ВК.
Кроме того, особенности целевого использования водных объектов оказались в ряде случаев такими, что для изложения одних понадобилось несколько статей Кодекса, а некоторые другие цели и их особенности удалось объединить в одну статью; сказались здесь и приоритеты целей.
Так, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению посвящены три статьи (133-135), гидроэнергетике, рыбному хозяйству, охотничьему хозяйству, рекреации, пожарной безопасности посвящено по одной статье. А сельское и лесное хозяйство (138), добыча полезных ископаемых и строительство (ст. 145), транспорт и лесосплав (ст. 142), регулирующие их правовые нормы объединены.
Статья 86. Общее и специальное водопользование
В статьях 20, 86 и 88 настоящего Кодекса раскрываются понятие, характер и порядок осуществления общего водопользования, хотя необходимо различать водные объекты общего пользования и общее водопользование (см. ст. 20 и ст. 86 настоящего Кодекса).
Понятие специального водопользования в данной статье Водного кодекса дано иначе, чем в статье 22 Водного кодекса РСФСР 1972 г.: там оно обозначалось как "водопользование, осуществляемое с применением сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод". К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено пользование водными объектами без применения сооружений или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод".
По этому поводу велись разносторонние научные дискуссии. Главным и, пожалуй, единственным правовым последствием деления водопользования на общее и специальное является необходимость получения лицензии на специальное водопользование и утверждение перечня его видов (ч. 3 и 4 ст. 84, ст. 48-53, 56, 142 настоящего Кодекса).
Статья 87. Особое пользование водными объектами
Комментируемой статьей вводится сравнительно новый вид использования водных объектов - особое пользование водными объектами или их частями ограниченным кругом лиц для государственных или муниципальных нужд. Некоторое представление об этом виде водопользования дает сравнение статей 20, 21, 87 и 88 настоящего Кодекса.
Основанием для приобретения права особого пользования водными объектами является решение Правительства РФ, лицензия на водопользование и, заключенный в соответствии с ней, договор пользования водным объектом.
Особое пользование водным объектом реализуется посредством установления режима приоритетного водопользования при одновременном ограничении или запрещении других видов водопользования или прав водопользователей.
Водные объекты, находящиеся на территории двух или более субъектов РФ, и их части предоставляются в особое пользование для обеспечения нужд населения в питьевой воде, обороны и безопасности, ядерных и иных федеральных энергетических систем, железнодорожного и иного федерального транспорта; для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, имеющих федеральное значение, и для сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, а также для иных государственных и муниципальных нужд, по решению Правительства РФ.
Ранее для получения решения на предоставление водного объекта в особое пользование юридическое лицо (заявитель) представляет заявку, подтвержденную его вышестоящим органом, и документы, обосновывающие необходимость осуществления требуемого вида пользования водным объектом в Территориальный комитет по водному хозяйству (Теркомвод), в зоне деятельности которого расположен водный объект.
Теркомвод регистрировал заявку, рассматривал обосновывающие документы, проводил при необходимости их экспертизу, и согласовывал условия особого пользования водным объектом с органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и органом санитарно-эпидемиологического надзора, бассейновым водохозяйственным управлением Роскомвода, в пределах установленной им компетенции.
В случае, если особое пользование водным объектом или его частью затрагивало интересы двух или более субъектов РФ, то условия пользования по решению Бассейнового водохозяйственного управления (БВУ) согласовывались с органами исполнительной власти этих субъектов РФ или с их согласия с одним из их органов.
В случае представления заявки с нарушением установленного порядка заявитель уведомлялся об отказе в ее рассмотрении.
По результатам рассмотрения заявки и согласования условий особого пользования водным объектом Теркомвод подготавливал предложение по данному вопросу, сообщал о нем заявителю и направлял все документы в Роскомвод.
Роскомвод рассматривал поступившие документы, организовывал в случае необходимости дополнительную экспертизу, подготавливал заключение о возможности предоставления заявителю водного объекта в особое пользование и проект соответствующего распоряжения Правительства РФ.
В распоряжении Правительства РФ Российской Федерации о предоставлении водного объекта в особое пользование указывался водопользователь, которому предоставляется водный объект в особое пользование, цель и основные условия пользования водным объектом, прекращения, ограничения отдельных видов водопользования, прав пользования других водопользователей, срок, в течение которого должна быть оформлена лицензия на водопользование и заключен договор пользования водным объектом, а также порядок доведения указанных решений до сведения населения и водопользователей, чьи права ограничиваются или запрещаются.
Указанные распоряжение Правительства РФ являлось основанием для выдачи в установленном порядке лицензии на водопользование и заключения в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В случае неполучения в срок, указанный в распоряжении Правительства РФ, лицензии и незаключения в соответствии с ней договора по вине заявителя, решение о предоставлении в особое пользование водного объекта теряло силу.
На водном объекте, предоставленном в особое пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных самим водопользователем по согласованию с Теркомводом, а при необходимости может быть запрещено водопользователем. В этом случае водопользователь, имеющий право особого пользования, в срок не менее чем за 30 дней до прекращения общего водопользования уведомляет Теркомвод и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется общее водопользование, о прекращении общего водопользования.
В условиях административной реформы предстоит совершенствование и дальнейшее упорядочение особого водопользования.
Статья 88. Порядок осуществления общего водопользования
По ФЗ от 22.08.2004 N 122 в указанной статье по-новому названы государственные органы - федеральные органы исполнительной власти в области управления использованием и охраны водного фонда, в области охраны окружающей природной среды, в области санитарно-эпидемиологического надзора, в области управления использованием и охраной природных ресурсов.
Общее водопользование - наиболее распространенный способ использования водных объектов. В предыдущих статьях Водного кодекса и комментариях к ним уже рассматривался ряд органов, терминов и понятий, применяемых в данной статье: органы исполнительной власти РФ (ст. 78), федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда (ст. 73 и 74), федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (ст. 71), органы местного самоуправления (ст. 25 и 68 настоящего Кодекса).
В комментируемой статье неоднократно используются понятия "собственности", "собственник" и т.п., связанные с правами на водные объекты (о формах и содержании права собственности на водные объекты см. статьи 34-40 настоящего Кодекса и комментарии к ним). В соответствии со ст. 129 ГК РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах: в нашем случае это Водный кодекс РФ (прим. сост.). Согласно ст. 209 ГК владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (то есть Водным кодексом РФ - прим. сост.), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Статья 88 настоящего Кодекса представляет наглядный пример регулирования Законом о воде порядка общего пользования, управления водными объектами, находящимися в особом пользовании (ст. 87 ВК), обособленными водными объектами (ст. 45 ВК), находящимися в муниципальной собственности или в собственности граждан и юридических лиц. В комментируемой статье речь фактически идет также о водных сервитутах (ст. 43 и 44 ВК), под которыми в праве понимается возможность одного собственника требовать от другого собственника предоставления права ограниченного пользования его собственностью.
Первым условием общего водопользования названо в статье 88 ВК соответствие правилам охраны жизни людей на водных объектах, принимаемым субъектами РФ, обладающими в этой сфере общественных отношений специфическими полномочиями.
За год на воде гибнут тысячи человек (в 1993 г. - 16049 чел., в 1994 г. - 17988 чел.), в том числе 2330 детей до 16 лет (в 1993 г. - 2374 чел., в 1994 г. - 2030 чел.). По сравнению с предшествующими четырьмя годами (1991-1994 г.) гибель людей на воде в расчете на 100 тыс. населения увеличилась на 33%. В состоянии алкогольного опьянения утонули 6123 человека (в 1993 г. 4691 чел., в 1994 г. - 5506 чел.), при купании - 10137 человек (в 1993 г. - 7779 чел., в 1994 г. - 8437 чел.), в болотах, канавах, карьерах, колодцах, ваннах, бассейнах и по неустановленным причинам - 9556 человек или 47% (в 1994 г. - 8761 чел.).
На оборудованных пляжах, где осуществляется дежурство спасателей (около 1200 мест массового купания), утонуло 76 человек (1993 г. - 43 чел., в 1994 г. - 76 чел.), что составляет 0,37% от общего числа погибших на воде.
Поэтому требования охраны жизни людей на воде, предусмотренные в ст. 66, 88 и 143 настоящего Кодекса, должны включать техническое освидетельствование водных объектов, предназначенных для общего водопользования, для массового отдыха граждан и т.п. Они подлежат учету в государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) РФ, переведенной недавно в ведение МЧС России. Учет объектов включает в себя:
- заполнение владельцем учетной карточки водного объекта для массового отдыха граждан (Приложение 1) с представлением схемы объекта с указанием основных технических характеристик (длины, ширины, площади, вместимости), количестве бытовых, торговых и медицинских помещений, ведомственных спасательных постов;
- внесение сведений об объекте в журнал учета водного объекта для массового отдыха граждан (Приложение 2);
- присвоение объекту номера, соответствующего номеру в журнале;
- заключение договора, на основании которого государственная инспекция берет на себя обязательство проводить техническое освидетельствование объекта (Приложение 3).
Для определения готовности объекта к эксплуатации проводятся ежегодные и внеочередные технические освидетельствования.
Ежегодное техническое освидетельствование проводится для подтверждения основных характеристик, проверки наличия и состояния соответствующего оборудования и снабжения.
При проведении технического освидетельствования объекта проверяется:
- соответствие площади объекта количеству отдыхающих;
- наличие ведомственных спасательных постов, помещений для оказания первой медицинской помощи, их укомплектованность в соответствии с Правилами охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23.12.1988 г. N 351;
- наличие спасательного и противопожарного имущества в соответствии с установленными нормами;
- состояние территории объекта, техническое состояние мостиков, плотов, вышек, используемых для схода и прыжков в воду; наличие стендов с материалами по предупреждению несчастных случаев на воде, советами купающимся о порядке проведения на воде, таблицами с указанием температуры воды и воздуха, направления и силы ветра, скорости течения, схемой территории и акватории пляжа с указанием наибольших глубин и опасных мест.
При освидетельствовании надо проверять следующее:
- береговая территория объекта должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям, не должна быть загрязнена и заболочена. Территория должна быть ограждена, хорошо спланирована, иметь стоки для дождевых вод;
- объекты должны находиться на расстоянии не менее 500 м выше мест спуска сточных вод и не менее 1000 м ниже портовых сооружений, пирсов, дебаркадеров, причалов, нефтеналивных приспособлений;
- ежегодно, перед началом купального сезона, дно водоема до границы заплыва должно быть осмотрено и очищено, о чем составляется акт;
- купальни должны соединяться с берегом мостиками или трапами, надежно закреплены, сходы в воду должны быть удобными и иметь перила;
- границы заплыва в местах купания должны обозначаться буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 25-30 метров один от другого и до 25 метров от места с глубиной 1,3 м. Граница заплыва не должна выходить в зону судового хода;
- на каждом объекте должны быть оборудованы участки акватории для купания детей и для не умеющих плавать с глубинами не более 1,2 метра. Они должны обозначаться линией поплавков, закрепленных на тросах или огрызаться штакетным забором. Объекты должны быть оборудованы в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами для защиты от солнца. Должны быть установлены души с естественным подогревом воды. На каждом объекте должны иметься баки с кипяченой водой, а при наличии водопровода фонтанчики от водопроводной сети. Каждый объект должен быть оборудован стендами с материалами по профилактике несчастных случаев на воде, иметь доски с указанием температуры воды и воздуха;
- на территории объекта, не далее 5 м от воды, через каждые 50 метров должны выставляться щиты с навешенными на них спасательными кругами. На кругах должно быть нанесено название объекта и надпись "Бросай утопающему". На каждом объекте должны быть установлены мачты голубого цвета высотой 8-10 м. для подъема сигналов: желтый флаг 70х100 см или 50х70 см (купание разрешено), черный шар диаметром 1 м (купание запрещено);
- на объектах должны быть оборудованы помещения для оказания первой медицинской помощи с постоянным дежурством персонала. Пункт первой медицинской помощи должен быть обеспечен необходимым инструментом и медикаментами для оказания помощи пострадавшим на воде.
При определении органами исполнительной власти субъектов РФ требований охраны жизни людей на воде могут учитываться Правила охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утвержденные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, которые были приняты во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1988 г. N 396 "О мерах по улучшению охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей".
В соответствии с Водным кодексом местные администрации в целях охраны жизни и здоровья граждан, по производственным и иным соображениям устанавливают места, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют другие условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территории соответственно сельского населенного пункта, поселка, города, района.
Водные объекты для массового отдыха населения, именуемые в дальнейшем "водные объекты", используются для массового отдыха и спорта в местах, установленных администрациями по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) РФ, а на судоходных и лесосплавных путях - по согласованию с органами, регулирующими судоходство и лесосплав.
Предупредительный и текущий государственный контроль за санитарным состоянием пляжей, плавательных бассейнов, мест массового купания, отдыха и спорта в прибрежной полосе осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.
При проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на водоемах, предприятия, учреждения или организации выделяют лиц, ответственных за безопасность людей на воде и охрану окружающей среды.
Контроль за соблюдением настоящих Правил населением, предприятиями, учреждениями и организациями осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам РФ.
В местах, запрещенных для купания, устанавливаются знаки безопасности на воде "Купаться запрещено". Водные объекты, как правило, должны быть радиофицированы, иметь телефонную связь и обеспечиваться городским транспортом. Продажа спиртных напитков в местах массового отдыха у воды запрещается.
Меры обеспечения безопасности населения при пользовании водными объектами, необходимые при общем водопользовании, сводятся к следующему: купание в необорудованных, незнакомых, а также запрещенных местах опасно для жизни; граждане обязаны оказывать посильную помощь терпящему бедствие на воде.
Запрещается:
- купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими надписями;
- заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
- подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам; прыгать в воду с причалов и сооружений, не приспособленных для этих целей; заходить на маломерных моторных и парусных судах, гребных, резиновых лодках и байдарках в зону купания пляжей; загрязнять и засорять водоемы; оставлять на берегу, в гардеробах и раздевалках бумагу, банки, стекло и другой мусор; подавать крики ложной тревоги.
Меры обеспечения безопасности детей на воде заслуживают особого внимания:
- взрослые обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах, шалостей на воде, плавания на неприспособленных для этого средствах (предметах) и других нарушений правил поведения на воде;
- безопасность детей на воде обеспечивается правильным выбором и оборудованием места купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на воде и соблюдении мер предосторожности.
Меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами должны включаться в правила и требования охраны жизни людей на воде:
- плавсредства переправ должны отвечать техническим требованиям, иметь документацию, регистрироваться, проходить освидетельствование на годность к плаванию, эксплуатироваться в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, Речного Регистра и ГИМС РФ по поднадзорности плавсредств;
- на внутренних судоходных путях переправы должны быть обозначены навигационными знаками и огнями в соответствии с требования ГОСТ 26600-85 "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей";
- плавсредства должны нести огни (знаки) и подавать звуковые сигналы в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям РФ; в темное время суток переправы должны быть освещены;
- переправы должны быть снабжены спасательными и противопожарными средствами в соответствии с установленными нормами. Наплавные мосты должны быть обеспечены спасательными кругами.
Меры безопасности на льду также являются необходимой частью требований охраны жизни людей на воде: они должны регламентировать меры безопасности при пользовании ледовыми переправами, режим работы которых должен определяться эксплуатирующими организациями по согласованию с местными администрациями, органами милиции, ГИМС и гидрометеослужб. Сроки организации переправ по льду на судоходных путях согласовываются с органами судоходства.
Организации, занимающиеся перевозкой людей и грузов через реки и водоемы, с наступлением ледостава оборудуют пешие и автогужевые переправы по льду, организуют спасательные посты с необходимым спасательным оборудованием.
У подъезда к переправе устанавливается специальный щит, на котором помещается информация какому виду транспорта и с каким максимальным грузом разрешается проезд по данной переправе и какой интервал движения необходимо соблюдать, а также извлечения из Правил;
- ежедневно утром и вечером, а в оттепель и днем, производится замер толщины льда и определяется его структура. Замер льда производится по всей трассе, и особенно в местах, где больше скорость течения и глубина водоема;
- на обоих берегах водоема у спуска на переправу выставляются щиты с вывешенными на них спасательными кругами, спасательными досками и лестницами. На щите делается надпись "Подать утопающему". Рядом со щитом находятся бревна длиной 5-6 метров и диаметром 10-12 см, используемые для оказания помощи при проломе льда;
- в опасных для движения местах выставляются предупреждающие знаки.
Таковы требования лишь к некоторым формам общего водопользования, предусмотренным в статье 88 настоящего Кодекса (см. также комментарий к ст. 133, 142, 143 ВК).
Статья 89. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов
Содержание статьи 89 корреспондируется со статьями 60 и 61 настоящего Кодекса: в них раскрываются случаи и порядок, предусмотренные законодательством РФ, в соответствии с которым использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено.
Иные возможности ограничения, приостановления или запрещения пользования водных объектов предусматриваются в статьях 88, 105, 106, 113, 133, 137, 139, 142, 143, 144 и др. настоящего Кодекса. Разъяснения используемых в комментируемой статье терминов и наименований органов приводятся в статьях 71-74 настоящего Кодекса и комментариях к ним.
Правомочия по ограничению, приостановлению или запрещению использования природных ресурсов предусматриваются в ст. 34, 56 и др. Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002. Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусмотренных разрешением на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, а также возникновения угрозы здоровью населения, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок в судебном порядке по предписанию государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.
Статья 90. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения)
Понятия устанавливающих лимиты водопользования государственных органов приводятся в комментариях к статьям 72-74 настоящего Кодекса. О разграничении собственности на водные объекты и полномочиях по ее управлению рассматривается в статьях 35-38, 65-67 настоящего Кодекса.
Лимиты водопользования устанавливаются для обеспечения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, с учетом соблюдения требований рационального использования водных ресурсов и улучшения качества водных объектов и их ресурсов.
Лимиты водопользования устанавливаются водопользователям на основании заявленных ими потребностей, научно-обоснованного расчетного объема водопотребления, с учетом состояния водного объекта, в пределах, установленных в специальных разрешениях на пользование водными объектами.
Лимиты водопользования заинтересованным гражданам и юридическим лицам устанавливаются в лицензии на водопользование в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса; субъектам РФ устанавливаются на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах (ст. 65 ВК).
Ранее по водным объектам, отнесенным к собственности Российской Федерации, Территориальными комитетами водного хозяйства - Теркомводами по согласованию с территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водам - с территориальными органами Роскомнедра, ежегодно по ходатайству водопользователя устанавливаются лимиты водопользования на последующий год, с фиксированием в специальной картотеке территориальным органом Роскомвода, выдавшим лицензию в пределах лимита, установленного субъекту Федерации.
В ходе начавшейся в 2004 г. административной реформы указанные органы и их правопреемники реорганизованы в Федеральное агентство водного хозяйства и в Федеральное агентство по недропользованию. Указанные в ВК РФ полномочия переходят к ним.
По водным объектам, отнесенным к собственности субъектов РФ, лимиты водопользования устанавливались органами исполнительной власти субъектов РФ, в установленном ими порядке по представлению соответствующих Теркомводов.
Органами, установившими лимиты водопользования в течение года, на который установлен лимит водопользования, по инициативе Теркомвода, органа исполнительной власти субъекта РФ или водопользователя, этот лимит может быть пересмотрен в случаях:
изменения водохозяйственной обстановки;
изменения условий хозяйственной деятельности водопользователя;
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Лимиты водопользования устанавливались Теркомводами с учетом потребности всех потребителей, водообеспечиваемых данным водопользователем, на основании планов водопользования, составленных с использованием укрупненных отраслевых норм водопотребления, отчетных данных о водопотреблении, планируемых показателей по выпуску продукции, а также требований лицензии.
Лимит водопользования рассчитывается на основе индивидуальных и укрупненных норм водопотребления и водоотведения, которые разрабатываются с применением нормативных и методических документов, утвержденных Роскомводом в установленном порядке. Соблюдение лимитов водопользования обеспечивается государственным контролем за использованием и охраной водных объектов.
Статья 91. Порядок предоставления водных объектов в пользование
В комментируемой статье повторяются нормы ряда других статей, но с немаловажной конкретизацией.
В частности, подтверждаются положения статей 7 и 54 ВК РФ о том, что объектами водных отношений могут быть не только водные объекты целиком, но и их отдельные части: отдельные акватории, места забора и сброса воды и т.д.
Подчеркивается, что предоставление в пользование определенных категорий водных объектов регламентируется с учетом не только ВК РФ, но и других источников права. В частности, предоставление в пользование подземных водных объектов должно осуществляется в соответствии с горным законодательством. Однако для действующего в настоящее время законодательства характерно применение термина "подземные воды". В свою очередь, термин подземные водные объекты в нем практически не используется. Таков, например, главный акт горного законодательства Федеральный закон "О недрах" от 21 февраля 1992 г. N 2395-1*(69). Поэтому необходимо применять нормы горного законодательства, лишь выверенно их трактуя.
Кроме того, разнообразное использование и охрана рек, озер и водных систем, которые находятся на территории двух и более суверенных государств, осуществляется в соответствии с международными договорами и соглашениями, в которых участвует Россия. При этом на международном уровне сложилось уже международное речное право (Об этом см. подробнее Комментарий к ст. 19 ВК РФ).
В настоящее время, представление в пользование водных объектов, находящихся на территории двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляется с учетом бассейновых соглашений. Следует отметить, что бассейновые соглашения играют внутри страны ту же роль, что и договора по трансграничным (пограничным) речным и озерным системам на международном уровне.
Бассейновые соглашения - отработанный за рубежом механизм координации действий между различными участниками водных правоотношений. В нашей стране он стал использоваться еще до принятия действующего ВК РФ 1995 г. и применяется до сих пор. К 2004 г. между уполномоченными федеральными органами было заключено около двадцати бассейновых соглашений, но не все возможности данного правового института использованы до конца*(70).
Статья 92. Права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов
Понятие "водопользователей" приводится в статье 1 настоящего Кодекса; состав водного законодательства РФ - в статьях 2 и 4; права водопользователей предусматриваются в статьях 20-22, 38-45, 62 и других. Таким образом, часть 1 статьи 92 Водного кодекса представляется в основном отсылочной.
В отличие от нее, часть 2 этой статьи содержит двенадцать обязанностей водопользователей, причем этот перечень также не является закрытым, а две последние обязанности - "осуществлять иные мероприятия", "выполнять другие обязанности" оставляют достаточное поле для определения статуса водопользователя. В определенном смысле в этой статье устанавливаются достаточно общие правила, которые конкретизируются в других нормах и статьях Водного кодекса, иных актах законодательства РФ. Так, соблюдение условий и требований лицензий и договоров в статьях 49, 57, недопущение нарушения прав других в статьях 62, 89, недопущение ухудшения качества вод в статьях 44, 114, содержание в исправном состоянии сооружений - в статье 106, обеспечение и осуществление мероприятий по охране водных объектов - в статьях 94 и 117 настоящего Кодекса; обязанность платить законно установленные налоги сборы - в статье 57 Конституции РФ. Понятия специально уполномоченных органов, учета и наблюдения (мониторинга) водных объектов даются в статьях 73, 78 и 79 настоящего Кодекса.
Значительное число экологических обязанностей в сфере водных отношений возлагается на водопользователей в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". Согласно его ст. 34 общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Предприятия, учреждения, организации, граждане обеспечивают соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов;
В ФЗ от 10.01.2002 предусматриваются экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве, когда предприятия, учреждения, организации, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования и принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды.
Органы санитарно-эпидемиологического надзора РФ совместно с органами Минсельхоза России периодически утверждает список химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы содержания остаточных химических веществ в продуктах питания.
Применение новых химических веществ, способных оказать прямое или косвенное влияние на здоровье человека, допускается только с разрешения Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
При охране окружающей природной среды от производственных и бытовых отходов предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.
Складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых решением органов местного самоуправления по согласованию со федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Значительная часть прав и обязанностей водопользователей устанавливается в праве путем запрещения тех или иных действий и поступков, что осуществлено в статьях 96, 100, 101, 104, 105, 106, 107, 111, 113 и других настоящего Кодекса.
Статья 93. Антимонопольные требования в области использования водных объектов
Основные антимонопольные требования предусматриваются в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках": они являются общими, родовыми для всех видов деятельности, в том числе в области использования водных отношений. Кроме того, в связи с запрещением в статье 93 настоящего Кодекса действий и решений, направленных на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в области водных отношений, уместно привести Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1990 г. N 253 об образовании Российского государственного концерна по водному хозяйству и мелиорации земель", от 13 августа 1990 г. N 300 об образовании Российского государственного концерна по водохозяйственному строительству, Указ Президента РФ от 28 декабря 1992 г. N 1661 "Об акционерной водохозяйственной корпорации "Россельхозводстрой".
К теме комментируемой статьи относятся федеральные законы "О защите прав потребителей", "О естественных монополиях", "О рекламе": в них предусматриваются меры по предупреждению монополизма и недобросовестной конкуренции, достаточно распространенных в условиях преодоления исключительной государственной собственности на природные ресурсы и перехода к рыночной экономике.
Ряд антимонопольных требований изложен в других природоресурсных законах. Так, в Законе РФ "О недрах" запрещаются или признаются неправомочными действия, направленные на:
- ограничение вопреки условиям конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан;
- уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе; замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;
- дискриминацию пользователей, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
- дискриминацию пользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры (ст. 17 Закона РФ "О недрах").