Экологическое законодательство

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой сложную и много­плановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их опреде­ленной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоров­лению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохра­нение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального про­изводства.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию,
сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансиро­вание и материально-техническое обеспечение природоохран­ных действий;

3) государственный и общественный контроль за выполне­нием требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объек­том правовой охраны выступает природная среда — объектив­ная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются норма­тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся зако­ны, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологичес­кого права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние 1 экологические отношения на основе примата международного права.

В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном сувере­нитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и граж­данина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.

Система экологического законодательства, руководству­ющаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федераль­ный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательст­ва входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 21 февра­ля 1992 г. № 2395-1 "О недрах", Лесной кодекс РФ, Вод­ный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", а также другие законодательные и нормативные акты.

В Конституции РФ отражены основные положения эко­логической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятель­ности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конститу­ции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, прожи­вающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юри­дических лиц на частную собственность на землю и другие при­родные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-пра­вовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, приро­допользование, охрана окружающей среды и обеспечение эко­логической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация прини­мает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, вклю­чая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в ис­точниках экологического права.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" опре­деляет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благо­приятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологичес­кой безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

• основы управления в области охраны окружающей среды;

• права и обязанности граждан, общественных и иных неком­мерческих объединений в области охраны окружающей среды;

• экономическое регулирование в области охраны окру­жающей среды;

• нормирование в области охраны окружающей среды;

• оценка воздействия на окружающую среду и экологиче­ская экспертиза;

• требования в области охраны окружающей среды при
осуществлении хозяйственной деятельности;

• зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных си­туаций;

• государственный мониторинг окружающей среды (госу­дарственный экологический мониторинг);

• контроль в области охраны окружающей среды (экологи­ческий контроль);

• научные исследования в области охраны окружающей
среды;

• основы формирования экологической культуры;

• международное сотрудничество в области охраны окру­жающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граж­дан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения". Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Правовые нормы по охране природы и рациональному приро­допользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Вод­ный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издавать­ся указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Россий­ской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

На основании и во исполнение Конституции РФ, федераль­ных законов, нормативных указов Президента РФ Правитель­ство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

К первой группе относятся те, которые принимаются во ис­полнение закона для конкретизации отдельных положений.

Вторая группа постановлений предназначена для опреде­ления компетенции органов управления и контроля.

Третья группа постановлений включает нормативно-право­вые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наде­ляются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполне­ния другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила — са­нитарные, строительные, технико-экономические, технологи­ческие и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права.

Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Пра­вительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете "Российские вести". Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься . представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется от­раслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ "О недрах", водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом "О животном мире", по окружающей природной среде — Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В основе такого разделения пра­вового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ре­сурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не долж­ны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко ис­пользуется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятель­ность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэко­логического содержания. Необходимость такого процесса объяс­няется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" с изм. с 01.04.2010 (ст. 7) дает право потре­бителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном са­моуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует от­метить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняются техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.

Наши рекомендации