Исполнение полномочий в области обращения с отходами. Основные направления в области совершенствования обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области

Эффективное решение проблемы нерегулируемого, возрастающего накопления отходов возможно только на основе разработки и реализации единой, комплексной системы государственного управления в сфере обращения с отходами.

В настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в области обращения с отходами производства и потребления. Ряд полномочий в указанной сфере возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В соответствии с Положением о Министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области, утвержденным указом Губернатора Омской области от 21 мая 2004 г. № 111, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере обращения с отходами производства и потребления. Ряд полномочий в указанной сфере возложен на Министерство здравоохранения Омской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Главное управление ветеринарии Омской области.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов – организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Для исполнения указанных полномочий, принятия конкретных мер в данном направлении в 2007 г. органами исполнительной власти и органами местного самоуправления предприняты следующие действия и мероприятия.

Подготовлен и принят Закон Омской области «О целевой программе Омской области "Развитие системы образования Омской области до 2010 года"» (в части реализации мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения Омской области в сфере обращения с отходами производства и потребления).

Утверждены:

1) Указ Губернатора Омской области от 11 сентября 2007 г. № 108 «О создании областного межведомственного совета по вопросам обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов на территории Омской области»;

2) Указ Губернатора Омской области от 3 июля 2007 г. № 86 «Об упорядочении обращения лома и отходов цветных металлов на территории Омской области»;

3) распоряжение Правительства Омской области от 18 апреля 2007 г. № 58-рп «Об организации и проведении месячника и субботника по санитарной очистке и благоустройству населенных пунктов Омской области»;

4) приказ Министерства здравоохранения Омской области от 22 января 2008 г. № 4 «О ведомственной целевой программе "Первоочередные мероприятия по улучшению санитарно-технического состояния государственных противотуберкулезных учреждений Омской области на 2008–2010 годы"» (в части обезвреживания и вывоза отходов, образующихся в государственных противотуберкулезных учреждениях Омской области);

5) распоряжение Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области от 20 ноября 2007 г. № 248-р «О создании рабочей группы по разработке проекта распоряжения Правительства Омской области "О комплексе мер по совершенствованию обращения с отходами производства и потребления в г. Омске и Омском муниципальном районе Омской области"»

Подготовлены:

1) проект целевой программы Омской области «Развитие системы здравоохранения Омской области» на 2008–2010 годы» (в части реализации мероприятий по закупке сертифицированных расходных материалов для сбора, транспортировки, обеззараживания и уничтожения медицинских отходов), принят Законом Омской области от 12 марта 2008 г. № 1018-ОЗ;

2) проект целевой программы Омской области «Защита населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и совершенствование гражданской обороны» на 2008–2012 годы» (в части реализации мероприятий по обращению с биологическими отходами), принят Законом Омской области от 12 февраля 2008 г. № 1010-ОЗ;

3) проект постановления Правительства Омской области «О региональном кадастре отходов производства и потребления в Омской области», принят на заседании Правительства Омской области 2 апреля 2008 г.

В рамках полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, в 2007 г. были приняты следующие нормативно-правовые акты Омского городского Совета и Администрации г. Омска:

– Решение Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска»;

– постановление Мэра г. Омска от 2 апреля 2007 г. № 230-п «О проведении двухмесячника, месячника и субботников по благоустройству и санитарной очистке территории г. Омска в весенне-осенний период 2007 года»;

– постановление Мэра г. Омска от 4 июля 2007 г. № 531-п «О городском смотре конкурсе «Омские улицы»;

– распоряжение Мэра г. Омска от 18 января 2007 г. № 7-р «О внесении изменения в распоряжение Мэра г. Омска от 30 марта 2005 г. № 692-р «Об определении нормы фактического накопления твердых бытовых отходов».

Ряд мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления запланирован в рамках реализации комплексных программ социально-экономичес­кого развития муниципальных образований Омской области.

В 2007 г. Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области совместно с органами местного самоуправления начата реализация мероприятий целевой программы Омской области «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на период до 2010 года». На основании Закона Омской области «Об областном бюджете на 2007 год» на реализацию мероприятий программы в 2007 г. объем выделенных финансовых средств составил 4 000,0 тыс. р.

Финансирование было направлено на реализацию пяти мероприятий, в том числе:

– участие в строительстве полигона ТБО рядом с р. п. Саргатское Саргатского района – 600,0 тыс. р.;

– участие в строительстве полигона твердых бытовых отходов рядом с г. Тарой – 1 000,0 тыс. р.;

– участие в строительстве полигона ТБО рядом с пос. Ачаирским Омского района – 600,0 тыс. р.;

– мониторинговые исследования полигона по захоронению пестицидов в д. Шулаевка Любинского района и разработка мероприятий, направленных на предупреждение негативного воздействия на окружающую среду – 200,0 тыс. р.;

– вывоз не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности Омской области, на специализированное предприятие для захоронения – 1 600,0 тыс. р.

В результате выполнения мероприятия «Участие в строительстве полигона твердых бытовых отходов рядом с р. п. Саргатское Саргатского района Омской области» обеспечено:

– выполнение топографо-геодезических работ и инженерно-геологических изысканий;

– выполнение начального этапа проектных работ.

В результате выполнения мероприятия «Участие в строительстве полигона твердых бытовых отходов рядом с г. Тарой Омской области»:

– обеспечена разработка проектно-сметной документации на строительство полигона бытовых отходов, получено положительное заключение государственной экспертизы;

– начато строительство подъездной дороги к полигону бытовых отходов.

В результате выполнения мероприятия «Участие в строительстве полигона твердых бытовых отходов рядом с пос. Ачаирским Омского района Омской области»:

– выполнены инженерные гидро-геологические работы;

– начато выполнение работ по проектированию полигона.

В результате выполнения мероприятия «Мониторинговые исследования полигона по захоронению пестицидов в д. Шулаевка Любинского района Омской области и разработка мероприятий, направленных на предупреждение негативного воздействия на окружающую среду»:

– выполнен анализ архивных данных о состоянии полигона захоронения пестицидов и результатах ранее проведенных лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в окружающей среде;

– проведен первый этап анализа уровня загрязнения почвенного покрова и грунтовых вод;

– обоснована необходимость продолжения дальнейшего мониторинга компонентов окружающей среды.

В результате выполнения мероприятия по вывозу не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов на специализированное предприятие для захоронения заключен государственный контракт по организации и выполнению указанного мероприятия с ФГУП «Новосибирский специализированный комбинат радиационной безопасности "Радон"». В сентябре 2007 г. осуществлен вывоз радиоактивных отходов на указанное предприятие.

Бюджетом Омска в 2007 г. были утверждены бюджетные ассигнования в размере 7 174,0 тыс. р. для выполнения работ по строительству биотермического утилизатора с пунктом временной передержки животных. В декабре 2007 г. ООО «Техстрой» были завершены работы по строительству указанного объекта.

В рамках реализации «Схемы санитарной очистки территории г. Омска от ТБО» в 2007 г. начато строительство двух мусоросортировочных комплексов на полигонах Кировского и Ленинского административных округов Омска.

На территории Омской области, в рамках реализации мероприятий по вовлечению в оборот золошлаковых материалов омских ТЭЦ, в 2007 г. осуществлено строительство завода по производству строительных материалов с использованием золошлаковых отходов.

Группой предприятий «Чистый город» реализуется проект строительства мусороперерабатывающего комплекса. Предлагаемый проект заключается в строительстве завода по сортировке и брикетированию твердых бытовых отходов на базе отечественной автоматизированной линии мощностью 60 тыс. т в год. В результате переработки планируется получать 34 тыс. т в год следующих видов вторсырья: бумаги и картона, пластмассы, стекла, текстиля, цветных металлов.

Основные пути решения проблем в области обращения с отходами на территории Омской области:

– разработка и реализация единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области, предусматривающей концентрацию финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграцию производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами, создание соответствующей нормативной и технологической базы;

– внедрение новых мощностей по переработке и обезвреживанию отходов, обеспечивающих увеличение объемов их использования в качестве вторичных материалов и уменьшение объемов размещения отходов на свалках, полигонах, в хранилищах. Обеспечение административной поддержки инфраструктур по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, поиск новых, более эффективных технологических решений переработки отходов на территории области;

– внедрение технологий по раздельному сбору промышленных и твердых бытовых отходов;

– строительство полигонов экологически безопасного захоронения промышленных и твердых бытовых отходов, ликвидация несанкционированных мест размещения отходов с последующей рекультивацией земель;

– осуществление строительства сооружений по канализованию и очистке жидких коммунальных стоков;

– осуществление государственной поддержки программ и мероприятий в области обращения с отходами общественных экологических организаций.

Радиационная обстановка

В соответствии с Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. № 93 «О порядке разработки радиационно-гигиени­ческих паспортов организаций и территорий», в целях оценки воздействия радиационного фактора на население Омской области в течение девяти лет с 1998 г. проводится работа по радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территории Омской области. Постановлением главного государственного санитарного врача по Омской области от 31 августа 1998 г. № 24 «О введении радиационно-гигиенической паспортизации организаций» определен порядок проведения радиационно-гигиени­ческой паспортизации, заполнения и сдачи радиационно-гигиенических паспортов.

Радиационно-гигиеническая обстановка на территории области по основным показателям радиационной безопасности персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения, населения и окружающей среды на протяжении последних лет остается стабильной и оценивается как удовлетворительная. По-прежнему наибольший вклад в дозу облучения населения Омской области (по данным 2006 г.) внесли природные источники ионизирующего излучения (87,14 %) и медицинское облучение (12,72 %). На долю всех иных источников приходится 0,13 %.

Средний уровень гамма-фона в Омске и районах Омской области на местности составил 0,11 мкЗв/ч. Показатели гамма-фона на территории Омской области оставались стабильными в течение последнего ряда лет (см. табл. 1.28).

Таблица 1.28

Наши рекомендации