Правовой режим национальных парков

В состав земель национального парка, образующих его территорию, входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, а также земли иных землепользователей.

Участки земель, необходимые для обеспечения охраны природных комплексов и объектов и функционирования национального парка, предоставляются в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель. Капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных государственным природоохранным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, и закрепленные на праве оперативного управления за этими государственными учреждениями, находятся только в собственности государства. Национальные парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.). [2, ст. 25] Объявление, преобразование и прекращение функционирования национального парка осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

При объявлении или преобразовании национального парка:

- утверждаются границы, площадь и состав земель национального парка, заповедной зоны, зоны регулируемого использования, рекреационной и хозяйственной зон национального парка, его охранной зоны, а при необходимости - и иных зон национального парка, а также положение о национальном парке;

- определяются государственный орган (иная государственная организация), в управление которого (которой) передается национальный парк, сроки создания государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, источники финансирования функционирования и охраны национального парка, а также мероприятий, связанных с его объявлением, преобразованием, и государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком. [2, ст. 24]

С учетом природоохранной, научной, рекреационно-оздоровительной, историко-культурной, хозяйственной и другой ценности природных комплексов и объектов, а также иных объектов национального парка в его границах выделяются следующие зоны:

- заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране;

- зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальном парке;

- рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов;

- хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с использованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов.

В случае необходимости в национальном парке может предусматриваться выделение также других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяйственных и иных объектов парка.

Каждая из зон национального парка может быть территориально разобщена и состоять из нескольких участков, расположенных в разных местах территории национального парка.

На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести вред природным комплексам и объектам и противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

- разведка и разработка полезных ископаемых;

- деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

- размещение на территории национального парка садоводческих и дачных участков;

- рубки леса главного пользования и заготовка живицы;

- деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и -животного мира;

- организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест. [2, ст. 27]

Для управления национальным парком создается юридическое лицо - государственное природоохранное учреждение.Государственное природоохранное учреждение, осуществляющее управление национальным парком, создается, преобразуется и в случае прекращения функционирования национального парка ликвидируется государственным органом (иной государственной организацией), в управление которого (которой) передан национальный парк.

Основными задачами государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, являются:

- сохранение в естественном состоянии эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, находящихся на территории национального парка, а также биологического и ландшафтного разнообразия;

- сохранение и восстановление средообразующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных и иных ценных качеств природных комплексов и объектов;

- организация и осуществление природоохранных мероприятий в национальном парке, обеспечение соблюдения установленного режима охраны и использования национального парка;

- организация и проведение научно-исследовательских работ;

- организация комплексного мониторинга естественных экологических систем, расположенных на землях национального парка;

- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды;

участие в разработке и внедрении научно обоснованных методов охраны природы и рационального природопользования;

- экологическое просвещение населения и пропаганда дела охраны окружающей среды;

- организация туризма, отдыха и иной рекреационной деятельности, а также оздоровления населения;

- осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с установленным режимом охраны и использования национального парка.

За государственным природоохранным учреждением, осуществляющим управление национальным парком, закрепляются на праве оперативного управления капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на предоставленных ему земельных участках, а также иное имущество государственной формы собственности. Государственное природоохранное учреждение, осуществляющее управление национальным парком, вправе распоряжаться финансовыми средствами, полученными:

- от туристической, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей его задачам;

- в возмещение вреда, причиненного национальному парку в результате противоправной деятельности физических и (или) юридических лиц;

- в порядке добровольных взносов от физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных;

- из других источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь. [2, ст. 26]

Таким образом, в качестве отличительных особенностей национальных парков, имеющих юридическое значение, называются следующие: «возможность устойчивого использования данных территорий в хозяйственной и иной деятельности, ограничиваемая природоохранными задачами; установление территориально дифференцированного режима охраны и использования, основанного на функциональном зонировании территории национального парка; создание юридического лица для управления территорией».
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют четыре национальных парка: Нарочанский, Припятский, Беловежская пуща и Браславские озера.

Наши рекомендации