Ноосфера В.И. Вернадского.
Понятие ⌠ноосфера■ (греч. nous - разум) в большинстве случаев связывают с русским ученым В.И. Вернадским, который работал на стыке многих научных направлений: геологии, биологии, химии. Хотя само понятие ⌠ноосфера■ было введено в научный обиход французами П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа, что признает также и Вернадский, тем не менее, наибольший вклад в развитие этого понятия внес именно В.И. Вернадский.
Очевидно, что под ⌠сферой разума■ каждый человек может подразумевать что-то свое, личное, так как понятие ⌠разум■ весьма абстрактно. Выяснению того, что такое ⌠разум■ или ⌠Разум■ было посвящено множество научных, философских и богословских трудов в течение всей известной истории развития нашей цивилизации. Но даже в настоящее время нет в достаточной степени четкой и общепринятой трактовки этого слова. Например, в философском словаре 1997 года издания находим: ⌠Разум - способность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи■ [1]. Почти понятно, за исключением того, что предварительно необходимо выяснить, что означает: ⌠человеческий дух■, ⌠рассудок■, ⌠познание ценностей■, ⌠универсальная связь■, ⌠целесообразная деятельность■. Естественно, что в различных словарях можно найти толкование и этих понятий, но, в конце концов, мы придем к ⌠словарному зацикливанию■, так как одно, интересующее нас понятие будет определяться через другое.
Рассмотрим, что понимал В.И. Вернадский под сферой разума. Он определил ноосферу с помощью двух дополнительных понятий: ⌠живое вещество■ и ⌠биосфера■. В ⌠живое вещество■ Вернадский включил все отдельные элементы на поверхности Земли, обладающие признаками жизни. Вообще говоря, также непростой задачей является установление ⌠признаков жизни■. В таких случаях обычно определение объекта вводят с помощью перечисления всех составляющих элементов этого объекта, в данном случае - перечисление всех видов бактерий, микробов, животных, растений и т.д. Примерно, таким образом, и поступил Вернадский. ⌠Живое вещество■ - это ⌠... эмпирическое обобщение всем известных и легко и точно наблюдаемых ... бесспорных фактов■ [2].
Термин ⌠биосфера■ был введен в XIX веке Ламарком и Зюссом. Вернадский наполнил это понятие новым содержанием. Он предположил, что биосфера представляет собой почти непрерывную, тонкую оболочку на поверхности Земли (толщиной несколько километров), в которой сосредоточено все живое вещество. Он, в частности, пишет: ⌠... ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием, с окружающей их материально-энергетической средой■[2]. Далее Вернадский постулирует, что: эволюционный процесс присущ только живому веществу, в косном (неживом) веществе нашей планеты нет его проявлений■. До появления человека на Земле биосфера менялась в результате эволюции, но оставалась биосферой в рамках трактовки Вернадского. С появлением человека как разумной составляющей живого вещества, с точки зрения Вернадского, внутри биосферы начинает зарождаться качественно новая область - ⌠новое геологическое явление на нашей планете■. ⌠Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней■. Фактически, это означает, что к ноосфере в каждый конкретный момент времени переходит та часть природы, которую выводит человек из естественного эволюционного процесса, причем способ этого перевода человек не всегда осознает.
При рассмотрении ноосферы по Вернадскому в наше время создается ощущение чего-то недосказанного, возникают сомнения в верности его аппроксимаций в будущее. Действительно, он пишет [2]: ⌠Стоя на эмпирической почве, я оставил в стороне, сколько был в состоянии, всякие философские искания и старался опираться только на точно установленные научные и эмпирические факты и обобщения, изредка допуская рабочие научные гипотезы■. Такой подход в современной науке считается приемлемым для установления интерполяционных законов внутри четко ограниченной области исследований, но никак не для аппроксимации выводов вне этой области. Также Вернадский себя спрашивает[2]: ⌠...мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы?■. И сам же отвечает на этот вопрос: ⌠...в науке (по всей видимости, имеются в виду эмпирические научные подходы) мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего■.
Тем не менее, базируясь на этих принципах, Вернадский полон оптимизма и уверен, что ⌠будущее нам рисуется как сказочные мечтания■ и именно благодаря тому, что, не зная ⌠почему■ и ⌠для чего■, человек будет все же преобразовывать биосферу в ноосферу. То есть, не приспосабливаться к естественным законам природы, многие из которых еще ему не известны, а просто выводить по частям живое вещество из естественного эволюционного процесса способом, который сочтет для себя наиболее удобным.
Претендуя на установление граничных условий по времени в своей модели от ⌠плюс-минус■ бесконечности, по крайней мере, в пределах времени существования нашей планеты, В.И. Вернадский неоправданно игнорирует некоторые философские проблемы, для решения которых у него нет достаточной эмпирической информации. Это, например, такие вопросы:
- как проходил процесс зарождения биосферы на Земле (случайно, закономерно, или в результате внешнего воздействия);
- так как за бесконечно большое время всё, что сделает человек, в конце концов, превратится в отходы его жизнедеятельности (без конкретных граничных условий ноосфера Вернадского - вселенская свалка мусора), то нет ли у человека каких-то других дополнительных функций на земле (извечный вопрос - кто ⌠питается■ человеком или что питает собой человек);
- если наша цивилизация существует всего несколько десятков тысяч лет и почти заканчивает преобразование биосферы в ноосферу, то, чем будет заниматься и как будет выглядеть цивилизация существующая, скажем, миллиард лет (проблема оценки монотонно - возрастающих функций на бесконечности);
- если граничные условия на минус бесконечности существуют, то есть было ⌠начало■, то следует ли вводить граничные условия в положительном направлении, (⌠конец света■, ⌠апокалипсис■, ⌠зона бифуркации■ и т.п.);
- если искусственное превращение биосферы в ноосферу Вернадского будет приводить к выравниванию свойств биосферы, то какие отклонения от нормального закона распределения свойств допустимы в природе, с точки зрения сохранения её устойчивости.
Религия, древняя философия, различные ⌠псевдо-квази-пара науки■ дают целый спектр ответов на эти вопросы. К сожалению, современная мировая академическая наука не пришла к единой точке зрения на то, какие ответы признать верными. На это у академической науки есть серьезная причина, правильнее сказать, ограничение. Это ограничение условно называется ⌠Бритва Оккама■, которое означает, что при построении новых различных гипотез и моделей не следует вводить больше ⌠сущностей■, чем это необходимо (подробнее, например, [3]). Новые понятия допускается вводить в теоретическую модель действительности лишь в тех случаях, когда накопленные новые опытные данные могут разрушить сам фундамент современной науки. Если игнорировать этот принцип, то научную деятельность можно было - бы сравнить со строительством Вавилонской башни, по крайней мере, финал был бы идентичным. Через некоторое время каждый из ученых начал бы говорить на своем ⌠языке■, используя свою терминологию. Это явление и наблюдается во многих псевдонаучных работах, которые, за счет нагромождения новых сущностей, легко ⌠отвечают■ на поставленные выше вопросы.
В современной классической науке введение новых сущностей, например, квант действия, теория относительности, дуализм элементарных частиц, электронно-позитронный вакуум, расширяющаяся Вселенная и т.д., явление достаточно редкое. Как правило, мировое признание этой сущности завершается вручением ее автору Нобелевской Премии. Поэтому трудно ожидать, что в одной научной работе вводится более одной новой сущности.
С этой точки зрения можно считать, что понятия ⌠живое вещество■ и ⌠биосфера■ приняты мировой наукой как новые сущности. Однако, понятие ⌠ноосфера■ вызывает до сих пор споры в научных кругах.