Развитие финансового механизма природоохранной деятельности
Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сферы требует создания гармоничного финансово-кредитного механизма регулирования природопользования, включающего следующие звенья:финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;развитую систему территориальных природоохранных фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;систему экологических банков;привлечение средств из фондов экологического страхования;
В условиях становления рыночных отношений необходимость в создании экологических банков обусловлена: I) ограниченностью бюджетных возможностей финансирования экологической сферы; 2) необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ; 3) растянутостью сроков окупаемости экологических затрат и, следовательно, повышенной степенью банковского риска; 4) возросшей потребностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования. Экологический банк может выступать как эффективный экономический центр регулирования процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления.
Важным направлением экологизации кредитной политики является введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователей, поскольку высокий уровень эко логической опасности предприятия снижает степень гарантии возврата банковского кредита
Экологизация кредитная политики должна быть основана на принципе «кредитной нейтральности», т.е повышенный процент за кредитование экологически опасных предприятий должен компенсироватьс: льготным кредитованием экологически надежных. Существует еще один жточник финансирования природоохранных мероприятий, проверенный на опыт разных стран. Это мобилизация будущих доходов государства (антиципации, на языке финансистов) дл: решения неотложных тжущих задач путем выпуска государственных займов и формирования рынка госу дарственных ценных бумаг (экологических облигации. Этот основанный на рыночных механизмах спосо* финансирования природоохранной деятельности может оказаться эффективным в условиях финансовой кризиса. Экологические шймы представляют собой способ привлечения средств юридических и физически: лиц на условиях доброшшьности, срочности, возвратности и платности для дополнительного финансирова ния природоохранных щжд сверх текущих возможностей государства и предприятий.
Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию пенных бумаг с учето1 реального положения дел на фондовом рынке.
54. Экологическое страхование: виды, формы и проблемы развития.
В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов -источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулировиния таким образом предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования состоит в наибе лее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.
Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик: его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 25—30%. Возмс щение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владель цев предприятий через систему экологического страхования, лишь в случаях катастрофических размере ущерба к его возмещению может подключиться государство. Суть страхования заключается в объединени ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них.
Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное и страхование эколог» ческой ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан. В страхов; нии экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно безусловно затрагивает и интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерб
Экологическое страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме. Добровольнс страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и стр; ховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются в соответствии законодательством о страховании, конкретные условия определяются в договоре страхования. Обязате.п ным является страхование, осуществляемое в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его пров! дения определяются специальными нормативными актами. На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприят! разделяют на три группы:особо опасные — группа «А» (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) — должны подлежа обязательному страхованию;опасные — группа «Б» (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,085) — решение по обязател ному страхованию принимают региональные природоохранные органы;малоопасные — группа «В» (вероятность аварий 0,059) — предприятия страхуют риск экологическ» аварий на добровольной основе.
55. Понятие, содержание и виды ущерба (экологический, экономический и социальный) от загрязнения и истощения природной среды.
Важнейшим условием обеспечения экологической безопасности страны является обязательное возмещение субъектами хозяйствования ущерба от антропогенного воздействия на природную среду, выраженного в стоимостной форме. Для установления размеров компенсаций ущерба от загрязнения и истощения природной среды необходима его экономическая оценка.
Строго говоря, этот ущерб проявляется не только в недополученной продукции и иных материальных утратах, но и в потерях нематериальных ценностей. Каждое природное благо - это не только средство производства и среда обитания, которые можно компенсировать материальными затратами и трудом человека, но и уникальное образование, которое зачастую невоспроизводимо и незаменимо. Очень трудно оценить, во что обойдется обществу потеря живописных мест отдыха, бальнеологических объектов, представителей флоры и фауны и т.п.
Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба: экологический, экономический и социальный.
Экологический ущерб характеризуется нарушениями, возникающими" в природных системах. Неблагоприятные последствия для них могут наступить даже при незначительных отклонениях от оптимального состояния, а при достижении критического уровня происходят необратимые изменения в экосистемах.
Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности.
Социальный ущерб — это ущерб, наносимый, прежде всего, здоровью людей загрязненным воздухом, продуктами питания, загрязненными химическими веществами, плохим качеством питьевой воды, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения, благополучию жизнедеятельности.