Выработка метода социальной экологии
Так как социальная экология является переходной наукой между естественными и гуманитарными, поэтому в своей методологии она активно использует как методы естественных, так и гуманитарных наук, а также методологию, которая представляет собой единство двух этих подходов.
Таким образом, специфика метода социальной экологии обусловлена тем фактором, что ее предмет граничит между природой и обществом.
В процессе научного познания предмета социальной экологии существуют определенные этапы, общие для процесса любого научного познания. Однако каждый этап имеет особенности, обусловленные как спецификой самого предмета социальной экологии, так и спецификой ее метода в целом. Можно согласиться с такой точкой зрения, подчеркивает Данило
Ж. Маркович, «что специфика предмета социальной экологии состоит в том, что она изучает как общие закономерности взаимоотношений природы и общества, так и отношение общества (отдельных его частей) к нему, что влияет на создание ее категориально-логического аппарата, в том числе и метода »3.
Фактически метод социальной экологии должен представлять собой совокупность познавательных операций, соответствующих цели ее исследования как науки.
При использовании различных экологических подходов в выработке метода социальной экологии следует основываться на том, что ее предмет, теория познания и метод до некоторой степени сходны, но по своему содержанию и целям не обязательно идентичны. Точно так же следует учитывать и то, что одни экологические проблемы в большей степени, другие в меньшей степени приближаются к теории в ее более узком значении, и
социальная экология должна опираться на последние.
Из этих методов наибольшее значение для выработки метода социальной экологии имеют следующие:
системное понимание мира;
экологический кризис;
кризис человеческого бытия в современном мире;
гуманистическое развитие;
глобальность экологических проблем и всеобщая ответственность за их решение.
3 См. более подробно: Маркович Данило Ж. Социальная экология. М., 1996, с. 99-100.
Исходя из перечисленных подходов и из своего предмета, социальная экология должна выработать метод получения нового знания о своем предмете и определить методику сбора данных и метода обобщения.
При формировании первого элемента своего научного метода — предварительного знания о предмете исследования — социальная экология исходит не только из экологического мировоззрения, но и из теорий о защите окружающей среды.
Теоретические разработки защиты окружающей среды появляются во второй половине XIX века. Наиболее известными из них являются: теория стоимости экономического роста; теория мальтузианства; теория бентимистов; теория преобразования международного порядка; теория уровня жизни и др.
При использовании этих теорий для выработки метода социальной экологии их надо критически проанализировать как с точки зрения научной обоснованности, так и с позиции предмета.
Процедура суммирования новых знаний (как элемент научного метода) в социальной экологии должна также быть приспособлена к ее предмету.
Особое внимание следует уделить этапу классификации данных и способу их представления. В этом плане следует критически осмыслить существующие математико-статистические методы, а также метод моделирования, используемый в исследовании жизненной среды.
Однако элементы метода в социальной экологии (как и любой науке) должны отвечать требованиям общественного метода, это же относится и к этапу обобщения, т. е. установлению и формулированию научных законов.
Но при этом в социальной экологии взаимодействие в системе
«общество—природа» должно способствовать сохранению и
совершенствованию качества жизненной среды и инициировать необходимые
меры в проведении экологической политики на международном и локальном
уровне.
Таким образом, трудности, существующие при определении метода социальной экологии, зависят от того, будет ли понята и определена социальная экология как часть общей экологии (как естественная наука) или как общественная, отраслевая социологическая наука, или же как наука пограничная между естественными и общественными науками.