Системный анализ безопасности
Системный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (в данном случае – безопасности). Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.
Ключевым понятием системного анализа является понятие системы.
Система – это совокупность элементов, обособленных от среды и взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определенный результат или цель.
Под компонентами (элементами, составными частями) системы понимаются не только материальные объекты, но и связи между ними.
Разработана системная теория надежности, позволяющая количественным образом оценивать надежность системы. Системная методология надежности позволяет осуществлять анализ комплексно, включая индуктивный и дедуктивный методы.
Надежность – это свойство объекта выполнять технологические функции в установленных пределах и во времени.
Для количественной оценки надежности применяют вероятностные методы и величины.
Одно из основных понятий теории надежности – отказ.
Отказ – это нарушение работоспособного состояния технического устройства из-за прекращения функционирования или из-за резкого изменения его параметров.
В теории надежности оценивается вероятность отказа, то есть вероятность того, что техническое средство откажет в период заданного времени работы. Теория надежности позволяет оценить срок службы, по окончании которого техническое средство вырабатывает свой технический ресурс и должно подвергнуться капитальному ремонту, модернизации или замене.
Техническим ресурсом называется продолжительность непрерывной или суммарной периодической работы от начала эксплуатации до наступления отказа.
Количественная информация о надежности накапливается в процессе эксплуатации технических систем и используется в расчетах надежности. При этом выявляются ненадежные элементы и факторы, ускоряющие или вызывающие отказы, слабые места в конструкции, а также вырабатываются рекомендации по улучшению устройств и оптимальным режимам их работы.
При таком подходе принимают в расчет и строение системы, и свойства отдельных ее компонентов, причем:
а) под системой понимают совокупность машин, оборудования, средств управления и операторов,требуемую для достижения определенной цели либо для реализации проекта;
б) реальная система представляется в виде некоторого образа, называемого моделью системы. Подмоделями понимают отображения всех параметров систем, выполненные таким образом, что они передают взаимосвязь этих параметров. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и/или математических (функциональных) отношений. Поведение систем и их моделей должно подчиняться одним и тем же правилам.
Априорный и апостериорный анализ безопасности систем
Анализ безопасности системы осуществляется априорно или апостериорно, т.е. до или после возникновения нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым или обратным.
Априорный анализ. Исследователь выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению.
Апостериорный анализ. Выполняется после того, как нежелательное событие уже произошло. Цель такого анализа – разработка рекомендаций на будущее. Один вид анализа дополняет другой. Кроме того, апостериорный анализ может стать базой для последующего априорного анализа. Логическая последовательность событий может быть проанализирована прямым и обратным методами. При использовании прямого (индуктивного) метода анализируются причины, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины. Конечная цель всегда одна – предотвращениенежелательных событий.
Контрольные вопросы и задачи
1. Предмет дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
2. Сформулировать аксиому о потенциальной опасности деятельности
3. Дать определение понятию «опасность»
4. Определить понятие «безопасность»
5. В чем выражается потенциальный характер опасностей?
6. Сформулировать три задачи БЖД
7. Основные разделы курса БЖД
8. Дать определение понятию «риск». Риск индивидуальный и групповой (социальный), мотивированный и немотивированный риск
9. Что такое «приемлемый риск»? Как определить его значение? Чему по международным оценкам равен приемлемый риск? пренебрежимо малый риск?
10. Пути управления риском
11. Методические подходы к изучению риска
12. Последовательность изучения опасностей (3 стадии)
13. Системный анализ при изучении опасностей. Понятие системы
14. Определить понятия «надежность», «отказ», «технический ресурс»
15. Что такое «модель системы»? ее назначение
16. Априорный и апостериорный анализ безопасности систем. Примеры использования
17. Задача. Определить значение индивидуального риска, если за период 5 лет в авариях пострадало 4 человека, а среднесписочное число работающих на данном объекте за указанный период составляло 1525 человек
18. Коэффициент частоты производственного травматизма для подразделения за отчетный период составил 4,3. Чему равен риск травмирования работников данного подразделения за указанный период?
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности