Список основной и дополнительной литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»
Кафедра Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды
РГП ПХВ «Евразийский
Национальный университет
им. Л.Н. Гумилева»
Бейсенова Р.Р.
__________________
_______________ 2013 г.
СИЛЛАБУС
Обязательный модуль по специальности 3 (шифр и наименование модуля)
по дисциплине Bio 2204 Биология
(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)
для студентов специальности 5В060800 – Экология
(шифр и наименование специальности)
Астана
Силлабус
1. ФИО преподавателя, научное звание:кандидат биологических наук Саматова Индира Саматовна. Рабочий телефон 70-95-00 /33-220/, мобильный телефон 87775136369 (электронный адрес [email protected])
Научные интересы: экология, биотехнология, физиология, биохимия и генетика растений; экология микроорганизмов.
2. Название учебной дисциплины:Биология – Bio 2204; количество кредитов – 2
3. Время и место проведения учебной дисциплины:3-семестр, согласно расписанию
4. Пререквизиты учебной дисциплины:Изучение курса «Биология» базируется на знаниях, полученных студентами при освоении содержания курсов «Экология и устойчивое развитие», «Химия», «Физика», «Биометрия» и др.
Постреквизиты учебной дисциплины: Полученные знания могут быть применены при изучении курсов «Биоиндикационные методы исследования», «Мутагенез и окружающая среда», «Биогеохимия и экотоксикология», «Экопатология», «Биологическая экология».
Характеристика учебной дисциплины
Назначение учебной дисциплины
Курс «Биология» предназначен для освоения студентами знаний об анатомо-морфологической организации живых организмов, о физиологических, биохимических и биофизических процессов, протекающих в живых организмах и о генетических закономерностях наследования и изменчивости признаков.
Цель изучения учебной дисциплины
Формировать основополагающие понятия и представления о важнейших разделах биолоической науки экспериментального профиля – цитологии, гистологии, генетике, физиологии растений и животных, биофизики.
Задачи изучения дисциплины
Дать представление о структуре, функциях и генезисе клеток и тканей; дать фундаментальные знания о физиологических процессах в организмах, в зависимости от действия факторов внешней среды; познакомить с закономерностями наследования признаков, структурно-функциональной организацией генетического материала и его изменчивостью; генетическими последствиями загрязнения окружающей среды.
Содержание учебной дисциплины
1. Основные положения клеточной теории. Структура и функция клеток и клеточных органоидов, классификация, строение, функции тканей.
2. Физиология растительной клетки. Особенности и механизм водного обмена, дыхания, минирального пиатния, фотосинтеза и устойчивости растений к действию факторов среды. Дыхание. Физиология минерального питания.
3. Материальные основы наследственности и изменчивости, генетические последствия загрязнению окружающей среды. Закономерности наследования признаков. Законы Менделя. Внеядерная наследственность.
4. Основные положения физиологии человека и животных. Физиология возбудимых тканей. Биофизика клетки и целостных организмов. Основные физические законы, лежащие в основе биологических законов и явлений.
План изучения учебной дисциплины
Нед. | Название темы | Формы организации обучения и количество часов | Задания для СРС |
1. | Предмет цитологии, ее цели и задачи. Клеточная теория. Строение клеток, клеточных органоидов. Происхождение митохондрии и пластид | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч | Строение, химический состав и функции клеточной стенки |
2. | Строение и функция клеточного ядра. Деление клеток. Клеточный цикл. Клетка и окружающая среда | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Регуляция клеточного цикла. Разновидности митоза. Апоптоз |
3. | Классификация тканей животных организмов. Ткани внутренней среды, нервной системы, мышечная ткань | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Происхождение и общая характеристика тканей животных |
4. | Предмет физиологии растений Физиология растительной клетки. Водный обмен растений | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Влияние неблагоприятных факторов на растения |
5. | Фотосинтез. Циклы Кальвина, Хэтча и Слэка. Дыхание. Цикл Кребса. Фотодыхание. Фосфорилирование | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Экологические аспекты фотосинтеза. |
6. | Физиология минерального питания. Макро- и микроэлементы. Рост и развитие растений. Этапы онтогенеза | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Растения индикаторы по содержанию в них минеральных элементов |
7. | Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. Физиология стресса | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Реакция растений на внешние воздействия |
8. | Генетика и ее место в биологии. Закономерности наследования признаков. | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Пенентрантность, экспрессивность, плейотропия |
9. | Генетика определения пола. Половые хромосомы. Сцепление и кроссинговер. Генетические карты хромосом | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Нерасхождение половых хромосом. |
10. | Изменчивость наследственного материала. Генные, хромосомные, геномные мутации | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Практическое использование плоидности растений |
11. | Экологическая генетика. Молекулярные механизмы генетических процессов | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Значение гормонов в регуляции транскрипции |
12. | Внеядерная наследственность. Генетика хлоропластов и митохондрий. Генетика человека | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | ЦМС. Наследственные болезни |
13. | Генетика популяции и ее эволюция. Структура вида, граница вида. Селекция | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Межпопуляционные связи. Теория «чистых линий» |
14. | Физиология человека и животных. Физиология возбудимых тканей. Система внутренних органов | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Организм и социальная деятельность человека |
15. | Предмет и задачи биофизики. Термодинамика, электропроводимость живых тканей. Фотобиология | Лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. СРСП – 2 ч. СРС – 2 ч. | Влияние физических факторов на живые системы |
Список основной и дополнительной литературы
Основная литература
1. Пехов А.П. Биология с основами экологии. 2004
2. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Выс.шк., 1989
3. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. М., 2004
4. Медведев С.С. Физиология растений. СПб.: Из-во СПбГУ, 2004
5.Ремизов А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика. М., 2003
Дополнительная литература
1. Молекулярно-биологические аспекты прикладной ботаники, генетики и селекции. Т. 1: Теоретические основы селекции / под ред. Конарева В.Г. М.: Колос, 1993
2. Структура и функции клеток растений при засолении. М: Наука, 1970
3. Дроздов С.Н., Курец В.К. Некоторые аспекты экологической физиологии растений. Петрозаводск, 2003