Раздел 1. экономическая оценка экологического ущерба
И.М.ПАВЛОВА
ОЦЕНКА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА И ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
МОСКВА 2008
ISBN 978-5-89231-229-5
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
И.М.ПАВЛОВА
ОЦЕНКА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА И ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано УМО по образованию в области
природообустройства и водопользования в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных заведений
МОСКВА 2008
ББК 65.9(2)28
УДК 330.15:504.06
П12
Рецензенты:
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД РФ
Ю.А.Чернецова
Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономических теорий МГУП
С.И.Никитин
Павлова И.М.
П12 Оценка эколого-экономического ущерба и платежей за загрязнение окружающей среды. Учебное пособие. – М.: МГУП, 2008. 59 с.
ISBN 978-5-89231-229-5
В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и практики оценки эколого-экономического ущерба, причиняемого
хозяйственной деятельностью, и определения платежей природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду. Пособие предназначено для студентов экономических и инженерных специальностей университета очной и заочной формы обучения. Приведенные в нем материалы могут использоваться при выполнении домашних заданий; расчетно-графических,
контрольных и курсовых работ; в дипломном проектировании.
Табл. 21. Рис. 16. Библиогр. назв. 6.
ISBN 978-5-89231-229-5 © Павлова И.М., 2008
© Московский государственный университет природообустройства, 2008
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическими целями государственной экологической политики являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, обеспечение экологической безопасности страны и конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В период активизации глобальных экономических и экологических процессов на территории страны природные ресурсы используются все более интенсивно. Негативное влияние хозяйственной деятельности, приводящее к деградации среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. На современном этапе для успешной реализации государственной экологической политики необходимо совершенствование системы природоохранного регулирования, в основе которого в том числе должны быть: переход к внедрению механизмов экологической оценки последствий хозяйственной деятельности; формирование эффективной системы экономических санкций за несоблюдение установленных требований; организация государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды.
В связи с вышеизложенным, проблемы адекватной стоимостной оценки экологического ущерба от антропогенного воздействия и компенсации его выплатами природопользователей являются весьма актуальными. Данное учебное пособие рекомендуется студентам, обучающимся по направлению 280400 «Природообустройство» при изучении экономики природопользования.
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА
Под загрязнением окружающей среды (ОС) понимается
антропогенно обусловленное поступление вещества и энергии в окружающую среду, свойства, местоположение или количество которых приводит к ухудшению ее состояния с точки зрения
социально-экономических интересов общества.
Эколого-экономический ущерб, причиняемый окружающей среде, означает возможные или фактические экономические, экологические и социальные потери, возникающие в результате нарушения природоохранного законодательства; хозяйственной деятельности человека; аварий и катастроф.
Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, а, следовательно, и финансовых ресурсов в народном хозяйстве; ухудшения социально-гигиенических условий проживания населения; качественных изменений (потерь) экономического потенциала страны. Таким образом, ущербом от загрязнения ОС можно считать результат данного вредного воздействия на реципиентов.
Ущерб от воздействия атмосферных загрязнений проявляется в повышении заболеваемости населения; в негативных последствиях загрязнения водных ресурсов; в снижении биопродуктивности природно-хозяйственных комплексов; в преждевременном износе основных фондов покрытий; в снижении рекреационного потенциала территорий и т.п.
Ущерб от загрязнения водной среды и водного фонда проявляется в снижении биопродуктивности водных экосистем; в ухудшении потребительских свойств воды как природного ресурса; в затратах на ликвидацию последствий загрязнения воды и восстановление ее качества; во вреде здоровью населения.
Ущерб от загрязнения земельных ресурсов проявляется в количественном и качественном ухудшении состава и свойств почвы; снижении природохозяйственной значимости сельхозугодий; деградации земель; захламлении и загрязнении почв и земельных ресурсов отходами производства и потребления.
Ущерб от загрязнения окружающей среды может измеряться:
1. в натуральных показателях ущерба, характеризующих ухудшение состояния реципиентов, вызываемое данным уровнем загрязнения;
2. в условных единицах нагрузки на реципиентов при данном уровне загрязнения.
Показатели нагрузки на реципиентов в условном исчислении учитывают:
ü состав реципиентов в загрязненной зоне;
ü степень достижения установленных нормативов качества ОС в рассматриваемом регионе;
ü сравнительную опасность различных загрязнений для здоровья человека, экологических систем, общественного и личного имущества;
ü условия рассеивания (разбавления) загрязняющих веществ в окружающей среде.
Экономическая оценка экологического ущерба заключается в определении фактических и возможных финансовых потерь от негативного изменения качественных и количественных параметров ОС в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов, а также от последствий этого изменения.
Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды
является комплексной величиной и представляет собой сумму затрат, возникающих у реципиентов в пределах загрязненной
зоны. При этом учитываются затраты на снижение загрязнения; затраты на восстановление ОС; дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды; затраты на компенсацию риска для здоровья людей; затраты на дополнительный природный ресурс для обезвреживания потока загрязнителей; затраты, вызываемые вторичным загрязнением.
В зависимости от способа измерения экологического ущерба могут быть использованы два метода его экономической оценки:
1. пересчет в денежное выражение натуральных показателей ущерба (применяется в случаях, когда выявлены натуральные ущербы от загрязнения ОС по важнейшим реципиентам в пределах загрязненной территории и определены нормативы затрат на компенсацию или предотвращение данного вредного воздействия);
2. пересчет в денежное выражение показателей условной нагрузки на реципиентов (применяется при расчетах эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий, а также при установлении нормативов экономического стимулирования и экономических санкций за результаты природоохранной деятельности).
В существующих методиках стоимостнойоценкиущерба от загрязнения атмосферы и водных объектов используется подход, основанный на приведении различных загрязняющих веществ (ЗВ) к «монозагрязнителю», то есть к агрегированному виду. Экономическая оценка годового ущерба (У, руб./год) от выброса (сброса) ЗВ в атмосферный воздух (водохозяйственный участок) определяется по формуле:
, (1.1)
где:
– удельный эколого-экономический ущерб от выброса (сброса) одной условной тонны загрязнений, руб./усл.т;
– приведенная масса выброса (сброса) ЗВ, усл.т/год;
– коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха или водных объектов) для рассматриваемой территории.
Величина удельного эколого-экономического ущерба определяется исходя из условий компенсации: затрат на предупреждение попадания загрязнителей в окружающую среду; затрат на ликвидацию последствий этого попадания. Данный показатель дифференцируется:
ü в случае загрязнения атмосферы – по экономическим районам Российской Федерации;
ü в случае загрязнения водных объектов – по бассейнам морей, рек и административно-территориальным единицам РФ.
Приведенная масса выброса (сброса) ЗВ представляет собой величину, позволяющую в сопоставимом виде отразить относительную вредность (эколого-экономическую опасность) всей суммы разнообразных загрязнений, поступающих в атмосферный воздух или в водную среду. Этот показатель рассчитывается по формуле:
, (1.2)
где:
– индекс вида ЗВ;
– количество загрязнителей;
– фактическая масса выброса (сброса) i-го вида загрязняющих веществ, т/год;
– показатель относительной (эколого-экономической) опасности i-го вида загрязняющих веществ, усл.т/т.
Значение величины для каждого вида ЗВ определяется по формуле:
, (1.3)
где:
– предельно допустимая концентрация i-го вида загрязняющего вещества, мг/м3 (г/м3).
При расчете ущерба от загрязнения воздушного бассейна в качестве ПДК применяется – среднесуточная предельно допустимая концентрация i-го вида ЗВ в атмосфере. При отсутствии этого показателя принимается предельно допустимая максимальная разовая концентрация ( ) или величина ориентировочно безопасного уровня воздействия (ОБУВ).
При расчете ущерба от загрязнения водных объектов в качестве ПДК принимается, как правило, – предельно допустимая концентрация i-го вида ЗВ для водоемов рыбохозяйственного значения. При отсутствии этого показателя можно использовать показатель ПДК загрязняющего вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, а также величину ОБУВ.
Для тех веществ, по которым в действующих списках ПДК указано «отсутствие» рекомендуется принимать значение как для наиболее опасных загрязнителей.
Коэффициент, учитывающий экологические факторы, предназначен для учета суммарного воздействия, оказываемого загрязнениями на конкретную территорию (при этом принимаются во внимание природно-климатические особенности территории, значимость расположенных на ней природных и социально-культурных объектов). В основу коэффициента, учитывающего состояние атмосферного воздуха ( ), положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территориях экономических районов РФ в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу. Коэффициент, учитывающий состояние водных объектов ( ), рассчитан на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод и объема стока по бассейнам основных рек в разрезе республик, краев, областей и экономических районов России. Данный показатель дифференцируется:
ü в случае загрязнения атмосферы – по экономическим районам Российской Федерации;
ü в случае загрязнения водных объектов – по бассейнам морей, рек и административно-территориальным единицам РФ.
Значение показателя может быть увеличено решением
органов исполнительной власти (ОИВ) административно-территориальных единиц России по согласованию с соответствующими территориальными органами системы Министерства природных ресурсов и экологии РФ (МПР РФ):
ü в 1,2 раза – для природопользователей, осуществляющих выбросы ЗВ в атмосферу городов и крупных промышленных центров;
ü в 2 раза (максимум) – для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия; на территориях национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях; в эколого-курортных регионах; в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных; на территориях, по которым заключены международные конвенции.
Стоимостнаяоценка ущерба от размещения отходов ( , руб./год) определяется по формуле:
, (1.4)
где:
– индекс класса опасности отходов;
– количество классов опасности отходов;
– удельный эколого-экономический ущерб, наносимый окружающей среде размещением одной тонны отходов IV-го класса опасности, руб./т; данный показатель дифференцируется по экономическим районам и административно-территориальным единицам Российской Федерации;
– фактическая масса размещаемых отходов j-го класса опасности, т/год;
– коэффициент, учитывающий класс опасности отхода; изменяется от 0,2 – для практически неопасных отходов (V-го класса опасности) до 7 – для чрезвычайно опасных отходов (I-го класса опасности).