Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы
Цель методических рекомендаций по изучению дисциплины — помочь учащимся в изучении и систематизации знаний.
Основным методом изучения является самостоятельная работа, которая должна быть обязательно систематической и производиться в последовательности, предусмотренной программой дисциплины.
Согласно учебному плану учащиеся выполняют одну домашнюю контрольную работу.
Задания на домашнюю контрольную работу разработаны в количестве 10 вариантов в соответствии с программой дисциплины.
Вариант работы выбирается в соответствии с последней цифрой шифра учащегося. Каждый вариант содержит 3 задания. Ответы на вопросы должны быть четкими, по существу, логически последовательными.
Контрольная работа выполняется в школьной тетради, на обложке которой учащийся указывает фамилию, ими, отчество, шифр, номер группы, название дисциплины, вариант, номер контрольной работы и домашний адрес.
Контрольная работа должна быть выполнена в установленные учебным графиком сроки и написана от руки, грамотно, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечаний рецензента (преподавателя).
Приступая к выполнению контрольной работы, учащийся должен написать полностью вопрос, указать его номер.
Ответы на вопросы должны быть конкретными и полностью раскрывать их сущность. Необходимо творчески подходить к изложению изученного материала. Ответы должны содержать элементы анализа, сопровождаться конкретными примерами. Переписывание текста из учебников и учебных пособий не допускается. Не следует перегружать работу цитатами, но если они приводятся, их необходимо писать дословно, брать в кавычки и указывать источник (фамилии автора, название произведения, место и год издания, том, часть, параграф, страница).
Качество контрольной работы оценивается прежде всего по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы, в какой степени использована рекомендованная к варианту литература.
Объем контрольной работы должен составлять 8—20 страниц ученической тетради.
В конце работы указывается перечень использованной литературы, ставится дата выполнения работы и личная подпись. Необходимо оставить 1-2 чистых листа для рецензии преподавателя.
Выполненная контрольная работа сдаётся (высылается) в учреждение образования на рецензирование в соответствии с учебным графиком.
Учащиеся, получившие контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций преподавателя доработать отдельные вопросы.
Доработанный вариант контрольной работы представляется учащимся вместе с прежним в учреждение образования.
Варианты заданий для домашней контрольной работы
Вариант 1
1 Отходы производства и потребления (в том числе по месту Вашей работы), их характеристики. Требования к складированию и захоронению промышленных отходов.
2 Природная среда и ее составляющие. Окружающая среда. Экологическая безопасность.
3 Энергия. Виды энергии, способы преобразования, транспортировки. Использование энергии. Воздействие различных источников энергии на окружающую среду.
Вариант 2
1 Глобальные (парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя), региональные и локальные последствия загрязнения атмосферы. Возможные пути их минимизации.
2 Биоэнергетика. Основные типы энергетических процессов, связанных с переработкой биомассы. Потенциальные возможности использования биологических энергоресурсов в Республике Беларусь.
3 Государственное управление природопользованием и энергосбережением.
Вариант 3
1 Растительные и животные ресурсы страны, их состояние и использование. Проблема сохранения биологического разнообразия.
2 Система управления за состоянием окружающей среды (в том числе по месту Вашей работы). Служба охраны окружающей среды в конкретной организации и ее обязанности.
3 Энергосбережение в строительстве и сельском хозяйстве.
Вариант 4
1 Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Республике Беларусь (генетические, биологические, экологические, демографические).
2 Твердые отходы и защита почв от загрязнения.
3 Рациональное использование энергетических ресурсов (в том числе по месту Вашей работы). Приемы их экономии.
Вариант 5
1 Экологическая экспертиза и аудит производства: мониторинг состояния окружающей среды и степени воздействия на нее вредных факторов.
2 Гидроэнергетика. Потенциал гидроэнергетических ресурсов в Республике Беларусь.
3 Энергосбережение в промышленности.
Вариант 6
1 Охрана атмосферного воздуха. Нормирование его качества. Промышленная и санитарная обработка газовоздушных выбросов.
2 Круговорот веществ в природе: углерода, кислорода, азота, воды, фосфора.
3 Нормирование качества окружающей среды (атмосферы, водных ресурсов, почвы). Технологическое, техническое и санитарно-гигиеническое нормирование.
Вариант 7
1 Природопользование, его виды. Ресурсо- и энергосбережение.
2 Преобразование и использование солнечной энергии (гелиоэнергетика) и энергия ветра (ветроэнергетика). Потенциал гелио- и ветроэнергетики в Республике Беларусь.
3 Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения.
Вариант 8
1 Топливно-энергетические ресурсы страны, их характеристика. Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов до 2020 г.
2 Водные ресурсы, их состояние и использование. Водопотребление и водоотведение в различных отраслях экономики.
3 Энергосбережение на транспорте, в учреждениях.
Вариант 9
1 Экологическая характеристика сырья, вспомогательных материалов, промежуточных продуктов готовой продукции, сточных вод, газовоздушных выбросов, твердых отходов, шламов (в том числе по месту Вашей работы).
2 Бытовые отходы и проблемы их утилизации.
3 Основные направления энергетической политики Республики Беларусь до 2010 г. Возможность самообеспечения топливно-энергетическими ресурсами экономики страны.
Вариант 10
1 Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Свойства живого вещества.
2 Природные ресурсы. Их классификация по характеру использования человеком. Заменимые и незаменимые ресурсы.
3 Механизм административного управления природопользованием.
* 16 декабря 2008 года принят Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», который вступит в силу с 10 июля 2009 года. После вступления его в силу утратит силу действующий Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 года «Об охране атмосферного воздуха».